Слово «ийман» в переводе означает веру, подтверждение и признание.
Улемы науки акыды (вероубеждения) дают ийману следующее определение: «Ийман – признание языком и подтверждение сердцем». Другие улемы, кроме ханафитов и матуридитов, говорят: «действие также от иймана». Ийман – это уверование в Аллаха, в Его ангелов, в Его книги, в Его пророков, в Судный день, а также вера в то, что благое и злое, сладостное и горькое предустановление – от Аллаха.
Ийман и научные доводы
Как религия, так и научные доказательства свидетельствуют, что вера в какую-нибудь абсолютную силу заложена в природе человека. Кроме того, что это заложено в нем, здесь действует и результат умственного развития. И действительно, чем глубже мы вглядываемся и изучаем все сущее в мире, тем более убеждаемся: ничто не возникло и не изменяется так просто, самопроизвольно, а все создано кем-то разумно и развивается по каким-то определенным законам.
Причем следует подчеркнуть: изучение истории человечества и человеческой мысли непременно приведет нас к выводу, что вера в созидающую силу возникла раньше, чем какие-либо доказательства существования Создателя. Вообще трудно определить то время, когда именно появилось убеждение в бытии Творца, ибо оно появилось также естественно, незаметно для самого человека, как и стремление познать мир и самого себя в нем...Однако любая вера требует и своего закрепления, утверждения в сознании человека, углубления в суть истины.
По мере укрепления у древнего человека веры в единого Бога, Создатель призывал Своих посланников – пророков, чтобы через них указать людям верный путь, и поддерживал авторитет их самих и их проповеди различными чудесными знамениями. Чудесное знамение – это недоступное для понимания человека действие, явление; и люди, став очевидцами таких явлений, начинали верить, что пророки действительно являются посланниками Самого Аллаха. Ислам к тому же имеет и свое отличие: в нем особенно последовательно и настойчиво подчеркивается необходимость прийти к вере в Аллаха через размышления, опираться в своей вере на доказательства разума. Это касается не только содержания многих и многих аятов Куръана, но и самой манеры обращения к людям: прямого призыва к ним искать и находить веские аргументы в пользу правоты Аллаха и веры. Какие же это доказательства? Куръан вновь и вновь побуждает нас для ответа на все вопросы обращаться к своим страницам, посвященным мироустройству – от бесконечной и необъятной вселенной до жизни человеческого духа и тела.
Самое главное доказательство
Одним из величайших доказательств существования Аллаха является наша галактика. Если задуматься о Земле, где мы живем, и о несчетных звездах на небе, можно увидеть удивительные явления, поражающие человеческий разум. Не может не обрести веру человек, который взглянет на этот мир глазами разума.
Повсюду в священной Книге мусульман рядом с призывом постоянно вдумываться в факт мироздания, его сотворения и устройства, постигать их тайны, содержится и указание на Творца всего сущего.
Так, в суре «Юнус» сказано:
«Скажи: «Посмотрите на то, что на небесах и земле!» (аят 101).
В суре «Аъраф» говорится:
«Разве не смотрят на власть небес и земли и на вещи, что сотворил Аллах, и на то, что, может быть, действительно приблизился их срок?» (аят 185).
И это естественно, ибо, несмотря на все множество космогонических теорий и гипотез, никто до сих пор ясно не указал, да и никогда не сможет указать на иную первопричину! Говоря словами Куръана, у того, кто вглядывается в небеса, познает истину и тайны, но не приходит к вере, не остается больше доводов. Ибо на людей, не уверовавших в Аллаха после всего этого, не действуют никакие другие доказательства. Верующие приводят в доказательство существования Всевышнего Аллаха сотворение всего мира.
«Сотворил Аллах небеса и землю во истине. Поистине, в этом – действительно знамение для верующих!», – говорится в суре «Анкабут» (аят 44).
А в суре «Джасия»:
«Поистине, на небесах и земле – действительно знамения для верующих!» (аят 3).
И первое из этих знамений – бесконечность, безграничность Вселенной, непостижимая величина расстояний между ее объектами: галактиками, звездами, планетами. Никакими цифрами, измерениями в миллиардах и триллионах, не измерить этих границ! Мы вынуждены довольствоваться используемой для этого вычисленной астрономами скоростью и самыми сильными современными приборами. Но сколько бы ни совершенствовались дальше эти приборы, наше знание будет оставаться ограниченным. Наше, но не Божье! И это тоже служит важнейшим доказательством существования Его беспредельного могущества.
Что означает «вселенная»? Астрономы говорят,что наша Земля является маленькой планетой в Солнечной системе. Солнечная система сама является маленькой частью общей галактики. В свою очередь, и эта галактика, как говорят астрономы, есть всего лишь один городок из огромного сообщества звездных городов.
А сколько звезд в нашей галактике? Невооруженным глазом можно сказать, что количество звезд, видимых с Земли, не больше 6000. Но если смотреть через специальные телескопы, получится совсем иная картина: общее число звезд может достичь от сорока тысяч миллионов до ста тысяч миллионов! Если сопоставить их размеры, то наше Солнце является одной из этих звезд. Оно кажется огромным, потому что оно ближе к Земле. Наше Солнце считается звездой среднего размера.
Самая маленькая звезда, открытая учеными на сегодня – звезда Ван Маанена, которая чуть больше Земли. Внутри нашего Солнца свободно можно поместить миллион таких звезд. А другая звезда, которая называется «Манкабул Джауза», такая огромная, что внутри нее можно было бы уместить несколько миллионов таких звезд, как наше Солнце.
Теперь поговорим об удаленности этих звезд от нас. Для того, чтобы представлять расстояние между звездами, достаточно вспомнить, что звезды солнечной галактики являются мелкой частицей огромного скопления галактик Вселенной. Например, расстояние от Земли до Солнца составляет 93 миллиона мили, что в 400 раз больше расстояния до Луны. Но для измерения расстояний до других звезд нам не хватит и триллионов. Поэтому астрономы используют скорость света, точнее расстояние, которое свет преодолевает за один год. Один световой год равен десяти триллионам километров. Свет от самой удаленной планеты солнечной галактики – Плутона доходит до Земли за четыре-пять часов. Свет от звезд других галактик доходит до нас за четыре-пять лет, а свет от звезд, которые видны только через самые сильные телескопы, доходит за два миллиона лет. Примечательно, что сама наша галактика тоже медленно вращается вокруг своей оси. И расставленные в определенном порядке миллиарды звезд, их неописуемое движение согласно закономерностям, исключающим их столкновение, является ярким доказательством существования Всевышнего Аллаха.
В Куръане говорится:
«Клянусь же местами звезд. И поистине, она — действительно клятва, если знаете, великая!» («Вакиъа», аяты 75-76).
Воистину, великая клятва, заставляющая верить в абсолютное величие ее произносящего... Человечество осознало это недавно, только после того, как астрономы через огромные телескопы открыли часть тайн космоса. «Моя религия, – признавался Альберт Эйнштейн, – состоит из удивления по отношению к безграничному духу. Этот дух открыл лишь некоторые вещи, осмысление которых доступно нашему ничтожному уму. Когда я в целях постижения этой глубокой веры и высшей божественной силы вглядываюсь во Вселенную, в мое сердце вселяется убеждение в существовании Господа».
Член Академии естествознания США Марит Стенли говорит:
«Все сущее в мире свидетельствует о Боге, служит доказательством Его могущества и величия. Мы, ученые, исследуя имеющиеся в мире вещи, не сможем переходить дальше осмысления вещей, созданных мудростью, руками и силой Господа».
А раз так, то, будучи очевидцами мира сего, зная хотя бы некоторые его истины, нам не остается ничего разумного, кроме веры в Аллаха. Мы не можем вновь и вновь не вспоминать:
«Поистине, в сотворении небес и земли, и смене ночи и дня – действительно знамения для обладающих разумом, которые поминают Аллаха стоя, сидя и на своих боках и размышляют о сотворении небес и земли: «Господь наш! Не сотворил Ты это понапрасну (батил). Пречист Ты! Защити же нас от мучения Огня» («Aли Имран», 190, 191).