Сура «АЛАК»
Ниспослана в Мекке. Состоит из 19 аятов.
Название этой суры взято от слова алак во втором аяте. Это слово переводится как «пиявка». Да, именно пиявку — червя, безногое существо, которое присасывается к живым организмам и сосет кровь и которое используется в медицине, арабы называют «алак». Слово-корень «алак» в арабском языке передает именно это значение — «повиснуть, присасываясь». Потому пиявка и называется алак, поскольку она присасывается и повисает на том месте, с которым соприкасается. Однако все толкователи Куръана всегда придерживались мнения, что слово «алак» передает значение «сгусток крови», так как в чреве матери не может быть пиявки. Сгусток же крови образуется там после оплодотворения женской яйцеклетки мужской спермой. В самой начальной стадии эмбрион человека пребывает в виде сгустка крови. Исходя именно из этого, все муфассиры толковали слово «алак» как «застывшая кровь», «сгусток крови». На основе этих сведений в первом издании «Тафсири Хилал»[1] мы также приводили именно это значение.
Однако человечество бессильно перед Куръаном своими ограниченными знаниями. Все новые и новые грани глубоких смыслов Куръана проявляются с развитием науки и техники, с новыми открытиями. Так, с развитием гинекологии и медицинских технологий стали проводиться глубокие исследования в этой области, наука обогатилась новыми знаниями. Например, западные ученые, удостоенные высочайших международных премий в сфере эмбриологии, выяснили, что сперматозоиды в мужской сперме по форме напоминают пиявку. А самое удивительное заключается в том, что, как оказалось, эмбрион человека на определенной стадии своего развития по форме и проявлениям тоже очень походит на пиявку. Были опубликованы фотографии эмбриона на данной стадии развития. Эта «пиявка» (алак) развивается, присосавшись к стенке матки женщины. Данное научное чудо Куръана признали все западные ученые. Об этом ученые неоднократно писали в своих книгах, научных изданиях, говорили в выступлениях на научных конференциях. Разве эти открытия в науке — не безусловное доказательство божественности Священного Куръана?! Сколько научных чудес содержалось уже в первых аятах, ниспосланных на самой ранней стадии ниспослания Куръана! Разве это знамение не побуждает уверовать в Аллаха и его божественное Слово — Куръан? Разве не должно это призывать к Исламу, к преклонению перед Аллахом?!
Если свидетельство этого материального, физического чуда приведено во втором аяте этой суры, то в ее первом аяте нашло свое отражение самое великое чудо, духовное чудо. Это слово «Икраъ» — «Читай!». Да, первая часть этой суры была ниспослана Пророку Мухаммаду саллаллаху алайхи васаллам, когда он уединился в пещере горы Хира для поклонения Аллаху. Именно тогда к нему явился ангел Джабраил алайхиссалам и принес первые пять аятов этой суры. Остальные аяты были ниспосланы позже.
Самое главное, призыв «Читай!» — «Икраъ» был обращен к человеку, не умеющему читать и писать, неграмотному, представителю народа, не знавшего, что такое образование. Это был призыв к учению и образованию, предзнаменование прихода Ислама, призыв покончить с невежеством и распространить знание и новое учение. Ислам начал борьбу против невежественности, мрака и суеверия.
Сура «Алак» начинается велением читать, читать во имя Щедрейшего, Великодушнейшего в Своей милости Господа, Который сотворил человека из алака («пиявки»), Который дал знание, научил человека тому, чего тот не знал.
Затем речь идет о человеке невежественном, возгордившемся своим богатством, и утверждается, что в конечном итоге он возвратится только к своему Господу. Для примера приводится выходка одного из возгордившихся.
В заключение суры звучит предупреждение о том, что если те самые возгордившиеся неверные не отступятся от своего неверия, противостояния, то исход будет плачевным. А Пророку саллаллаху алайхи васаллам и через него — его последователям повелевается не бояться угроз и притеснений преступивших ослушников и продолжать следовать по пути, указанному Аллахом, всем сердцем повинуясь и поклоняясь Ему.
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
ВО ИМЯ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО, МИЛОСЕРДНОГО
اقْرَأْ بِاسْمِ رَبِّكَ الَّذِي خَلَقَ
Следовательно, читать и учиться надо во имя Аллаха, а не ради накопления богатства, получения чинов, достижения славы и тому подобных изысков бренного мира.
خَلَقَ الْإِنْسَانَ مِنْ عَلَقٍ
В результате оплодотворения яйцеклетки женщины мужскими сперматозоидами образуется зародыш — эмбрион, который напоминает по форме пиявку и питается от стенки матки матери. Именно это и подразумевает слово «алак» в аяте.
اقْرَأْ وَرَبُّكَ الْأَكْرَمُ
الَّذِي عَلَّمَ بِالْقَلَمِ
عَلَّمَ الْإِنْسَانَ مَا لَمْ يَعْلَمْ
Как уже отмечалось выше, эти пять аятов были ниспосланы Мухаммаду саллаллаху алайхи васаллам первыми, во время его уединения в горной пещере Хира вблизи Священной Мекки, когда он совершал ибадат, называемый таханнус. Эти благословенные пять аятов являются предвестником дошедшего до человечества божественного руководства — Священного Куръана. Именно с момента ниспослания этих пяти благословенных аятов человечество шагнуло в новую, самую счастливую эпоху своей истории. С этого момента род людской стал принимать вечное чудо своего Господа, Его инструктивный наказ — Священный Куръан. Именно с той секунды, когда были ниспосланы эти пять благословенных аятов, Аллах Сам начал непосредственно вмешиваться в дела Своих рабов, чтобы внедрить в жизнь это совершенное руководство. Это означало, что человечество созрело и достигло своего совершенства для принятия нового Учения. Всевышний Аллах приступил к ниспосланию не временного, а вечного и самого совершенного шариата.
Слова бессильны для описания этого грандиозного события. В истории человечества многие пытались описать его. Приведем пример одной из таких попыток.
Выдающийся ученый Исмаил ибн Касир рахматуллахи алайхи писал об этом в своем тафсире (в книге толкования Куръана) так: «Эти пять благословенных аятов — самое раннее, что было ниспослано из Куръана. Это первое милосердие, оказанное Аллахом Своим рабам. В них есть намек, что человек создан из алака («пиявки»). В них указывается, что научить человека ранее не известному ему исходит из Его милосердия. Аллах восславил и возвеличил человека знанием. А это то, что возвысило человека над ангелами».
Да, в этих аятах содержится намек на значение письменной трости (калама). Письменная трость всегда являлась символом образования и просвещения. Четырнадцать веков тому назад об этом еще никто не ведал. Но поскольку Куръан есть Божественная Книга, он известил о каламе в первых же своих аятах.
В последующих аятах указываются некоторые особенности человеческой природы. Например, что разбогатев, человек очень часто перестает быть смиренным, он может забыться, возгордиться, преступить границы дозволенного.
كَلَّا إِنَّ الْإِنْسَانَ لَيَطْغَىٰ
أَنْ رَآهُ اسْتَغْنَىٰ
إِنَّ إِلَىٰ رَبِّكَ الرُّجْعَىٰ
Богатство и чины человека развращают, он становится нетерпимым, забывается и возносится, думая, что ему все дозволено, поскольку он богаче или выше других чином. Да, в силу того, что он забывается, в результате человек перестает признавать и своего Господа, тем самым он преступает пределы дозволенного. Он теряет голову, зазнается. Он полагает, что его богатство и то, что он является теперь не нуждающимся, это преимущество перед остальными людьми. Такие люди ввергаются в заблуждение, осмеливаются преступать крайние пределы и совершают разные греховные деяния.
Да будет известно этому забывшемуся и преступившему человеку, что «поистине, к твоему Господу — возвращение».
Да, в Судный день все возвратятся к Аллаху. И вот тогда будет произведен точный расчет по каждому деянию. Пусть все помнят об этом.
В следующих аятах говорится о грехе тех, кто сбивает людей с пути истины, отвращает от поклонения Всевышнему Аллаху.
َرَأَيْتَ الَّذِي يَنْهَىٰ
عَبْدًا إِذَا صَلَّىٰ
Видел ли ты того, кто, возгордившись, чинит препятствия рабу Аллаха, когда тот совершает намаз?
Как передается в хадисах, предводитель мекканских мушриков Абу Джахл сказал: «Если увижу Мухаммада возле Каъбы совершающим намаз, то придавлю его, наступив ему ногой на шею». Когда об этом сообщили Пророку саллаллаху алайхи васаллам, он сказал: «Если этот мушрик (язычник) приблизится ко мне, то его заберут ангелы». Следовательно, «раб, совершающий намаз» — Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам, а «тот, кто отвращает» — Абу Джахл.
أَرَأَيْتَ إِنْ كَانَ عَلَى الْهُدَىٰ
أَوْ أَمَرَ بِالتَّقْوَىٰ
Безусловно, было бы лучше, если бы он не препятствовал. Он же, возгордившийся человек, вместо того чтобы самому быть на праведном пути и призывать людей к богобоязненности, препятствует совершать намаз любимому рабу Аллаха.
أَرَأَيْتَ إِنْ كَذَّبَ وَتَوَلَّىٰ
أَلَمْ يَعْلَمْ بِأَنَّ اللَّهَ يَرَىٰ
Разве не знает тот, кто отвращает от намаза, препятствует верующему совершать свое поклонение, что Аллах видит все его деяния: как он счел ложью религию Аллаха, как он отвернулся от веры?! Ведь Аллах видит все его деяния и покарает его за совершенные им грехи!
كَلَّا لَئِنْ لَمْ يَنْتَهِ لَنَسْفَعًا بِالنَّاصِيَةِ
نَاصِيَةٍ كَاذِبَةٍ خَاطِئَةٍ
Так вот, Аллах в этих аятах говорит, что если этот неверный не откажется от своих грехов, не покается, то Мы схватим за его грешный хохол надо лбом и поволочем в сторону ада. И тогда…
فَلْيَدْعُ نَادِيَهُ
То есть когда Мы будем волочить его к аду, пусть он попробует позвать своих близких — друзей, родичей, знакомых и других, кого может.
سَنَدْعُ الزَّبَانِيَةَ
То есть Мы тоже позовем стражей ада — ангелов, карающих обитателей ада. Ангелы, управляющие делами ада и наказывающие грешников, называются забанийа. Но в день Суда грешники, ослушники и те, что возгордились своим богатством, чинами и положением в жизни земной, не найдут себе заступников. А ведь они так привыкли к тому, что при жизни, когда они преступали все границы дозволенного, благодаря своему богатству, чинам и положению, всегда находили себе поддержку и помощников. В конечной жизни — в ахирате этого не случится. Как же они заблуждаются!
كَلَّا لَا تُطِعْهُ وَاسْجُدْ وَاقْتَرِبْ ۩
Никогда не следуй за заблудшим грешником, не повинуйся ему! Но поклоняйся Аллаху, пади ниц и ищи приближения к Нему. Эти аяты являются аятами саджды. Для того, кто прочтет или услышит их, станет обязательным (ваджиб) совершить саджду.
В хадисе, переданном имамом Муслимом от великого сподвижника Абу Хурайры радияллаху анху, Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал: «Раб наиболее близок к Аллаху в саджде, больше возносите молитвы в ней».
[1] Подразумевается первое издание «Тафсири Хилал» на узбекском языке (22 тома).
.