Сура «ТИЙН»
Ниспослана в Мекке. Состоит из 8 аятов.
Название этой суры также взято от первого ее слова. Аллах начинает эту суру с клятвы тийном — смоквой, плодом смоковницы, почему она и получила такое название.
В предыдущей суре Всевышний Аллах говорил о совершенном человеке — Пророке Мухаммаде саллаллаху алайхи васаллам. Он является наисовершеннейшим среди сотворенных Всевышним Аллахом созданий. В данной же суре речь идет о людях как о виде, об их исходе, о том, что уготовано Аллахом тем из них, кто уверовал.
Сура «Тийн» начинается с клятвы смоковницей, маслиной, горой Синай и Городом мира и безопасности — Священной Меккой, утверждением о сотворении человека в прекраснейшем облике.
Завершается сура напоминанием о справедливости Аллаха, рассказом об уготованном вознаграждении для уверовавшего и совершавшего благие деяния, а также о наказании для неверных и грешников.
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
ВО ИМЯ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО, МИЛОСЕРДНОГО
وَالتِّينِ وَالزَّيْتُونِ
Аллах клянется этими плодами, потому что польза от них для людей велика.
Согласно второму истолкованию данного аята, Аллах клянется землей, где смоковница и маслина растут больше всего — Байтул Макдисом (досл. «священный дом», священная мечеть в Иерусалиме). Ибо в следующих аятах приводятся клятвы Аллаха горою Синай и Священной Меккой, где пророкам были ниспосланы вахий. Таким образом, клятва дается не столько смоквой и маслиной, сколько краем, где они растут и встречаются чаще всего — Байтул Макдисом. Ибо это то место, где пророкам снизошли вахий.
وَطُورِ سِينِينَ
Гора Синай — место, где пророк Муса общался с Аллахом. Гора расположена на Синайском полуострове. Слово синай переводится как «благодатный», «досточтимый». Следовательно, это место тоже удостоено внимания Аллаха, поэтому Он клянется им.
وَهَٰذَا الْبَلَدِ الْأَمِينِ
Все мы прекрасно знаем, насколько велико значение Священной Мекки перед Аллахом. Нет места священнее ее. В Мекке издревле запрещено бить кого-то, ругать, нельзя наносить вреда животным, птицам, насекомым и даже растениям.
لَقَدْ خَلَقْنَا الْإِنْسَانَ فِي أَحْسَنِ تَقْوِيمٍ
Всем известно, что Аллах создал человека совершенным — и его тело, и его дух, и его ум Он сотворил в самом наилучшем виде.
ثُمَّ رَدَدْنَاهُ أَسْفَلَ سَافِلِينَ
Человек из-за своих скверных деяний, неверных действий может повергнуться в асфала сафилин — стать нижайшим из низких — недостойным человеком.
Всевышний сотворил ангелов умными, без порочных страстей, без животных желаний, то есть они не испытывают никаких потребностей — ни в еде, ни в плотских утехах. Поэтому они безгрешны и всегда пребывают в ибадате.
Животных Аллах сотворил неразумными, с плотскими и половыми потребностями. У них есть телесная страсть к еде и половому соитию, а разумом — не обладают. Именно поэтому они не ответственны за свои поступки.
Но человек — самое сложное существо среди творений Аллаха. В нем есть и ум, и страсть. И если человек преодолеет в себе страсти и будет поклоняться Творцу, то добьется положения более высокого, чем у ангелов. Но если его низменные желания, вожделения станут преобладать над его разумом и он станет поддаваться животным страстям, то падет ниже животного, в состояние «нижайшего из низких». Вот тогда он и увидит асфала сафилин — нижайший из низких уровней ада. Ибо второе значение «асфала сафилин» — это «нижайший уровень ада», где человек пребывает в состоянии нижайшего из низких.
إِلَّا الَّذِينَ آمَنُوا وَعَمِلُوا الصَّالِحَاتِ فَلَهُمْ أَجْرٌ غَيْرُ مَمْنُونٍ
Только истинно верующие, творившие праведные и добрые дела по зову своей веры, не будут возвращены в асфала сафилин. Напротив, они будут в почете. Им будут предоставлены нескончаемые блага и вознаграждения. Более того, вслед за этим не будет никаких попреков за то, что им были дарованы такие блага и награды.
فَمَا يُكَذِّبُكَ بَعْدُ بِالدِّينِ
Все стало ясно: и то, что Всевышний Аллах сотворил тебя из ничего, и то, что сотворил в прекрасном облике, и то, что уверовавшие и творившие праведные дела будут вознаграждены в ахирате нескончаемыми воздаяниями, и то, что другие станут асфала сафилином. Так что же заставляет тебя отрицать теперь, считать ложью будущую жизнь, предстоящий расчет и воздаяние по деяниям в ней? Почему бы тебе не уверовать в Аллаха, не повиноваться и не поклоняться только Ему?
أَلَيْسَ اللَّهُ بِأَحْكَمِ الْحَاكِمِينَ
Хадисы гласят, что Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал: «Прочитав данный аят, следует сказать: «Ва ана ала заалика минаш шаахидийн», что означает: «И я — один из свидетелей этому».
Безусловно, Всевышний Аллах — Справедливейший и Наимудрейший Судья из всех судей. Он каждому Своему рабу воздаст по справедливости, исходя из его деяний.
Как сказано в хадисе от Баро ибн Азиба, Пророк саллаллаху алайхи васаллам во время путешествий в одном из ракъатов намазов в качестве зам-суры (присоединяемой к суре «Фатиха») читал суру «Тийн».
.