Вопрос: Ассаламу алайкум! Уважаемый устаз, пожалуйста, объясните и ответьте на следующие вопросы. В Куране говорится что ад для кафиров вечен. Но в одном месте "Анам 128аят" говорится что только если Аллах не пожелает иначе. Значит, если Аллах пожелает то уничтожит ад? 2-й вопрос: Одно из имён Аллаха, по счету 74-й Ахир. Что значит Последний после Него не будет ничего. Значит когда нибудь все исчезнет и рай и ад и после Него не останется ничего или как понимать,? И 3-й вопрос: Имам Ибн Батта сказал: “Что же касается мучений ада, то оно вечное, как и вечность Аллаха! И тот, кто покинул этот мир, не будучи единобожником и не держась Сунны, будет его обитателем навечно!” См. “ал-Ибана ас-сугра” 1/112. Можно ли приравнивать вечность ада к вечности Аллаха или он ошибся? Ад ведь может уничтожится, если Аллах захочет. Вопрос 4-й: Аллах не обещал и не клялся что ад вечен хоть и для кафиров плюс ко всему хадис от Абу Хурайры радияллаху анху что наступит время и в аду никого не останется. Почему учёные ислама говорят, что это относится к грешникам единобожникам. Абу Хурайра имеет же ввиду всех и кафиров тоже?
Ответ: Бисмиллахир Рахманир Рахим
Составители «Тафсирун Насафи» относительно слов Всевышнего Аллаха «…если только не пожелает Аллах [иного]» («Анъам», аят 128) говорили следующее: «Неверные и многобожники вечно пребудут в мучениях геенны. Разве только, если их перенесут с места мучения жаром огня в место мучения лютым холодом, их местоположение может быть сменено. Священный Куръан был ниспослан Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. Он каждый аят пояснял своим сподвижникам. Его пояснения-тафсиры сподвижники доводили до следующих поколений. Все они поясняли, что «неверные и многобожники навечно останутся в аду и ад не станет бренным», и все они были единодушны в этом утверждении. Что же касается исключения в аяте, то там сказано «…если только не пожелает Аллах [иного]». Впоследствии Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, поясняя, чего желает Всевышний Аллах, сказал, что «Аллах пожелал, чтобы они остались в аду навечно». Необязательно чтобы уподобляемое полностью было схоже с уподобляемым. Главное — это достижение намеченной цели. Когда Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам говорил о том, что неверные и мушрики останутся в аду навечно, Абу Хурайра никак не мог подразумевать противоположное.
Это все последствия не следования знаниям сподвижников и табиъинов.
Коллегия «Спросите людей зикра»