Бисмиллахир Рахманир Рахим
Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного.
Да будут нескончаемые восхваления Всевышнему Аллаху, сделавшему намаз одним из столпов Ислама и повелевшему: «…И безупречно совершай намаз для поминания Меня[1]»!
Да будут самые полноценные и совершенные приветствия и благословления нашему любимому Посланнику, который, наставляя словами «Совершайте его (намаз) так, как совершал его я», научил свою умму намазу!
Да будет доволен Аллах почтенными сподвижниками, которые, воспринимая намаз как божественную милость, блаженство и благо, добивались его исполнения со смирением и покорностью!
Да помилосердствует Аллах наших улемов — великих исламских ученых мужей, которые, основываясь на Куръане и Сунне, вывели положения о намазе, облегчив тем самым его совершение для всей мусульманской уммы!
Нам хорошо известно, что намаз является столпом религии и Миъраджем (Вознесением) правоверного мусульманина. Мы также хорошо знаем, что ценность и достоинства этого вида богослужения очень велики.
Вместе с тем, не осознав полностью насколько многочисленны положения (хукмы) и насколько досконально выверены действия в намазе, не изучив их, основываясь на научном подходе, крайне сложно полноценно внедрить их в нашу жизнь.
О величайшей значимости и важности намаза также свидетельствует то, что большая часть книг по хадисам и фикху состоит именно из преданий и иджтихада, посвященных намазу. Наряду с этим, один из великих ученых нашего края Мухаммад ибн Наср ал-Марвази рахматуллахи алайхи посвятил свою двухтомную книгу под названием «Таъзиму кадарис солати» только вопросу о значимости намаза
Намаз, ежедневное пятикратное совершение которого предписано фардом, сопровождает праведного раба Аллаха с момента его рождения вплоть до его ухода из этого мира.
В частности, с рождением ребенка в его левое ухо произносится такбир (икама), а в правое — азан. Еще не осознавая себя самого, он видит, как вокруг него люди совершают намаз. В последующем, при достижении совершеннолетия, пятикратный намаз станет фардом и для него. Так, постепенно почувствовав благо этого деяния, как и другие люди, он начнет совершать и дополнительные — нафл-намазы.
Существует много видов дополнительных намазов. Но может ли быть что-либо более лучшее наслаждение, чем получение удовольствия при совершении двух ракъатов намаза, когда этого желает сама душа?! Совершившие два ракъата намаза ишрак — намаз после восхода солнца, позже, совершают намаз духа после полного восхода солнца. Еще более достойным является совершение четырех ракъатов дополнительного намаза перед сном. Описать же все достоинства пробуждения ночью и совершения намаза тахаджжуд, просто невозможно.
Помимо этого существуют так называемые специальные намазы, совершаемые по определенным случаям и обстоятельствам. А оказавшийся в трудном положении раб Аллаха совершает хаджат-намаз — намаз нуждающегося в помощи Аллаха.
Есть люди, которые совершают намаз в два ракъата, когда им нужно принять решение по какому-либо вопросу.
Достойным считается и совершение отдельного дополнительного намаза человеком, который желает покаяться в чем-то.
Когда правоверных сильно тревожит засуха, они просят изобилия воды, совершая намаз истиска.
Помимо этого, при солнечной и лунном затмениях правоверные совершают намазы кусуф и хусуф.
С давних времен достойным деянием считается совершение молодоженами двух ракъатов намаза перед уединением в брачную ночь.
А в дни двух главных праздников мусульман — в день Ийдул Фитр и в день Ийдул Азха, все мусульмане совершают соответствующие праздничные намазы.
Когда настанет последний час и верующий умирает, по нему совершается джаназа-намаз.
Таким образом, всю свою жизнь — от колыбели до могилы верующий проводит в намазе, в поклонении Аллаху.
Немногим ранее лишь незначительное количество людей, в основном только старики, совершали намаз как могли, испытывая при этом опасения. Большинство знали только внешнюю форму намаза и было трудно найти людей, которые владели доказательными знаниями о намазе.
И вот, по милости Аллаха появилась возможность обучиться намазу и совершать его для каждого желающего. Во многих местах построили соборные мечети. Расширились ряды совершающих намаз мусульман. Однако наряду с этим, возникло очень много противоречий и разногласий по поводу правильного совершения намаза. Эти разногласия, начавшиеся с произнесения вслух слова амин, постепенно охватили и некоторые другие стороны намаза. Между прихожанами мечетей, между их общинами возникли недопонимания.
Все это происходило из-за того, что люди не опирались на знания. Если одна сторона крепко придерживалась того, что совершалось издавна, то вторая сторона следовала тому, что привносилось из-за рубежа.
Пребывая за рубежом, я написал об этом книгу «О разногласиях».
Но по известной лишь Всевышнему Аллаху мудрости, процесс печатания этой книги протекал весьма затруднительно.
Когда же я вернулся на Родину, разногласия по поводу совершения намаза, хотя внешне и казались значительно угасшими, в действительности же, они еще более усугубились и теперь, не ограничиваясь лишь вопросами фикха, распространились и на вопросы вероучения — акийды. Стали появляться такие люди, одни из которых утверждали, что намаз можно не совершать, а другие — заявляли, что нельзя заходить в дома и есть пищу тех людей, которые не совершают намаз.
На все эти явления необходимо было давать ответ. Поэтому наряду с подробным разъяснением всех положений о намазе в посвященных намазу томах серии книг «Хадисы и жизнь», стало необходимым также по мере возможности дать научно обоснованные ответы на все возникшие вопросы.
В этом направлении вопросы, относящиеся к акийде, куфру и ийману мы осветили опираясь на мазхаб Ахлус сунна вал джамаа. Вопросы же, относящиеся к фикху, мы изложили, основываясь на мазхаб Ханифийа. Именно так это и должно было быть.
Ибо другие люди, считая себя строго следующими Куръану и Сунне, утверждали, что ханифитский мазхаб отдалает людей от этих двух масдаров — первоисточников. Именно поэтому было необходимо разъяснить людям, что в традиционном для мусульман нашего региона ханафитском мазхабе, Куръану и Сунне следуют более утонченно, с особым подходом, чем в остальных направлениях религиозных школ, к чему мы и стремились при написании книги.
В силу того, что автор книги, пояснение которой мы осуществляем, — шейх Али Мансур Насиф, рахматуллахи алайхи, является последователем мазхаба Шафиъийа, в некоторых местах в качестве аргументов он привел хадисы, используемые в качестве аргументов именно в данном мазхабе. Мы же постарались найти и привести в качестве аргументов хадисы, на которые в качестве аргументов опирается ханафитский мазхаб.
Наряду с этим, данная наша работа сопряженастремлением предоставить необходимые сведения об истинных причинах того, почему в ханафитском мазхабе не взяты за основу те хадисы, на которые опираются другие мазхабы, а также устранением разногласий между мусульманами.
Такое стремление получило подпитку из ностальгии не по разночтениям между общинами, а по их единству.
Эта книга включает в себя необходимые для всех положения и сведения по очень многим вопросам.
Внимательно прочитав ее, вы сможете получить достаточную и полную информацию о великом столпе Ислама и прекрасном виде поклонения в нем— намазе.
В книге вы сможете узнать не только о предписанности намаза фардом и достоинствах его, о заключенных в намазе мудростях, о необходимости бережного отношения к его соблюдению, но также получите возможность изучить ряд относящихся к нему наиболее важных вопросов.
Из этой книги вы сможете узнать не только о мудростях, заложенных в намазе, о необходимости оберегания намазов, но и с рядом важнейших вопросов этого вида поклонения.
Среди них, в частности, рассматриваются следующие:
Времена совершения намазов;
Уважительные причины в намазе;
Дополнительный (нафл) намаз в пути;
Отречение в намазе от мирских слов и действий;
Наличие двух муадзинов в одной мечети;
Действия, совершение которых считаются мустахабом для слушающего азан;
Молитва, произнесенная между двумя азанами, — принимается;
Вопросы о мисваке;
Вопросы о чалме;
Вопросы о сутре;
О свойствах намаза;
Молитва, произнесенная в саджде — принимается;
Смиренность в намазе и исполнение его прекрасным образом;
Положение о человеке, который не способен стоять в намазе и совершать кираат;
Недостатки в фардах восполняются посредством нафлов;
О сунна-намазах;
Сунна дения в фард-намазах;
Утвердившаяся сунна;
Не утвердившаяся сунна;
Молитвы и зикры, произносимые после намаза;
Причины совершения садждатус сахв;
Положение о саджджатут тилават;
Садждатуш шукр и т.д.
Да примет Всевышний Аллах эти наши скромные усилия, совершаемые нами во имя Его довольства! Аминь!
[1] Сура “То Ха», аят 14.
.