الفصل الثاني في الأوقات المنهي
عن النافلة فيها
РАЗДЕЛ ВТОРОЙ
О ВРЕМЕНАХ, КОГДА СОВЕРШЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ (НАФЛ) НАМАЗОВ ВОСПРЕЩАЕТСЯ
Передается от Амра ибн Абасы радияллаху анху:
«Я сказал:
— О Посланник Аллаха, в какое время ночи (дуа) принимается лучше?
Он сказал:
— В последнюю часть ночи. Так, совершай намаз сколько пожелаешь. Воистину, намаз будет засвидетельствован и записан до тех пор, пока ты не прочтешь намаз фаджр. Затем приостановись, пока солнце не появится и не поднимется на высоту одного или двух копий. Поскольку оно восходит меж рогов Шайтана и неверные поклоняются ему. После этого совершай намаз сколько пожелаешь. Воистину, намаз будет засвидетельствован и записан. Остановись, когда тень копья поровняется с копьем. Поскольку в то время накалается ад и открываются его врата. Когда солнце склонится (со своего зенита), совершай намаз, сколько пожелаешь. Воистину, намаз будет засвидетельствован, пока не соершишь(намаз аср. Затем остановись, пока солнце не сядет. Поскольку оно садится меж рогов шайтана, а неверные поклоняются ему».
Передали пятеро, кроме Бухари.
В передаче Абу Давуда и Байхаки сказано так:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам не любил (не приветствовал) намаз, совершенный в середине дня, кроме пятницы. Поскольку ад раскаливают в другие дни, кроме пятницы».
В передаче же Насаи сказано:
«О род Бани Абдуманафа! Не воспрещайте человеку, который совершает таваф[1] этого Дома и совершает намаз в любое время ночи и дня».
Пояснение: Сначала познакомимся поближе с равийем — передатчиком этого хадиса, Амром ибн Абасой радияллаху анху:
Амр ибн Абаса ибн Āмир ибн хамид ас-Сами также известный по кунйа Абу Нужайх, считается принявшим Ислам одним из первых. Амр о принятии им Ислама рассказывает следующее:
«В мое сердце почему-то проникла мысль: “Поклонение идолам — невежество”. Когда я сказал об этом одному человеку, тот сказал:
— О Амр, я слышал, что о том, о чем ты думаешь, говорит один человек в Мекке.
После этого, я направился в Мекку. Я спросил о том человеке и мне ответили:
— Вечером он приходит, чтобы совершить таваф Каъбы, а днем он прячется.
Я спал рядом с Каъбой и проснулся от слов: “Лаа илааха иллаллаху”. Подойдя к тому человеку, я спросил:
— Кто ты?
Он ответил:
— Я — Посланник Аллаха.
— С чем тебя направил Аллах? — спросил я.
Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам ответил:
— (С призывом) поклоняться только Ему Самому, не придавая Ему никого в сотоварищи, не проливать кровь, восстановлять родственные отношения.
Когда я спросил у него:
— Кто сейчас с Вами?
Он ответил:
— Одна вольная и один раб.
— Дайте свою руку, я заключу с Вами байъат, — сказал я и принял Ислам.
Вот тогда, нас, принявших Ислам, как оказалось, было четыре человека. Потом, когда я спросил: “Остаться ли мне с Вами?”, он сказал:
— Нет, возвращайся к своему племени, и приходи, когда услышишь, что я переселился в другое место.
Я вернулся в свое племя и находился там долгое время. Потом. один человек сказал мне, что Мухаммад переселился из Мекки в Ясриб, и я отправился в Ясриб.
Придя к Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, я сказал:
— Вы узнаете меня?
— Да, ты заключил со мной байъат в Мекке, — сказал он.
Потом я узнал, что тогда уже прошли битвы при Бадре, Ухуде и сражение Хандак».
Прибыв в Медину, Амр ибн Абаса остался здесь, а впоследствии переселился в Шам.
Он передал немало хадисов Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. От него хадисы передавали Абдуллах ибн Масъуд, Абу Умама Бахили, Сахл ибн Саъд, из числа табиъинов Абу Идрис Хувлани, Салим ибн Āмир, Касир ибн Мурра и другие.
В этом благородном хадисе подробно говорится о времени, когда нельзя совершать дополнительные (нафл) намазы. Наряду с изложением заложенных в них сокровенных мудростей (хикма), также упоминаются некоторые исключения.
Ознакомимся с некоторыми терминами этого хадиса:
«В какое время ночи (дуа) принимается лучше?»
То есть в какое время ночи совершаемые поклонения и возносимые молитвы принимаются лучше, дается то, о чем просишь?
«В последнюю часть ночи».
Здесь следует понимать последнюю, одну шестую часть ночи.
«Воистину, намаз будет засвидетельствован и записан».
То есть ангелы засвидетельствуют этот намаз и запишут за него саваб.
Хаттаби рахматуллахи алайхи говорил:
«Подобные явления, как восход солнца между рогами шайтана и раскаливание ада, невозможно познать такими чувствами, как физическое ощущение и зрение. В такие вещи необходимо лишь уверовать, оставив в стороне их обсуждение».
Мы уже говорили о том, что данные термины являются аллегорическими.
Польза, извлекаемая из этого хадиса:
Ангелы присутствовать при совершении намазов в это время и они записывают воздаяния за них.
[1] Таваф — ритуальное поклонение в виде особого семикратного обхода вокруг Каъбы.
.