Предлагаемые вашему вниманию отрывки историй о пророках являются переводом книги «Рассказы о пророках» для детей видного исламского ученого и деятеля Абулхасана Надави. Ниже представляем вашему вниманию полезную информацию о личности этого замечательного ученого и распространителя исламских знаний.
Абулхасан Надави
Его отец — Саййид Абдулхай ибн Фахриддин Хасани рахматуллахи алайх будучи ученым историком был автором таких книг, как “Нузхатул хаватир ва бахджатул масамиъ ван навазир фи тараджуми уламаил хинд ва аъйануха”, “Индия в исламскую эпоху” и “Исламская цивилизация в Индии”.
Мать Абулхасана Надави была мудрой, образованной, превосходной воспитательницей, которая стала автором нескольких книг и выучила Куръан наизусть.
Досточтимый Надави родился в 1914 году (1333 году хиджры) в селе Такей округа Рай Барийли, относящегося к провинции Уттар Пардаш в северной части Индии.
Свои первые знания по Куръану он начал получать дома. Его мать была ему помощницей в заучивании Куръана. Затем продолжил свои знания в изучении языков урду и фарси. Отец его умер в 1923 году (1341 году хиджры). В то время досточтимому Надави еще не исполнилось и 10 лет. Его воспитанием занялись образованная мать и старший брат — доктор Абдул Али ал-Хасани.
Изучение арабского языка он начал в 1924 году у шейха Халил ибн Мухаммад ал-Ансари ал-Ямани. У своего дяди по отцу, шейха Азизур Рахмана и у шейха Мухаммада Талхи расширил свои знания в области арабского языка и литературы.
В 1926 году Надави принял участие в заседании улемов, прошедшем в Конфуре. Именно на этом собрании он привлек к себе внимание многих участников своим выступлением на арабском языке. Даже некоторые арабы, прибывшие на собрание, воспользовались его знаниями арабского языка.
В 1927 году, поступив в Лавханувский университет, надави получил самый высокий степень диплома по арабскому языку и арабским адабам. В то время самым молодым студентом в университете был он.
В 1928 – 1930 годах принявшись овладеть в совершенстве английским языком, он начал изучать достоверыне источники относящиеся к исламскому призыву и исламской мысли непосредственно на английском языке.
В 1929 году поступил в Дарул улум —учебное заведение при Совете улемов. Там он начал посещать уроки ученогомухаддиса Хайдара Хасанхана. В течение двух лет он по буквам пересдал у шейха Халила Ансари «Сахих» Бухари, «Сунан» Абу Давуда и «Сунан» Тирмизи, а также некоторые главы «Сахиха» Муслима. Кроме того, он также изучил книгу «Тафсир Байзави». У муфтия Шиблия Джираджбури изучал некоторые книги по фикху.
А у шейха Абдулҳая ал-Фаруқи брал уроки по тафсиру избранных сур,
у Ҳайдара Ҳасанхана обучался по тафсиру Байзави, полный тафсир Священного Куръана изучал у муфассира Али Лаҳури.
В 1932 году, проведя несколько месяцев в Дарул улуме в Дейбанде, приобрел знания у Ҳусейна Аҳмад ал-Маданий по сборникам хадисов «Сахихул Бухари», «Сунанут Тирмизи» а также по тафсиру и Улумул Куръану. Также у Иъзаза Али он брал уроки фикха, у шайха Мукрий овладел тажвидом по версии из передачи Хафса.
1934 году Надави начал преподавать в Дарул улуме при Совете улемов по таким наукам как тафсир, хадисоведение, адабы арабов и история арабов, а также по логике.
В тот же год, он женился. По милости Всевышнего Аллаха у него родился сын — Мухаммад Хусни, впоследствии ставший известным проповедником.
Он доставал газеты и журналы, публикуемые в арабских странах, у старших своих собратьев в Дарул улуме при Совете улемов и использовал их в своих научных трудах, знакомился с ситуацией в тех краях и с мнением ученых, писателей и мыслителей.
Начиная с 1937 года началось расширение круга читаемых книг. Он стал читать труды арабских проповедников, мыслителей в области тафсира, хадиса и истории. До этого Надави читал в основном труды западных писателей и политиков.
В 1939 году Надави начал совершать свои поездки с целью исследования религиозных центров Индии. Познакомившись с шейхом Абдулкадир Райбури и известным реформатором Мухаммадом Илясом Кандехлави, он установил с ними прочные связи. У первого из них Надави приобрел знания по духовному воспитанию, а у другого — по методу даъвата (призыва) и реформе общества.
В 1943 году он открыл Центр исламского обучения. В центре были организованы кружки по изучению Священного Куръана ва Сунны Пророка саллаллаху алайхи васаллам. В этих кружках участвовали даже представители интеллигенции и высокопоставленные чиновники.
Первое его путешествие за пределы Индии началось в 1947 году с совершения хаджа в Мекку. Он оставался на Аравийскомполуострове в течение последующих шести месяцев.
Надави состоял в членстве внескольких центров. Среди них:
В 1948 году стал членом исполнительного собрания Совета улемов.
1951 год – заместитель уполномоченного по вопросам образования при Совета улемов.
1961 год – после кончины его брата доктора Абдул Али ал-Хасани, Надави стал Генеральным секретарем Совета улемов.
1951 год – создал движение “Гуманитарная миссия”
1959 год – основал Исламское научное общество Лакхануда.
1960 год – принимал участие в создании комиссии по религиозному обучению в северных краях.
1964 год – принимал участие в учреждении Собрания всеобщего совета Индии.
1972 год — принимал участие в создании Комиссии по персональным правам и свободам во всех провинциях Индии.
1981 год – пргласил ученых со всего мира на первую конференцию по исламской литературе в Дарул улуме при Совете улемов.
Самые важные публикации:
В 1931 году его первая статья на арабском языке была напечатана в журнале “Манор” Саййида Рашид Ризо. Статья была посвящена мученику из Балакутии Ахмаду ибн Ирфану, погибшему в 1831 году.
В 1938 году была напечатана его первая книга на урду “Саййид Аҳмад шахид”.
В сороковые годы 20-го века вышли в свет такие его книги, как “Избранные произведения из арабской литературы”, “Рассказы о пророках" (для детей), “ал-Кираатур рошида”.
В 1944 году он начал писать свою всемирно известную книгу “Что потерял мир в результате кризиса мусульман?” и завершил ее в 1947 году. Перед тем как поехать в хадж, эта книга была напечатана в Индии в переводе на урду.
В 1956 году Надави был приглашен в качестве почетного гостя в Университет в Дамаске. Там он прочел лекцию на тему “Муджаддида в истории обновления и исламского мышления”. И эта тема была включена в книгу под названием “Призывы в Исламе и люди мышления”.
В 1963 году по приглашению проректора Исламского университета в Медине шейха Абдулазиза ибн Базза Надави читал лекцию на тему “Посланничество в луче Куръана и пророчество”.
В 1968 году по приглашению Министра просвещения Саудовской Аравии он находился в г. Эр-Рияд с целью участия в составлении учебной программы факультета шариата. Там он выступал с лекцией перед преподавателями Эр-Рияда. Эта лекция была включена в книгу под названием “На пути к независимому исламскому воспитанию в исламских странах и правительствах”.
В 1958 году по рекомендации своего учителя Абдулкадира Райбури он опубликовал книгу “Кадияни вал кадиянийя” как опровержение учениям секты Кадиянийа.
Членство в учреждениях и организациях:
Генеральный секретарь Всеобщего совета улемов Индии и Председатель Дарул улум при Совете улемов.
Член учредительного собрания Всемирной Исламской Лиги в Священной Мекке.
Председатель Всемирной лиги исламской литературы.
Председатель Центра исламских исследований в Оксфорде.
Член Всемирного собрания исламского призыва в Каире.
Член Лиги исламских университетов в Рабате.
Председатель Научной исламской академии в г. Лакханув (Индия).
Председатель Комиссии по персональным правам и свободам на всеобщих провинциях Индии.
Председатель Комиссии по религиозному образованию в северных провинциях Индии.
Председатель Академии “Дарул мусаннифин” в провинции Азамкара Индии.
Член Консультационного совета при Дарул улум г. Дейбанд(Индия).
Член Всеобщего индийского исламского консультационного совета.
Член Высшего консультационного совета исламских университетов Исламабада (Пакистан).
Член Академии арабского языка в Дамаске.
Член Академии арабского языка в Каире.
Член Академии арабского языка в Иордании.
Член Академии центра ислледований исламской культуры в Иордании (учреждение Оли байт).
Член Всеисламского благотворительного института в Кувейте.
Член Исполнительного комитета Всемирной исламской конференции в Бейруте.
Член исполнительного совета Исламского центра в Женеве.
Всего Надави опубликовал 187 книг. В 1420 году хиджры Надави оставил этот бренный мир и ушел в вечную жизнь. Да будет Аллах доволен им.
.