Вопрос: Ассаламу алайкум! Уважаемая коллегия, ответьте пожалуйста, как совершается витр намаз в 1 ракъат? И должен ли мусульманин восполнять када-витр намазы за пропущенные годы, в которых он не совершал намаз? Должен ли он как и фард-намазы восполнить витр када-намазы? Если можно с далилом.
Ответ: Бисмиллахир Рахманир Рахим
О ВИТРЕ
Пояснение: Слово витр лексически означает «нечет». В этом разделе речь пойдет о положениях намаза витр, о его достоинствах, количестве ракъатов и других вопросах, касающихся его.
567- عَنْ عَلِيٍّ t، عَنِ النَّبِيِّ r قَالَ: يَا أَهْلَ الْقُرْآنِ أَوْتِرُوا فَإِنَّ اللهَ وِتْرٌ يُحِبُّ الْوِتْر. رَوَاهُ أَصْحَابُ السُّنَنِ.
Передается от Али радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— О люди Куръана! Совершайте витр (нечет). Ведь поистине, Аллах — нечетен, любит нечет».
Передали составители сборников «сунан».
Пояснение: Слова «Аллах — нечетен» означают, что у Него нет сотоварищей, что у Него нет пары, что Он — Един. В таком смысле Всевышний Аллах любит нечетный намаз — витр.
Обращение Пророка саллаллаху алайхи васаллам к мусульманам со словами «О люди Куръана!» и веление совершать намаз витр показывает, что совершение этого намаза является обязательным (ваджибом), что никак неользя пропускать его.
Слова «Аллах — нечетен, любит нечет» подтверждают это.
Поэтому в ханафитском мазхабе совершение намаза витр относится к категории ваджиб-деяний, а в других мазхабах — нет. Как мы рассмотрели выше, во всех мазхабах, кроме ханафитского, понятия фард и ваджиб заключают в себе один смысл — смысл фарда ханафитского мазхаба. Поэтому представители трех мазхабов, приводя аргументы и доказательства об обязательности пятиразового намаза, говорили, что если и намаз витр считать обязательным (ваджибом), то количество предписанных намазов станет шесть раз в день.
А ханафиты говорят, что между фардом и сунной существует категория ваджиб, а аргументы о намазе витр слабее фарда, но сильнее сунны, поэтому намаз витр является ваджибом. Этот хадис является одним из их аргументов.
568- عَنْ خَارِجَةَ بْنِ حُذَافَةَ t قَالَ: خَرَجَ عَلَيْنَا رَسُولُ اللهِ r فَقَالَ: إِنَّ اللهَ تَعَالَى قَدْ أَمَدَّكُمْ بِصَلَاةٍ هِيَ خَيْرٌ لَكُمْ مِنْ حُمْرِ النَّعَمِ وَهِيَ الْوِتْرُ، فَجَعَلَهَا لَكُمْ فِيمَا بَيْنَ الْعِشَاءِ إِلَى طُلُوعِ الْفَجْرِ. رَوَاهُ أَبُو دَاوُدَ وَالتِّرْمِذِيُّ وَالْحَاكِمُ وَصَحَّحَهُ.
Передается от Хариджы ибн Хузафы радияллаху анху:
«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам вышел к нам и сказал:
— Поистине, Всевышний Аллах несомненно снабдил вас (одним) намазом. И он для вас лучше, чем красные верблюды. И это — витр. Он назначил его для вас от намаза иша вплоть до восхода солнца.
Передали Абу Давуд, Тирмизи, Хāким. Хāким назвал его «сахихом».
Пояснение: В те времена красный верблюд был наилучшим имуществом арабов. Слова Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам: «И он для вас лучше, чем красные верблюды» служат еще одним доводом того, насколько высоко достоинство намаза витр.
В то же время это сильный аргумент в пользу того, что ханафиты считают этот намаз ваджибом.
Из фразы «Он назначил его для вас от намаза иша вплоть до восхода солнца» мы узнаем о начале и конце времени намаза витр.
عَنِ ابْنِ عُمَرَ t، عَنِ النَّبِيِّ r قَالَ: اجْعَلُوا آخِرَ صَلَاتِكُمْ بِاللَّيْلِ وِتْرًا. رَوَاهُ الْأَرْبَعَةُ.
Передается от Ибн Умара радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Сделайте своим конечным намазом ночью витр».
Передали четверо.
Пояснение: Поэтому каждый мусульманин ночью, перед сном должен совершить намаз витр. А если уверен в своих возможностях и не боится проспать его, то должен совершать намаз витр, пробуждаясь ночью.
عَنْ مَسْرُوقٍ t قُلْتُ لِعَائِشَةَ: مَتَى كَانَ يُوتِرُ رَسُولُ اللهِ r؟ قَالَتْ: كُلَّ ذَلِكَ قَدْ فَعَلَ، أَوْتَرَ أَوَّلَ اللَّيْلِ وَوَسَطَهُ وَآخِرَهُ، وَلَكِنِ انْتَهَى وِتْرُهُ حِينَ مَاتَ إِلَى السَّحَرِ. رَوَاهُ الْخَمْسَةُ.
Передается от Масрука радияллаху анху:
«Я сказал Аише (радияллаху анха):
— Когда совершал витр Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам?
Она сказала:
— Он делал все это: совершал витр в начале ночи, в середине ночи и в конце ночи. Но перед своей кончиной его витр заканчивался к рассвету».
Передали пятеро.
Пояснение: Из этого ривайата следует, что человеку, если есть возможность, лучше совершать витр ближе к концу ночи — к рассвету. А если он не способен на это, то можно совершать его после ночного намаза в любое время.
عَنْ جَابِرٍ t، عَنِ النَّبِيِّ r قَالَ: مَنْ خَافَ أَنْ لَا يَقُومَ مِنْ آخِرِ اللَّيْلِ فَلْيُوتِرْ أَوَّلَهُ، وَمَنْ طَمِعَ أَنْ يَقُومَ آخِرَهُ فَلْيُوتِرْ آخِرَ اللَّيْلِ، فَإِنَّ صَلَاةَ آخِرِ اللَّيْلِ مَشْهُودَةٌ وَذَلِكَ أَفْضَلُ. رَوَاهُ مُسْلِمٌ وَالتِّرْمِذِيُّ.
Передается от Джабира радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Кто опасается, что не сможет встать в конце ночи, то пусть совершит витр в начале ее. А кто чувствует, что встанет в ее конце, пусть совершит витр в конце ночи. Поистине, намаз в конце ночи — засвидетельствован. И это — лучшее».
Передали Муслим и Тирмизи.
572- عَنْ أَبِي قَتَادَةَ t أَنَّ النَّبِيَّ r قَالَ لِأَبِي بَكْرٍ: مَتَى تُوتِرُ؟ قَالَ: أُوتِرُ مِنْ أَوَّلِ اللَّيْلِ، وَقَالَ لِعُمَرَ: مَتَى تُوتِرُ؟ قَالَ: أُوتِرُ آخِرَ اللَّيْلِ، فَقَالَ لِأَبِي بَكْرٍ: أَخَذَ هَذَا بِالْحَزْمِ، وَقَالَ لِعُمَرَ: أَخَذَ هَذَا بِالْقُوَّةِ. رَوَاهُ أَبُو دَاوُدَ.
Передается от Абу Катады радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал Абу Бакру:
— Когда ты совершаешь витр?
Тот сказал:
— Я совершаю витр в начале ночи.
Он сказал Умару:
— Когда ты совершаешь витр?
Тот сказал:
— Я совершаю витр в конце ночи.
Он сказал Абу Бакру:
— Этот выбрал осмотрительность.
И сказал Умару:
— Этот выбрал мощь».
Передал Абу Давуд.
Пояснение: Действительно, тот, кто уверен в своих силах, возможностях, путь совершает витр в конце ночи. Кто выберет предусмотрительность (чтобы не проспать), пусть совершает его в начале ночи.
بيان الوتر
РАЗЪЯСНЕНИЕ ВИТРА
573- عَنِ ابْنِ عُمَرَ t، عَنِ النَّبِيِّ r قَالَ: صَلَاةُ اللَّيْلِ مَثْنَى مَثْنَى، فَإِذَا أَرَدْتَ أَنْ تَنْصَرِفَ فَارْكَعْ رَكْعَةً تُوتِرُ لَكَ مَا صَلَّيْتَ. رَوَاهُ الْخَمْسَةُ.
Передается от Ибн Умара радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Ночной намаз — по два, по два (ракъата). Когда же пожелаешь прекратить, соверши один ракъат, это сделает твой намаз нечетным (витром)».
Передали пятеро.
Пояснение: На основе этого хадиса шафиъитский мазхаб принял за правило совершать витр в таком порядке: сначала совершается два ракъата, что завершается приветствием (саламом), а затем совершается отдельно еще один раъкат.
574- وَعَنْهُ عَنِ النَّبِيِّ r قَالَ: الْوِتْرُ رَكْعَةٌ مِنْ آخِرِ اللَّيْلِ. رَوَاهُ مُسْلِمٌ وَالنَّسَائِيُّ وَأَحْمَدُ.
Передается от него же:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Витр — один ракъат в конце ночи».
Передали Муслим, Насаи и Ахмад.
Пояснение: Как было сказано выше, представители шафиъитского мазхаба, взяв в качестве довода этот ривайат хадиса, намаз витр совершают только одним ракъатом.
Также из этого видно, что лучше совершать намаз витр в конце ночи.
575- عَنْ أَبِي أَيُّوبَ الْأَنْصَارِيِّ t، عَنِ النَّبِيِّ r قَالَ: الْوِتْرُ حَقٌّ عَلَى كُلِّ مُسْلِمٍ، فَمَنْ أَحَبَّ أَنْ يُوتِرَ بِخَمْسٍ فَلْيَفْعَلْ، وَمَنْ أَحَبَّ أَنْ يُوتِرَ بِثَلَاثٍ فَلْيَفْعَلْ، وَمَنْ أَحَبَّ أَنْ يُوتِرَ بِوَاحِدَةٍ فَلْيَفْعَلْ. رَوَاهُ أَبُو دَاوُدَ وَالنَّسَائِيُّ.
Передается от Абу Аййуба ал-Ансари радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Витр — должное на каждом мусульманине. Кто любит совершать витр в пять (ракъатов), пусть делает. Кто любит совершать витр в три (ракъата), пусть делает. Кто любит совершать витр в один (ракъат), пусть делает».
Передали Абу Давуд и Насаи.
Пояснение: Слова Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам в этом хадисе «Витр — должное на каждом мусульманине» означают, что совершение намаза витр обязательно (ваджиб).
Поэтому этот хадис считается одним из самых весомых доводов ханафитского мазхаба. Пророк саллаллаху алайхи васаллам, подчеркивая, что намаз витр является обязанностью (долгом) каждого мусульманина, в то же время дает свободу выбора количества ракъатов в нем — один, три или пять. Шафиъитский мазхаб взял за правило совершать витр в один ракъат, ханафитский мазхаб — три.
وَفِي رِوَايَةٍ: الْوِتْرُ حَقٌّ فَمَنْ شَاءَ أَوْتَرَ بِسَبْعٍ، وَمَنْ شَاءَ أَوْتَرَ بِخَمْسٍ، وَمَنْ شَاءَ أَوْتَرَ بِثَلَاثٍ، وَمَنْ شَاءَ أَوْتَرَ بِوَاحِدَة.ٍ
В другом ривайате сказано:
«Витр — долг (обязанность). Кто пожелает, пусть совершает витр в семь (ракъатов), кто пожелает, пусть совершает витр в пять (ракъатов), кто пожелает, пусть совершает витр в три (ракъата), кто пожелает, пусть совершает витр в один (ракъат)».
Пояснение: Отличие этой передачи хадиса от предыдущей в том, что витр можно совершать и в семь ракъатов.
عَنْ عَبْدِ اللهِ بْنِ الصَّنَابِحِيِّ t قَالَ: زَعَمَ أَبُو مُحَمَّدٍ أَنَّ الْوِتْرَ وَاجِبٌ، فَقَالَ عُبَادَةُ بْنُ الصَّامِتِ: كَذَبَ أَبُو مُحَمَّدٍ أَشْهَدُ أَنِّي سَمِعْتُ رَسُولَ اللهِ r يَقُولُ: خَمْسُ صَلَوَاتٍ افْتَرَضَهُنَّ اللهُ عَزَّ وَجَلَّ، مَنْ أَحْسَنَ وُضُوءَهُنَّ وَصَلاَّهُنَّ لِوَقْتِهِنَّ وَأَتَمَّ رُكُوعَهُنَّ وَخُشُوعَهُنَّ كَانَ لَهُ عَلَى اللهِ عَهْدٌ أَنْ يَغْفِرَ لَهُ وَمَنْ لَمْ يَفْعَلْ فَلَيْسَ لَهُ عَلَى اللهِ عَهْدٌ إِنْ شَاءَ غَفَرَ لَهُ وَإِنْ شَاءَ عَذَّبَهُ. رَوَاهُ أَبُو دَاوُدَ وَالنَّسَائِيُّ.
Передается от Абдуллаха ибн ас-Санабихи радияллаху анху:
«Абу Мухаммад заявил о том, что намаз витр является ваджибом. Тогда Убада ибн Самит сказал:
— Абу Мухаммад совершил ошибку. Свидетельствую, что я слышал, как Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал: “Если раб совершает намаз в предписанное фардом время, должным образом выполняет рукуъ и проявляет смиренность, то на Аллахе будет обязательство обещания его прощения. Кто этого не делает, для того нет и обязательства на Аллахе. Если пожелает, Он простит. Если пожелает, Он подвергнет мучениям».
Передали Абу Давуд и Насаи.
Пояснение: …Упоминаемый в хадисе «Абу Мухаммад», который «заявил, что намаз витр является ваджибом», был одним из сподвижников Пророка саллаллаху алайхи васаллам из числа ансаров.
Опираясь на этот хадис, улемы неханафитских мазхабов считают, что намаз витр не является ваджибом.
Для правильного понимания этого вопроса следует напомнить о том, что во всех неханафитсиких мазхабах деяния подразделяются только на фард-деяния и сунна-деяния, тогда как в мазхабе Ханафийа они делятся на фард, ваджиб и сунна-деяния. В других мазхабах фард и ваджиб означают одно и то же, оба термина используются как взаимозаменяющие. В мазхабе же Ханафийа фард и ваджиб являются разными понятиями. Ваджиб представляет собой категорию деяний, которая будучи сильнее (обязательнее) сунна-деяний, в то же время, не имеет достаточной силы, чтобы считаться фардом.
Согласно сказанному в хадисе, в качестве аргумента в обсуждении вопроса о том, является ли намаз витр ваджибом или нет, приводится положение о том, что Аллах сделал фардом для мусульман только пятикратные намазы.
Следовательно, слова «ваджиб» и «фард» используются здесь в значении «фард». Здесь нет слова о том, что ханафиты считают витр ваджибом.
Улемы ханафитского мазхаба, объявив витр-намаз ваджибом исходили не из своих личных желаний, а опирались на Сунну Пророка саллаллаху алайхи васаллам.
В хадисе, переданном восьмерыми сподвижниками, в том числе, Абдуллахом ибн Аббасом радияллаху анху, Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
«Поистине, Аллах добавил вам еще один намаз. Это — витр». Это означает, что помимо пяти фард-намазов Он добавил еще один.
В хадисе, переданном имамом Абу Давудом, Насаи, Ибн Маджой, Ахмадом ибн Ханбалом, Ибн Хиббаном и имамом ал-Хакимом от Абу Айюба ал-Ансари радияллаху анху, Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
«Витр истинно ваджибен для каждого мусульманина».
Как видно, степень намаза витр — выше намаза сунна. Если бы это было не так, этих хадисов бы не было. В то же время эти хадисы не имеют той силы, которой обладают аяты и хадисы о фард-намазах. Именно поэтому улемы-ханафиты определили намаз витр ваджиб-деянием, следующим после намаза фард, но перед (выше) намазом сунна.
Давайте не будем спешить и, полагая, что «прочитав хадис, мы нашли ошибку ханафитов», не будем во всеуслышанье заявлять, что они были не правы, отнеся намаз витр к категории ваджиб. Более того, Абу Мухаммад радияллаху анху, являясь сподвижником, не спроста называет витр ваджибом. Тогда как Убада ибн Самит радияллаху анху в отсутствие Абу Мухаммада радияллаху анху, полагая, что витр назван шестым фард-намазом, опровергает это. На самом же деле, никто не говорил, что существует шесть фард-намазов.
Точно так же, витр не объявляли шестым фард намазом и ученые ханафитского мазхаба. Они лишь назвали ваджибом намаз витр, совершаемый после намаза иша.
Самым сильным их (ханафитов) аргументом является то, что Пророк саллаллаху алайхи васаллам никогда не пренебрегал этим намазом. А это явно свидетельствует о том, что данный намаз не является обычным сунна-намазом. Это подтверждают и другие мазхабы. Самое главное это то, что и те, кто считает витр ваджибом, и те, кто относит его сунна-деяниям, подчеркивают необходимость его совершения.
…Возместительный намаз совершается точно так же, как намаз, совершаемый своевременно. Вместо пропущенного намаза не в пути — полный, а в пути — каср (сокращенный). Чтение Куръана вслух или про себя так же зависит от того, какой намаз был пропущен. Возместительный намаз также совершается и за пропущенный намаз витр.
…По ханафитскому мазхабу молитва кунут читается в намазе витр. После третьего ракъата намаза витр, закончив кираат из Куръана, произносится такбир «Аллаху Акбар!» и поднимаются руки, как в начальном такбире (такбирул ихраме). Затем руки опускаются и вновь соединяются, далее читается кунут, потом, произнося такбир как обычно, совершается рукуъ и так далее.
В ханафитском мазхабе молитва кунут кроме намаза витр читается в случаях, когда человека постигло несчастье, и при этом только в тех намазах, в которых кираат читается вслух. Чтение кунута в намазе фаджр было отменено (стало мансухом).
Имам Баззар, Табарани, Ибн Аби Шайба и Тахави передают от Ибна Масъуда радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам в течении месяца читал кунут в намазе фаджр, потом прекратил».
Ханафитский мазхаб приводит следующие аргументы в пользу того, что кунут читается в намазе витр перед рукуъ:
«Кунут Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам был перед рукуъ намаза витр».
«Я остался ночевать у Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, чтобы посмотреть, как он читает кунут в намазе витр. В витре он прочитал кунут перед рукуъ. Потом я пришел к своей матери — Умму Абд и сказал: “Останься ночевать с женой Пророка саллаллаху алайхи васаллам, посмотри, как он будет читать кунут в витре”. Так, она вернулась и сообщила мне, что он прочитал кунут перед рукуъ».
Ханафитский и маликитский мазхабы в пользу того, какая молитва читается в кунуте, приводят следующий аргумент:
Имам Абу Давуд передает от Халида ибн Абу Имрана:
«Когда Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам возносил мольбу, проклиная род Мудара, внезапно появился Джабраил алайхиссалам и сделал знак Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам «Молчи». Пророк саллаллаху алайхи васаллам замолчал. Джабраил алайхиссалам сказал:
— О Мухаммад! Поистине, Аллах не посылал тебя ни хулителем, ни проклинающим. Поистине, Он послал тебя милостью мирам. Нет тебе ничего в этом деле.
А затем он научил его следующим словам молитвы кунут:
«Аллахумма иннаа настаъиинука ва настаҳдиика ва настағфирука ва натубу илайк. Ва нуъмину бика ва натаваккалу алайк. Ва нусни алайкал хойра куллаҳ. Нашкурука ва лаа накфурук. Ва нахлаъу ва натруку май йафджурук. Аллохумма иййака наъбуду ва лака нусолли ва насджуду ва илайка насъа ва наҳфиду. Ва нарджу роҳматака ва нахша азабак. Инна азабака бил куффаари мулҳиқ».
Смысл молитвы:
«Аллах мой! Поистине, просим Тебя о помощи, о наставлении на праведный путь, просим у Тебя прощения, и каемся Тебе! Веруем в Тебя и уповаем на Тебя! И благодарим Тебя, не будем неблагодарны Тебе (неверными Тебе). Бросаем и оставим того, кто распутствует Тебе. Аллах мой! Тебе лишь поклоняемся и совершаем намаз лишь Тебе и совершаем саджду только Тебе! Устремляемся только к Тебе и торопимся к Тебе. Надеемся на Твое милосердие, боимся Твоего мучения! Поистине, Твое мучение настигнет неверных!»
Почтенные сподвижники были единодушны относительно формы этой молитвы. Эта молитва была известна как молитва почтенного Умара и его сына — Абдуллаха ибн Умара радияллаху анхума.
(Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф, «Книга о намазе», том (джуз) 5, из серии книг «Хадисы и жизнь»).