1446 год 20 Джумадаул аввал | 2024 год 21 ноябрь, четверг
Регионы:
ЎЗ UZ RU EN AR
Статьи

О том, что пересекает намаз

06:11 / 15.01.2019 2549 Режим чтения + -
.

ما قيل إنه يقطع الصلاة

 

О ТОМ, ЧТО ПРЕСЕКАЕТ НАМАЗ

 

435- عَنْ أَبِي ذَرٍّ t، عَنِ النَّبِيِّ r قَالَ: إِذَا قَامَ أَحَدُكُمْ يُصَلِّي فَإِنَّهُ يَسْتُرُهُ إِذَا كَانَ بَيْنَ يَدَيْهِ مِثْلُ آخِرَةِ الرَّحْلِ، فَإِذَا لَمْ يَكُنْ بَيْنَ يَدَيْهِ مِثْلُ آخِرَةِ الرَّحْلِ فَإِنَّهُ يَقْطَعُ صَلَاتَهُ الْحِمَارُ وَالْمَرْأَةُ وَالْكَلْبُ الْأَسْوَدُ، قُلْتُ: يَا أَبَا ذَرٍّ مَا بَالُ الْكَلْبِ الْأَسْوَدِ مِنَ الْكَلْبِ الْأَحْمَرِ مِنَ الْكَلْبِ الْأَصْفَرِ، قَالَ: يَا ابْنَ أَخِي سَأَلْتُ رَسُولَ اللهِ r كَمَا سَأَلْتَنِي فَقَالَ: الْكَلْبُ الْأَسْوَدُ شَيْطَانٌ. رَوَاهُ الْخَمْسَةُ إِلَّا الْبُخَارِيَّ.

 

  1. Передается от Абу Зарра радияллаху анху:

«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:

 — Когда кто-то из вас встает на намаз и у него есть что-либо, похожее на спинку седла, он использует ее в качестве сутры. Если же у него нет ничего, похожего на спинку седла, его намаз пресекут (нарушат) осел, женщина или черная собака.
Я сказал:

— О Абу Зарр, чем отличается черная собака от красной или желтой собаки?

Он сказал:

— О сын моего брата, так же, как и ты, я спросил об этом у Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. Тогда он сказал: “Черная собака — это шайтан”».

Передали пятеро, кроме Бухари.

Пояснение: Исходя из содержания этого хадиса, если перед совершающим намаз нет сутры и перед ним пройдет осел, женщина и черная собака, то его намаз нарушится.

В сборниках хадисов отмечается: «Прочитав этот хадис, мы не должны спешить выносить решения, а должны выносить решения, изучив и другие хадисы на эту тему».

436- وَلِأَبِي دَاوُدَ وَالنَّسَائِيِّ: إِذَا صَلَّى أَحَدُكُمْ إِلَى غَيْرِ سُتْرَةٍ فَإِنَّهُ يَقْطَعُ صَلَاتَهُ الْكَلْبُ وَالْحِمَارُ وَالْخِنْزِيرُ وَالْيَهُودِيُّ وَالْمَجُوسِيُّ وَالْمَرْأَةُ، وَيُجْزِئُ عَنْهُ إِذَا مَرُّوا بَيْنَ يَدَيْهِ عَلَى قَذْفَةٍ بِحَجَرٍ.

 

  1. В хадисе, переданном Абу Давудом и Насаи, говорится:

 «Если кто-то из вас совершает намаз без сутры, его намаз пресекут (нарушат) собака, свинья, иудей, огнепоклонник и женщина. Если же они пройдут на расстоянии падения брошенного камня, то намаз действителен».

Пояснение: В этом хадисе к перечисленным в предыдущем хадисе существам также добавлены иудеи, огнепоклонники и свиньи. Кроме того сказано, что если все они пройдут на определенном расстоянии, то это на совершаемый намаз никак не влияет.

Однако наши улемы считают, что если перед совершающим намаз пройдут указанные в этих двух хадисах категории людей и животных, это не нарушит намаз недействительным, а только может нанести ущерб его полноценности. При этом, данное их мнение не является стремлением игнорировать существующие хадисы, чтобы продвинуть свою позицию, а результат глубокого исследовния всех хадисов на эту тему, проверки хронологии их произнесения.

Проведенные исследования показали, что эти два хадиса связанны с конкретными ситуациями и позже они были отменены другими хадисами.

437- عَنِ ابْنِ عَبَّاسٍ t قَالَ: أَقْبَلْتُ رَاكِبًا عَلَى حِمَارٍ وَأَنَا يَوْمَئِذٍ قَدْ نَاهَزْتُ الْاِحْتِلَامَ وَرَسُولُ اللهِ r يُصَلِّي بِالنَّاسِ بِمِنًى إِلَى غَيْرِ جِدَارٍ، فَمَرَرْتُ بَيْنَ يَدَيْ بَعْضِ الصَّفِّ، فَنَزَلْتُ وَأَرْسَلْتُ الْأَتَانَ تَرْتَعُ، وَدَخَلْتُ فِي الصَّفِّ فَلَمْ يُنْكِرْ ذَلِكَ عَلَيَّ أَحَدٌ. رَوَاهُ الْخَمْسَةُ. وَفِي رِوَايَةٍ: فَمَرَّتِ الْأَتَانُ بَيْنَ أَيْدِيهِمْ فَلَمْ تَقْطَعْ صَلَاتَهُمْ.

 

  1. Передается от Ибн Аббаса радияллаху анху:

 «Когда Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам вместе с людьми совершал намаз в Мино, обративщись не к стене, а в другом направлении, я проехал вперед на осле. Тогда я только приближался к совершеннолетию. Пройдя перед некоторой частью ряда, я слез с осла и, отпустив его пощипать травы, я вошел в ряд. Эти мои действия никто не отверг (не осудил)».

 

Передали пятеро.

В другой передаче  хадиса сказано:

«И осел прошел перед ними и не нарушил их намаза».

Пояснение: Событие, о котором рассказывает Абдуллах ибн Аббас радияллаху анху, произошло в год прощального хаджа. Это был последний хадж нашего Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам.

Значит, это событие имело место уже после событий, упомянутых в двух предыдущих хадисах. Поэтому данный хадис подвергает их насху, то есть отменяет их.

Прохождение Абн Аббасом радияллаху анху верхом на осле перед частью совершающих намаз людей, а также то, что отпущенный им осел прошел перед всеми совершающими намаз и, при этом, никто по этому поводу не высказал слова осуждения, свидетельствует о допустимости подобных действий даже при отстуствии сутры во время намаза.

Из этого хадиса следует, что Ибн Аббас радияллаху анху с детства многое знал и был богобоязненным человеком.

438- عَنْ عَائِشَةَ رَضِيَ اللهُ عَنْهَا أَنَّهُ ذُكِرَ عِنْدَهَا مَا يَقْطَعُ الصَّلَاةَ وَقَالُوا: يَقْطَعُهَا الْكَلْبُ وَالْحِمَارُ وَالْمَرْأَةُ، فَقَالَتْ: لَقَدْ جَعَلْتُمُونَا كِلَابًا. وَفِي رِوَايَةٍ: قَدْ شَبَّهْتُمُونَا بِالْحُمُرِ وَالْكِلَابِ، لَقَدْ رَأَيْتُ النَّبِيَّ r يُصَلِّي وَإِنِّي لَبَيْنَهُ وَبَيْنَ الْقِبْلَةِ وَأَنَا مُضْطَجِعَةٌ عَلَى السَّرِيرِ، فَتَكُونُ لِيَ الْحَاجَةُ فَأَكْرَهُ أَنْ أَسْتَقْبِلَهُ فَأَنْسَلُّ انْسِلَالًا. رَوَاهُ الْخَمْسَةُ إِلَّا التِّرْمِذِيَّ.

 

  1. Передается от Аиши радияллаху анха:

«В ее присутствии было сказано о вещах, нарушающих намаз. (Сподвижники) сказали:

— Намаз пресекают (нарушают) собака, осел и женщина.

Тогда она сказала:

— Поистине, вы приравняли нас к собакам».

В другой передаче хадиса сказано:

  «Поистине, вы приравняли нас к собакам. Было так, что во время совершения намаза Пророком саллаллаху алайхи васаллам я находилась между ним и киблой (перед ним). Я лежала на боку на широкой деревянной кровати. Если мне нужно было уйти, не желая оборачиваться к нему лицом, я тихонько сдвигалась и выходила».

Передали пятеро, кроме Тирмизи.

Пояснение: Польза, извлекаемая из данного хадиса.

  1. При Аише радияллаху анха сподвижники проводили научные собрания.
  2. В последующем также обсуждались вопросы о том, нарушается ли намаз, если перед совершающим его проходит собака, осел или женщина.
  3. Почтенная Аиша была обижена вышеприведенными словами, посчитав их принижением достоинств женщин.
  4. Почтенная Аиша произносила речи на научных собраниях.
  5. Если перед совершающим намаз человеком проходит женщина, намаз не нарушается.
  6. Муж может совершать намаз в направлении киблы, даже если перед ним лежит жена.
  7. Человек, находящийся перед совершающим намаз, не должен поворачиваться к нему лицом.

 

439- وَعَنْهَا قَالَتْ: كُنْتُ أَنَامُ بَيْنَ يَدَيْ رَسُولِ اللهِ r وَرِجْلَايَ فِي قِبْلَتِهِ فَإِذَا سَجَدَ غَمَزَنِي فَقَبَضْتُ رِجْلَيَّ فَإِذَا قَامَ بَسَطْتُهُمَا وَالْبُيُوتُ يَوْمَئِذٍ خَالِيَةُ الْمَصَابِيحِ. رَوَاهُ الشَّيْخَانِ.

 

  1. Передается от нее же:

 «Я спала перед Посланником Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. Обе мои ноги были перед его киблой. Когда он совершал саджду, он дотрагивался рукой и я собирала ноги, когда же он вставал, протягивала их. В те дни в домах не было ламп».

Передали оба шейха.

Пояснение: Этот хадис также является сильным аргументом в пользу того, что намаз не нарушается если перед совершающим его лежит жена и даже если при этом человек дотрагивается до нее. Он также свидетельствует о том, что Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам по ночам совершал намазы тахаджжуди жил в тесном доме, в котором не было лампы. Все это должно послужить назиданием для нас.

440- وَلِأَبِي دَاوُدَ وَمَالِكٍ وَالدَّرَقُطْنِيِّ: لَا يَقْطَعُ الصَّلَاةَ شَيْءٌ وَادْرَأُوا مَا اسْتَطَعْتُمْ فَإِنَّمَا هُوَ شَيْطَانٌ. وَاللهُ أَعْلَمُ.

 

  1. В передаче Абу Давуда, Малика и Дора Кутни сказано:

«Ничто не пресекает (нарушает) намаз. Отвращайте (от этого) по мере своих возможностей. И это ни что иное, как шайтан».

Пояснение: Иными словами Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал: «по мере своих возможностей препятствуйте прохождению кого бы то ни было перед вами во время совершения намаза, поскольку это ничто иное, кроме как шайтан».

Польза, извлекаемая из этого хадиса:

  1. Прохождение кого-либо или чего-либо перед совершающим намаз человеком не нарушает.
  2. Совершающий намаз должен по мере возможности воспрепятствовать проходящему перед ним.
  3. Прохождение перед совершающим намаз — грех.
  4. Тот, кто пройдет перед совершающим намаз, — равен (подобен) шайтану.

 

.
Автор
islom.uz
Источник
islom.uz
Статьи по теме
.Джарир радияллаху анху сообщил, что Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал «Аллах не проявит милосердие к тому, кто не проявляет милосердия к людям» имам читать полностью

2959 08:30 / 28.12.2016
.   . . . . . . . . . . . . 14 За тобой последуют низшие   Нух алайхиссалам проявлял усердие для того, чтобы читать полностью

3560 05:27 / 06.01.2017
.аяты 100 101   В следующем аяте речь пойдет об одном из самых известных проявлений нечестивости о невыполнении собственных обетов. 100. Неужели каждый раз, как они читать полностью

3251 04:14 / 05.01.2017
.ВОПРОС Глубокоуважаемый шейх Допустим, человек постится, но скрывает это от других, и, конечно же, боится наущений шайтана и совершения рийа показухи. Станет ли он читать полностью

3101 08:35 / 28.12.2016
Спросите людей зикра
Вопрос Ассаламу алайкум Можно ли в нашей религии пересаживать волосы с других частей тела с затылка, с груди на облысевшие части головы Не является ли это харамным читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Мы знаем, что брак mdash это одно из величайших поклонений, и я слышал, что для каждого мужчины при заключении никаха дача махра является читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Я хочу поступить на учебу по графическому дизайну. Направление, которое я выбрал, это дизайн в сфере Маркетинга и рекламы. В этом читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Перед омовением, справив малую нужду, я прибегаю к кашлям, дабы избавиться от остаточной мочи. Тем не менее, меня одолевает васваса о том, читать полностью