ما قيل إنه يقطع الصلاة
О ТОМ, ЧТО ПРЕСЕКАЕТ НАМАЗ
435- عَنْ أَبِي ذَرٍّ t، عَنِ النَّبِيِّ r قَالَ: إِذَا قَامَ أَحَدُكُمْ يُصَلِّي فَإِنَّهُ يَسْتُرُهُ إِذَا كَانَ بَيْنَ يَدَيْهِ مِثْلُ آخِرَةِ الرَّحْلِ، فَإِذَا لَمْ يَكُنْ بَيْنَ يَدَيْهِ مِثْلُ آخِرَةِ الرَّحْلِ فَإِنَّهُ يَقْطَعُ صَلَاتَهُ الْحِمَارُ وَالْمَرْأَةُ وَالْكَلْبُ الْأَسْوَدُ، قُلْتُ: يَا أَبَا ذَرٍّ مَا بَالُ الْكَلْبِ الْأَسْوَدِ مِنَ الْكَلْبِ الْأَحْمَرِ مِنَ الْكَلْبِ الْأَصْفَرِ، قَالَ: يَا ابْنَ أَخِي سَأَلْتُ رَسُولَ اللهِ r كَمَا سَأَلْتَنِي فَقَالَ: الْكَلْبُ الْأَسْوَدُ شَيْطَانٌ. رَوَاهُ الْخَمْسَةُ إِلَّا الْبُخَارِيَّ.
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Когда кто-то из вас встает на намаз и у него есть что-либо, похожее на спинку седла, он использует ее в качестве сутры. Если же у него нет ничего, похожего на спинку седла, его намаз пресекут (нарушат) осел, женщина или черная собака.
Я сказал:
— О Абу Зарр, чем отличается черная собака от красной или желтой собаки?
Он сказал:
— О сын моего брата, так же, как и ты, я спросил об этом у Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. Тогда он сказал: “Черная собака — это шайтан”».
Передали пятеро, кроме Бухари.
Пояснение: Исходя из содержания этого хадиса, если перед совершающим намаз нет сутры и перед ним пройдет осел, женщина и черная собака, то его намаз нарушится.
В сборниках хадисов отмечается: «Прочитав этот хадис, мы не должны спешить выносить решения, а должны выносить решения, изучив и другие хадисы на эту тему».
436- وَلِأَبِي دَاوُدَ وَالنَّسَائِيِّ: إِذَا صَلَّى أَحَدُكُمْ إِلَى غَيْرِ سُتْرَةٍ فَإِنَّهُ يَقْطَعُ صَلَاتَهُ الْكَلْبُ وَالْحِمَارُ وَالْخِنْزِيرُ وَالْيَهُودِيُّ وَالْمَجُوسِيُّ وَالْمَرْأَةُ، وَيُجْزِئُ عَنْهُ إِذَا مَرُّوا بَيْنَ يَدَيْهِ عَلَى قَذْفَةٍ بِحَجَرٍ.
«Если кто-то из вас совершает намаз без сутры, его намаз пресекут (нарушат) собака, свинья, иудей, огнепоклонник и женщина. Если же они пройдут на расстоянии падения брошенного камня, то намаз действителен».
Пояснение: В этом хадисе к перечисленным в предыдущем хадисе существам также добавлены иудеи, огнепоклонники и свиньи. Кроме того сказано, что если все они пройдут на определенном расстоянии, то это на совершаемый намаз никак не влияет.
Однако наши улемы считают, что если перед совершающим намаз пройдут указанные в этих двух хадисах категории людей и животных, это не нарушит намаз недействительным, а только может нанести ущерб его полноценности. При этом, данное их мнение не является стремлением игнорировать существующие хадисы, чтобы продвинуть свою позицию, а результат глубокого исследовния всех хадисов на эту тему, проверки хронологии их произнесения.
Проведенные исследования показали, что эти два хадиса связанны с конкретными ситуациями и позже они были отменены другими хадисами.
437- عَنِ ابْنِ عَبَّاسٍ t قَالَ: أَقْبَلْتُ رَاكِبًا عَلَى حِمَارٍ وَأَنَا يَوْمَئِذٍ قَدْ نَاهَزْتُ الْاِحْتِلَامَ وَرَسُولُ اللهِ r يُصَلِّي بِالنَّاسِ بِمِنًى إِلَى غَيْرِ جِدَارٍ، فَمَرَرْتُ بَيْنَ يَدَيْ بَعْضِ الصَّفِّ، فَنَزَلْتُ وَأَرْسَلْتُ الْأَتَانَ تَرْتَعُ، وَدَخَلْتُ فِي الصَّفِّ فَلَمْ يُنْكِرْ ذَلِكَ عَلَيَّ أَحَدٌ. رَوَاهُ الْخَمْسَةُ. وَفِي رِوَايَةٍ: فَمَرَّتِ الْأَتَانُ بَيْنَ أَيْدِيهِمْ فَلَمْ تَقْطَعْ صَلَاتَهُمْ.
«Когда Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам вместе с людьми совершал намаз в Мино, обративщись не к стене, а в другом направлении, я проехал вперед на осле. Тогда я только приближался к совершеннолетию. Пройдя перед некоторой частью ряда, я слез с осла и, отпустив его пощипать травы, я вошел в ряд. Эти мои действия никто не отверг (не осудил)».
Передали пятеро.
В другой передаче хадиса сказано:
«И осел прошел перед ними и не нарушил их намаза».
Пояснение: Событие, о котором рассказывает Абдуллах ибн Аббас радияллаху анху, произошло в год прощального хаджа. Это был последний хадж нашего Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам.
Значит, это событие имело место уже после событий, упомянутых в двух предыдущих хадисах. Поэтому данный хадис подвергает их насху, то есть отменяет их.
Прохождение Абн Аббасом радияллаху анху верхом на осле перед частью совершающих намаз людей, а также то, что отпущенный им осел прошел перед всеми совершающими намаз и, при этом, никто по этому поводу не высказал слова осуждения, свидетельствует о допустимости подобных действий даже при отстуствии сутры во время намаза.
Из этого хадиса следует, что Ибн Аббас радияллаху анху с детства многое знал и был богобоязненным человеком.
438- عَنْ عَائِشَةَ رَضِيَ اللهُ عَنْهَا أَنَّهُ ذُكِرَ عِنْدَهَا مَا يَقْطَعُ الصَّلَاةَ وَقَالُوا: يَقْطَعُهَا الْكَلْبُ وَالْحِمَارُ وَالْمَرْأَةُ، فَقَالَتْ: لَقَدْ جَعَلْتُمُونَا كِلَابًا. وَفِي رِوَايَةٍ: قَدْ شَبَّهْتُمُونَا بِالْحُمُرِ وَالْكِلَابِ، لَقَدْ رَأَيْتُ النَّبِيَّ r يُصَلِّي وَإِنِّي لَبَيْنَهُ وَبَيْنَ الْقِبْلَةِ وَأَنَا مُضْطَجِعَةٌ عَلَى السَّرِيرِ، فَتَكُونُ لِيَ الْحَاجَةُ فَأَكْرَهُ أَنْ أَسْتَقْبِلَهُ فَأَنْسَلُّ انْسِلَالًا. رَوَاهُ الْخَمْسَةُ إِلَّا التِّرْمِذِيَّ.
«В ее присутствии было сказано о вещах, нарушающих намаз. (Сподвижники) сказали:
— Намаз пресекают (нарушают) собака, осел и женщина.
Тогда она сказала:
— Поистине, вы приравняли нас к собакам».
В другой передаче хадиса сказано:
«Поистине, вы приравняли нас к собакам. Было так, что во время совершения намаза Пророком саллаллаху алайхи васаллам я находилась между ним и киблой (перед ним). Я лежала на боку на широкой деревянной кровати. Если мне нужно было уйти, не желая оборачиваться к нему лицом, я тихонько сдвигалась и выходила».
Передали пятеро, кроме Тирмизи.
Пояснение: Польза, извлекаемая из данного хадиса.
439- وَعَنْهَا قَالَتْ: كُنْتُ أَنَامُ بَيْنَ يَدَيْ رَسُولِ اللهِ r وَرِجْلَايَ فِي قِبْلَتِهِ فَإِذَا سَجَدَ غَمَزَنِي فَقَبَضْتُ رِجْلَيَّ فَإِذَا قَامَ بَسَطْتُهُمَا وَالْبُيُوتُ يَوْمَئِذٍ خَالِيَةُ الْمَصَابِيحِ. رَوَاهُ الشَّيْخَانِ.
«Я спала перед Посланником Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. Обе мои ноги были перед его киблой. Когда он совершал саджду, он дотрагивался рукой и я собирала ноги, когда же он вставал, протягивала их. В те дни в домах не было ламп».
Передали оба шейха.
Пояснение: Этот хадис также является сильным аргументом в пользу того, что намаз не нарушается если перед совершающим его лежит жена и даже если при этом человек дотрагивается до нее. Он также свидетельствует о том, что Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам по ночам совершал намазы тахаджжуди жил в тесном доме, в котором не было лампы. Все это должно послужить назиданием для нас.
440- وَلِأَبِي دَاوُدَ وَمَالِكٍ وَالدَّرَقُطْنِيِّ: لَا يَقْطَعُ الصَّلَاةَ شَيْءٌ وَادْرَأُوا مَا اسْتَطَعْتُمْ فَإِنَّمَا هُوَ شَيْطَانٌ. وَاللهُ أَعْلَمُ.
«Ничто не пресекает (нарушает) намаз. Отвращайте (от этого) по мере своих возможностей. И это ни что иное, как шайтан».
Пояснение: Иными словами Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал: «по мере своих возможностей препятствуйте прохождению кого бы то ни было перед вами во время совершения намаза, поскольку это ничто иное, кроме как шайтан».
Польза, извлекаемая из этого хадиса:
.