Аллах примет только религию Ислам
Аллах субханаху ва таъала сказал:
«А кто желает религию кроме Ислама, то никогда не принимается от него, и он в Загробной жизни - из потерпевших убыток» Áли Имран, 85.
Пояснение: Приводя в начале главы этот священный аят, автор напоминает о том, что ниспослание Аллахом субханаху ва таъала в качестве религии только Ислама – это истина, о которой сказано в Куръане. До Ислама Аллах субханаху ва таъала направлял религии, рассчитанные на определенное время и на конкретный народ и постепенно воспитывал человечество и готовил его к восприятию высшей истины. По мере того, как каждый из шариатов для конкретных обстоятельств, народа и региона исчерпывал себя, Аллах субханаху ва таъала заменял его на более совершенный.
В конце концов человечество достигло своей духовной зрелости. Теперь временные и ограниченные шариаты перестали отвечать новым требованиям, и достигшему зрелости человечеству нужна было совершенная религия. Эта религия должна была отвечать всем требованиям человечества, постоянно удовлетворять его нужды. Тогда Аллах субханаху ва таъала и направил Ислам в качестве религии, отвечающей всем этим требованиям вплоть до Судного дня.
К тому времени предшествующие шариаты практически исчезли. Только христианство как предшествовавшая Исламу религия имела свое влияние. Однако и эта религия претерпела после Ийсы алайхиссалам существенные изменения. С ниспосланием Ислама нормы этой религии перестали быть действующими для мусульман.
Этим аятом Аллах субханаху ва таъала объявил о том, что Он не принимает, кроме Ислама, никакую другую религию, поскольку от единственного Аллаха субханаху ва таъала, в одном месте и одному Его созданию – человеку Им не может быть дано две или несколько религий. Ислам стал последней, совершенной и постоянной религией, которой вплоть до Судного дня должны следовать все люди. Все остальные религии в их нормативно-правовом значении отменены для мусульман. Деяния тех, кто следует им, не будут приняты.
Даже в сегодняшних, искаженных источниках других религий можно найти утверждение о том, что они не являются последними и что еще будет ниспослана другая, последняя религия. Просто они не хотят признать, что Пророком, о пришествии которого обещано в их книгах, является Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам, а обещанной в них религией является Ислам.
Передается от Умара радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
«Я повелен сражаться с людьми, пока не засвидетельствуют, что нет божества кроме Аллаха, и что Мухаммад – Посланник Аллаха», и не станут безупречно совершать намаз и давать закáт. Когда же сделают это, обезопасят от меня свою кровь и свои имущества, кроме как по праву Ислама, а расчет их – на Аллахе».
Передали все пятеро.
Пояснение: Автор приводит этот хадис в качестве доказательства, что Аллах азза ва джалла не приемлет другую религию помимо Ислама, ибо Аллах субханаху ва таъала велел Своему Пророку саллаллаху алайхи васаллам вести борьбу с людьми, пока они не скажут: «Лаа илаха иллаллаху», не станут совершать намаз и давать закáт. Другие мухаддисы приводят этот хадис в других разделах.
Данный хадис многогранен по смыслу, мы ограничимся сейчас только вопросами, относящимися только к данному разделу.
Слова Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам: «Я повелен» означают «Аллах велел мне», ибо никтое не может ему велеть, кроме Аллаха субханаху ва таъала. Под словами «с людьми», согласно единогласному мнению улемов, подразумеваются идолопоклонники (мушрики), проживавшие на территории Харамайн (двух заповедных святынь).
В предании Имама Насаи говорится: «Я повелен воевать с мушриками». Общеизвестно, что, согласно положению Куръана, с людьми Книги (кому ниспосланы Божественные Книги) войны не ведутся, если они дают джизью. Следовательно, под словом «людьми» в этом хадисе подразумеваются далеко не все люди.
Действительно, это веление распространялось на всех мушриков, живших в Аравийском полуострове. От них не принималась джизья, не заключалось мирное соглашение (сулх). Им предлагалось выбрать или Ислам, или войну. Если они засвидетельствуют тавхид и примут Ислам, с них требовалось совершать намаз, давать закáт и выполнять другие предписания Ислама. Во времена Абу Бакра радияллаху анху некоторым племенам, отказавшимся от закáта, объявлялась война.
В продолжении хадиса Пророк саллаллаху алайхи васаллам говорит: «Когда же сделают это, обезопасят от меня свою кровь и свои имущества».
Это означает, что если они засвидетельтвуют «Нет божества, кроме Аллаха, Мухаммад - Посланник Алаха», и будут совершать намаз, давать закáт, они станут правоверными мусульманами. Проливать их кровь, захватывать их имущество будут запрещены (харам).
Слова «кроме как по праву Ислама» означают, что данную неприкосновенность можно будет нарушить только в тех случаях, когда это разрешено и предусмотрено шариатом, т.е. в случае совершения ими поступков, наказуемых в Исламе.
Слова «а расчет их – на Аллахе» означают, что Пророк саллаллаху алайхи васаллам будет относиться к ним и выносить решения, исходя из их внешних, видимых поступков - засвидетельствования тавхида, совершения намаза, соблюдения поста. Расчет всего, что в душе человека - принадлежит только Самому Аллаху субханаху ва таъала.
Ученые называют очень много полезных положений и выводов, вытекающих из этого хадиса. Мы перечислим некоторые из них:
1. Жизнь и имущество человека, принявшего Ислам и выполняющего религиозные требования являются запретными (харам).
2. Для того, чтобы считать какого-то человека мусульманином, он обязательно должен произнести свидетельство о тавхиде (калимаи шахада). В противном случае он не признается мусульманином.
3. Люди, выполняющие видимые (внешние) требования Ислама, признаются мусульманами.
4. Нельзя объявлять кафирами людей, произносящих «калимаи шахада» (являющихся последователями тавхида).
5. И Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, и халифы выносили решения в отношении людей, исходя из их внешних, видимых деяний. Невидимое, покоящееся в сердцах людей ведомо только Аллаху субханаху ва таъала.
6. Наказанию, согласно законам Ислама, могут быть подвергнуты и те, кто произнеся свидетельство, совершая намаз и давая закáт, обеспечил свою неприкосновенность. К примеру, если человек умышленно убил кого-то, то, согласно положению о симметричности наказания, возмездиии, он должен быть лишен жизни.
Итак, Аллах субханаху ва таъала не ниспосылал никакой другой религии, кроме Ислама. А Ислам принимается Им от человека только при условии выполнения им того, о чем говорится в данном хадисе. Человек не признается мусульманином только из-за того, что он имеет «мусульманское» имя, он не признается мусульманином лищь за то, что его предки были мусульманами. Мусульманином признается только тот, кто в сознательном возрасте сердцем и устами произнесет свидетельство о тавхиде, признает вероучение Ислама и совершает такие неотъемлемые виды поклонения, как намаз и закáт.
Передается от Джабира радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
«Мне даны пять вещей, не данных никому до меня. Мне дана победа посредством страха на расстоянии месячного пути; и сделана земля для меня местом поклонения и средством очищения. Так пусть каждый, кого из моей уммы настиг намаз, совершит его. И дозволены мне трофеи (добычи), не дозволенные до меня никому. И дано мне заступничество. И каждый пророк посылался к своему народу, а я послан ко всем людям».
Передали пятеро кроме Абу Давуда.
Пояснение: Почему автор рахматуллахи алайхи приводит этот хадис в разделе «Аллах принимает в качестве религии только Ислам»?
Потому что в конце этого хадиса Пророк саллаллаху алайхи васаллам говорит: «И каждый пророк посылался к своему народу, а я послан ко всем людям». Следовательно, Аллах субханаху ва таъала пожелал, чтобы для всех людей был один последний пророк – Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам, и шариат, ниспосланный через него, адресован всем.
В этом хадисе Пророк саллаллаху алайхи васаллам называет пять особых качеств, которыми, в отличие от других пророков алайхимуссалам, Всевышний наделил только его:
1. «Мне дана победа посредством страха на расстоянии месячного пути».
Иначе говоря, «Аллах давал мне победу тем, что вызывал ужас в сердце врага, находившегося от меня на расстоянии одного месяца пути». Это было величайшей милостью, которую Аллах проявил к Своему пророку. В сердце врага, находившегося на расстоянии в месяц пути, вселялся сильный страх при одном упоминании Пророка саллаллаху алайхи васаллам. Этот факт широко известен, он признан и самими врагами. Без этой помощи Аллаха плохо вооруженные и малочисленные мусульмане не смогли бы одержать победу над самыми сильными войсками противника.
2. «Земля сделана для меня местом поклонения и средством очищения».
Всевышний Аллах сделал всю землю местом поклонения для Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам и его уммы. В каком бы месте земли они ни были, они могут совершать там намаз, и везде он будет принят. Другим уммам такого не было дано – их богослужения принимались только в специально отведенных местах.
Аллах субханаху ва таъала сделал землю средством очищения, и это одно из благ и одна из милостей, которыми Он наделил мусульман. Первым очищающим средством является вода. Но там, где нет воды, земля тоже может использоваться для очищения – мусульманин может очиститься ею, совершив таяммум. Это не присуще другим религиям и общинам. Для чего же Аллах субханаху ва таъала сделал землю местом поклонения и очищающим средством?
Конечно же для совершения намаза после омовения путем таяммума.
Именно поэтому Пророк саллаллаху алайхи васаллам говорит далее:
«Так пусть каждый, кого из моей уммы настиг намаз, совершит его».
Это свидетельствует о чрезвычайной важности намаза и о том, что не может быть оправданий не совершать его. Земля служит очищающим средством и в других, помимо таяммума, случаях. Очищение обуви, а также некоторых иных с трудом отмываемых вещей, осуществляется путем трения о землю.
3. «И дозволены мне трофеи (добычи), не дозволенные до меня никому».
Пророкам алайхимуссалам, предшествовавшим до Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам, не разрешалось брать и использовать трофеи, которые доставались в результате войн с противником. Некоторые из них собирали трофеи в кучу и сжигали. В последующем последователи некоторых пророков алайхимуссалам допускали случаи присвоения трофеев вопреки положениям своих религий и учениям своих пророков.
И в этом вопросе Аллах проявил величайшую милость к Своему пророку Мухаммаду саллаллаху алайхи васаллам. Он объявил дозволенными (халал) трофеи, достававшиеся в результате войн, которые велись в соответствии с правилами шариата. Это положение изложено в суре «Анфал» («Добычи») Священного Куръана. Пятая часть полученных трофеев выделяется Аллаху и Его посланнику. Остальное делится согласно строго определенным правилам между теми, кто имеет на это право.
4. «И дано мне заступничество».
Другим, в частности, другим пророкам алайхиссалам дано право ограниченного заступничества (шафаат). Однако последнему Пророку саллаллаху алайхи васаллам даровано право величайшего заступничества. Это одно из величайших положений Судного дня. Это великое счастье для уммы Пророка саллаллаху алайхи васаллам.
5. «И каждый пророк посылался к своему народу, а я послан ко всем людям».
Все пророки саллаллаху алайхи васаллам до Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам направлялись Аллахом субханаху ва таъала непосредственно к конкретному народу. Их призыв не был обращен к другим народам. Сегодня осталось только две небесные религии: иудеи сохранили этот принцип – иудаизм в полном объеме могут принять только евреи. Другим этой возможности не дано.
Христианство также адресовано потомкам Исраила алайхиссалам. Однако после того, как большинство этих потомков выступило против Ийса алайхиссалам и приняло решение убить этого святого посланника Аллаха, эту религию приняли другие народы. Последователи в других народах и стали утверждать, что учение Ийса адресовано для всех народов земли.
Ислам является религией, а Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам – пророком для всех народов, поскольку Сам Аллах назвал Ислам последней религией, а Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам– последним пророком. Следование Исламу, как самой совершенной религии – это веление Аллаха всему человечеству. Согласно этому велению, Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам является посланником Аллаха для всех людей на земле. Этого не придумывал ни сам Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам, ни мусульмане – это веление Аллаха субханаху ва таъала.
Полезные выводы, извлекаемые из данного хадиса:
1. Величие пророка Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам, Ислама и мусульманской уммы.
2. Аллах субханаху ва таъала дает знамения искренне верующим в него: даже при меньших силах и худших обстоятельствах Пророку саллаллаху алайхи васаллам даровалась победа посредством внушения в сердца его врагов сильного страха еще задолго до сражения.
3. Вся поверхность Земли является место поклонения для мусульман.
4. Земля имеет очищающее свойство.
5. Таямум и намаз очищают и верующего человека, и саму землю.
6. Трофеи дозволены (халал) для мусульман.
7. Пророк саллаллаху алайхи васаллам имеет право заступничества.
8. Пророк Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам послан с пророческой миссией ко всех людям и народам земли.
Передается от Абу Хурайры радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
«Клянусь Тем, в руках Которого душа Мухаммада, каждый из этой уммы – иудей или христианин, кто услышит обо мне, а затем умрет, не уверовав в то, которое ниспослано со мной, непременно станет обитателем Ада».
Передал Муслим.
Пояснение: Абсолютно ясно, почему этот хадис размещен в главе о том, что Аллах приемлет только Ислам.
Пророк саллаллаху алайхи васаллам начинает этот хадис клятвой Аллаху: «Клянусь Тем, в чьих руках душа Мухаммада». Этот факт свидетельствует о чрезвычайной важности того, о чем говорится в хадисе, ибо Пророк саллаллаху алайхи васаллам не произносит клятв с именем Аллаха по поводу обыденных вещей.
Для фразы «из этой уммы» требуется некоторое разъяснение. Слово «умма» в изречениях Пророка саллаллаху алайхи васаллам используется в двух значениях.
В первом случае это – умма в общепринятом понимании. Её еще называют «уммати даъват», то есть, умма, которой адресован призыв Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам. Этой умой является все население мира. Поскольку призыв Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам адресован людям всего мира.
Во втором случае, это умма в несколько ином смысле. Её также называют уммату иджаба (иджаба - принимать), то есть, умма, откликнувшаяся на призыв Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам, и под нею подразумеваются все мусульмане.
В этом хадисе речь идет об «уммати даъват» - всех людях на земле. Следовательно, если кто-то из людей этого мира услышит благую весть о Мухаммаде саллаллаху алайхи васаллам и его религии, но не уверует в него, как в пророка и не примет Ислам, то в таком случае он считается кафиром и если останется в таком состоянии, после смерти попадет в ад.
Однако здесь следует иметь в виду «закон установленного срока». Сунна Пророка саллаллаху алайхи васаллам является самым ярким примером действия такого закона и в целом умеренного подхода, присущего Исламу в этом, как и во всех других вопросах. Первые 13 лет после ниспослания первых аятов Куръана Пророк саллаллаху алайхи васаллам проповедовал только тавхид, и вокруг него формировалась община. Только после Хиджры Аллах субханаху ва таъала стал ниспосылать аяты, законодательно регламентирующие жизнь мусульманской уммы. Отсюда следует, что нельзя сразу требовать от другого человека мгновенного постижения всего того, на что даже сподвижникам Пророка саллаллаху алайхи васаллам потребовались годы и годы.
Поэтому слова хадиса «услышать о пророке и о его религии» не означают случайно услышанное сообщение по радио и телевидению, где могут наговорить и кучу лжи, а означают доходчивое доведение до человека столпов Ислама и иймана, а также основополагающих сведений о Куръане, его месте в истории монотеизма и о сунне Пророка Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам в соответствии правилам проповеди. Сознательное отвержение этой достоверной и правильно поданной информации и будет означать отказ от иймана, то есть куфр.
Отдельное упоминание в хадисе «иудеей или христианин» вызвано особой причиной. Иудаизм и христианство – религии, основанные на Божественном учении монотеизма. Их последователям Аллах субханаху ва таъала направил пророков Моисея и Ийса алайхиссалам, ниспослав в качестве Книг Таврат и Инджил. Поэтому их называют «людьми Книги» («ахли Китаб»), и к ним установлено особое отношение, ибо они отличаются от представителей всех остальных существующих на земле религий.
Имеют ли какие-либо другие религии такое же, как иудеи и христиане, Божественное происхождение, каких-либо достоверных сведений не сохранилось, ибо у них нет Книг от Аллаха субханаху ва таъала. Также неизвестно, были ли им когда-либо вообще ниспосланы Божественные Книги. Следовательно, иудеи и христиане, услышав о Мухаммаде саллаллаху алайхи васаллам, имеют достаточно оснований и знамений, чтобы уверовать в него и в Ислам, а у представителей других религий, не имеющих истинных Книг или верующих во множество богов и идолов, таким основанием может быть только отвержение многобожия и идолопоклонства.
Иудаизм является небесной религией. Аллах направил Моисея и Харуна алайхиссалам пророками этой религии, Таврат Он ниспослал в качестве ее священной Книги. В то же время, Он известил о том, что в конце концов направит людям Мухаммада алайхиссалам с религией Ислама.
Ийса алайхиссалам обличил раввинов и фарисеев, ложно толковавших Таурат, подменявших нормы шариата корыстными человеческими выдумками, восстановил в Таурате подлинное слово Аллаха субханаху ва таъала и его истинное значение. Однако, вместо того, чтобы уверовать в Ийса алайхиссалам, они выступили против него, объявив его волшебником, колдуном.
Те, кто уверовал в Ийса алайхиссалам, став христианами, начали следовать его шариату и Инджилу. Со временем, даже тогда, когда среди христиан, не имевших иудейских корней, возобладало учение апостола Павла из Тарса, они продолжали называть себя христианами и «людьми Евангелия». Им также было предсказано Аллахом о предстоящем пришествии Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам с последним шариатом.
Когда пришло время, Аллах субханаху ва таъала, будучи верным Своему обещанию, направил всему человечеству Своего последнего пророка – Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам со Своей последней и совершенной религией – Исламом. Все предшествующие шариаты от Адама алайхиссалам вплоть до Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам были отменены Аллахом субханаху ва таъала как нормы права, то есть, потеряли силу закона. Многие иудеи и христиане, услышав весть Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам, уверовали и стали мусульманами. Однако большинство вновь отказалось уверовать, заявив, что это «не тот» пророк, о котором говорится в пророчествах Таурата и Инджила.
Именно в этом и заключается смысл того, что Ислам является мировой религией, а Мухаммад – пророком саллаллаху алайхи васаллам, направленным ко всем людям на земле. Именно поэтому Пророк саллаллаху алайхи васаллам говорит в хадисе:
«Каждый из этой уммы – иудей или христианин, кто услышит обо мне, а затем умрет, не уверовав в то, которое ниспослано со мной, непременно станет обитателем Ада».
Таким образом, любой человек на земле, услышав об Исламе, призывается стать мусульманином.
Людей, до которых призыв Ислама не дошел, называют «ахли фитрат» (фитрат – первобытность). Их нельзя называть кафирами и нельзя также утверждать, что они попадут в ад. Их участь известна только Аллаху субханаху ва таъала, и не последнюю очередь в ней сыграет их отношение к единобожию в доступной для них форме.
Хвала Аллаху за то, что Он удостоил нас возможностью быть уверовавшей уммой («уммату иджаба») Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам, за то, что Он осветил нас светом Ислама, сделав нас мусульманами!
Нет необходимости повторять те полезные истины, которые заключены в этом хадисе, нужно только изучать, запоминать и следовать этому. Мы должны всегда помнить, что следуем по верному пути и исповедуем истинную религию, и эту истину, по мере возможности, мы должны донести до других.