Вопрос: Приводятся несколько сахих-хадисов Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам о том, что верующему при женитьбе следует устраивать свадебное угощение, куда должен пригласить своих близких.
Но существует ли в сунне устраивать угощение в доме, где недавно был траур, пригласив на это угощение жителей махалли (соседей) и родственников?
Рассказывает человек, которого постигло горе: — Когда умерла наша бабушка, мы погрязли в долгах из-за проведенных нами (поминальных) обрядов.
— Почему же Вы ввязли в долги?
— Как же, у меня денег не было, а зарплата у меня маленькая, и дают с опозданием на 4-5 месяцев.
— Если вы не имели достаточно средств, зачем же Вам проводить все эти обряды? Ведь нельзя же вот так, устраивать поминальные обряды с угощениями, беря для этого деньги в долг.
— А Вы знаете, братец, нельзя без обряда с угощением, ведь все жители нашей махалли (квартала), когда у них кто-то умирает, они устраивают поминальные угощения. И мы участвовали на таких мероприятиях, и угощались за их столом. Ведь как мне не делать то же самое, я обязан это сделать…
Словом, эти обряды связаны между собой как цепочка, принимается как должное.
Как на это смотрит Ислам!
К какой категории деяний относится проведение обряда с угощением при трауре: это сунна, фард, ваджиб или мустахаб?
Ответ: Бисмиллахир Рахманир Рахим.
Поминальный обряд с угощением на арабском языке называется вазийма и он не не является ни фардом, ни ваджибом и ни сунной. И устраивать такие ритуальные угощения, беря деньги взаймы, совершенно противопоказано.
Такие обряды дозволяется проводить, когда человек имеет излишки в средствах поверх своих потребностей, не приурочивая мероприятие к каким-либо датам и числам, а когда сам пожелает и когда он в состоянии делать это без ущемления материальных интересов живых; должен избегать расточительства, не прибегать к всяким нововведениям (бидъе) в религии и не допуская всяких проявлений суеверия, должен остерегаться при этом рийа (показухи для людских глаз), делать это малоимущих, сирот и нуждающихся, рассчитывая на их молитвы. И еще раз подчеркну, это могут делать люди зажиточные, состоятельные.
В нашей религии мероприятия с угощениями введены ради того, чтобы совершить добро нуждающимся, а не для того, чтобы ввергнуть людей в состояние нуждающегося.
Правоверный мусульманин должен действовать руководствуясь положениями шариата, а не исходя из людской молвы.
Самый эффективный способ поминания умершего, это вознесение молитв (дуа) за него. Вознесение молитв в тысячу раз лучше, чем раздача плова за средства, взятые в долг.
Людям пора раскрыть глаза. Если не знают сами, то им следует спрашивать у тех, кто знает. Нельзя допустить, чтобы они, намереваясь на добро, на деле совершали грех.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф