Якуб ибн Ибрахим ибн Хабиб ал-Ансари (113-182 г.х.). Известный ученик Абу Ханифы, великий факих и муджтахид, кадиюл-кузат (великий кади) государства Аббасидов (в период правления Махди, Хади и Рашида). Каждый из правителей, особенно Харун ар-Рашид, проявляли к нему большое уважение и ценили его.
В источниках говорится, что поначалу он занимался наукой хадисов. Находясь в обществе мухаддисов (ученых-хадисоведов) ежедневно изучал и декламировал другим 50-60 хадисов. В своих произведениях он приводит хадисы от Хишама ибн Урвы, Абу Исхака Шайбани, Ата ибн Саиба и других. Фикх (исламское право) он начал изучать у Ибн Абилейлы. Заинтересовавшись этой наукой, чуть позже он присоединился к кружку Абу Ханифы и превратился в его классического ученика.
Как написал шейх Мухаммад Хузарийбек, он в качестве самого великого ученика и самого лучшего помощника Абу Ханифы первым написал книгу по его мазхабу, описав-раскрыв примеры, распространил этот мазхаб на весь мир. (Шейх Мухаммад Хузарибек. «Тарихут-ташриъил исламий», стр.171)
А был Абу Юсуф из семьи бедняка и занимался мытьём и отбеливанием одежды. Он рассказывает: «Я старался изучать фикх и хадисы, будучи бедным. Однажды я сидел возле Абу Ханифы, когда пришла моя мать, вывела меня с собой и сказала: «Не тяни ноги к Абу Ханифе, у него хлеб спелый1, а ты обязан обеспечивать нас». Подчинившись ей, я отказался от своих таких интенсивных хождений по следам науки. Абу Ханифа разыскал меня и попросил вернуться к урокам. Я вернулся. Был первый день моего возвращения в его общество, когда он спросил: «Что тебя отдалило от нас?». «Обеспечение нашей жизни и подчинение свой матери», - ответил я и сел на место. Когда все разошлись, он протянул мне какой-то мешок и сказал: «Пользуйся пока этим». Я взглянул в мешок, там было сто дирхемов. Он посмотрел на меня и сказал: «Сообщай мне каждый раз, когда заканчивается в нём».
Я стал ходить в кружок. Через некоторое время он дал мне снова сто дирхемов. Таким вот образом он помогал мне до той поры, когда я вышел из бедности и стал богатым» (Доктор Ахмад Шалаби, «Мавсуатул-хазаратил-исламия», 8-том, стр.199)
Уроки Абу Ханифы были настолько интересны Абу Юсуфу, что когда умер его сын, он, боясь пропустить урок, поручил похороны другому.
Хотя и был поначалу Абу Юсуф чтецом и преподавателем хадисов, после сближения с Абу Ханифой он стал сторонником раъй2 и кыяса3, и, следуя за Абу Ханифой, он порой высказывал своеобразные мысли и суждения в противовес мыслям Абу Ханифы.
Во время правления Харуна ар-Рашида Абу Юсуф поднялся на самое высокое положение. Он первый в исламском мире удостоился звания «Кадил-кузо»(великий кади), первым написал книгу по своему мазхабу и, по утверждению Халликана, он первым ввёл униформу для судей и учёных. Эта одежда состояла из чёрной чалмы и тайласана (широкая длинная накидка, надеваемая поверх одежды). По мнению доктора Ахмада Шалабийа, такие униформы для судей, как GOWN, HOOD, CAN, что ныне утверждёны во многих, в частности, европейских, странах, не что иное, как немного видоизменённая форма той униформы, что во втором веке была введена Абу Юсуфом (Доктор Ахмад Шалаби, «Мавсуатул-хазаратил-исламия»).
Противники раъй и кыяса (люди хадиса) хотя и не жаловали сторонников их, но уделяли большое внимание Абу Юсуфу и хвалили его.
Во время кадийства Абу Юсуфа на территории империи Аббасидов ханафитский мазхаб развивался в качестве официального и от сферы теории перешёл – отполировался в практическую сферу. Каждый из его методов-правил прошёл проверку жизнью и был применён в практику. Выражаясь словами устаза Абу Захры, кыяс и истихсан4, выйдя за пределы круга гипотетичного стали базироваться на практической, реальной жизни. Вероятно, Абу Юсуф, как видный представитель школы раъй и кыяса, приблизил характеристики двух школ (школы сторонников раъй и школы сторонников хадисов) и был признан видным хадисоведом ханафитского мазхаба (Абу Захра, «Абу Ханифа»). От него приводят хадисы Мухаммад ибн Хаян, Яхъя ибн Маин и др.
Как обладатель чрезвычайного ума и высокого таланта Имам Абу Юсуф был приближённым Харуна ар-Рашида, его доверенным учёным.
Абу Юсуф скончался в 182 году по мусульманскому летоисчислению, прямо за рассмотрением судебного дела. Как пишет Ибнун-Надим в «Ал-Фихристе», у Абу Юсуфа был один сын по имени Юсуф, который при жизни отца исполнял обязанности кади.
По Ибнун-надиму число книг, оставшихся от Абу Юсуфа насчитывает 40, в другом издании говорится о 36. Мы остановимся на его важных произведениях:
«Китабул-хирадж»
Самое важное произведение Абу Юсуфа, написанное по требованию халифа Аббасидов Харуна ар-Рашида, посвящённое выплате земельных налогов (ушр, хирадж), садаката (закáта), джизя (налога, выплачиваемого иноверцами исламскому государству) и собиранию трофеев.
Книга написана в то время, когда территория исламского государства расширилась и посвящена решению различных вопросов, возникших в этой связи в разных странах. Абу Юсуф написал его, опираясь в основном на правовые теории Абу Ханифы, хадисы Пророка, мир ему, высказывания сахабов, в особенности хулафаур-рашидин5, использованные ими методы и правила и преподнес халифу.
«Китабул-хирадж» Абу Юсуфа наиболее значительная книга среди написанных позже с таким же названием книг Яхйи ибн Адама, Абулаббаса ибн Мухаммада Катиба, Абулфараджа Кудамы ибн Джафара, Насра ибн Мусы ар-Рази ал-Ханафи, Хасана ибн Зияда и отличается от них научностью и скрупулёзностью. Значимость книги заключалась в том, что, во-первых, она очень помогла великой империи Аббасидов с системным методом упорядочивания земельных налогов - главным источником государственных доходов страны. Во-вторых, исполнительная функция государства в финансовой сфере стала основываться на методах и правилах ханафитского мазхаба и тем самым создала условия для применения этих правил в практику. (М.Хузарийбек. «Ад-давлатул-аббасия»)
Во вступлении книги автор, обращаясь к халифу, говорит: «Не явись завтра пред Аллахом в группе тех, кто пошёл путём преступавших, поскольку Хозяин Судного Дня оценивает своих рабов не по их престижу и положению, а по делам их». «Нет сомненья, Аллах тебя спросит о состоянии, в котором ты пребывал, и какие дела тебя занимали».
«Китабул-асар»
Эту книгу сын Абу Юсуфа пересказал от отца, а тот от Абу Ханифы. Она была упорядочена на основе фикха. Книга написана, в основном опираясь на учение Абу Ханифы и его правовую методологию, и имеет большое юридическое значение.
"Ар-радду ъалаа Сиярил-Авзаъи" («Опровержение к книге Авзаъи «ас-Сияр»)
В этой книге раскрываются разногласия между Абу Ханифой и Авзаъи касательно войн, перемирия, предоставления убежища, а также трофеев, освящается сильная логическая доводоспособность Абу Ханифы, каждый пример раскрывается всесторонне и с истолкованием его доводов логических и доводов, основанных на предании.
«Разногласия между Абу Ханифой и Ибн Абилейлой»
В этой книге Абу Юсуф показывает расхождения в правовых взглядах двух великих факихов - представителей раъй и кыяса, и проводит анализ доводов каждого из них.
Шаръи Джузджани
1 Иносказательное, означающее, что человек материально обеспечен. Прим. пер.