584- رَأَى حُذَيْفَةُ رَجُلًا لَا يُتِمُّ الرُّكُوعَ وَالسُّجُودَ فَقَالَ: مَا صَلَّيْتَ وَلَوْ مُتَّ مُتَّ عَلَى غَيْرِ الْفِطْرَةِ الَّتِي فَطَرَ اللهُ مُحَمَّدًا ﷺ عَلَيْهَا. رَوَاهُ الْبُخَارِيُّ وَالنَّسَائِيُّ.
«Ты не совершил намаз! Если ты умрешь, то умрешь не в том естестве, в котором Аллах сотворил Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам!»
Передали Бухари и Насаий.
Пояснение: Хузайфа ибн Яман радияллаху анху был одним из известных сподвижников, который не говорил, если он это не узнавал и не слышал от Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. Увидев человека, который не совершал рукуъ и саджду как положено, или, как говорится в другой передаче хадиса — «словно ворона клюет землю», он сделал ему замечание: «Этот совершенный тобою намаз несостоятелен. Плохи твои дела, если ты всегда совершаешь намаз точно так же. Если ты умрешь, то умрешь не как последователь Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам». Иными словами, это означало, что он умрет кафиром (неверным).
Используя этот хадис в качестве довода, имам Шафиъи, имам Ахмад и из ханафитов имам Абу Юсуф утверждали, что «обретение спокойствия в положении рукуъ и саджда является фардом».
Имам Абу Юсуф обязательную (фард) продолжительность пребывания в рукуъ и саджде определил как равную времени, достоточному для неспешного однократного произнесения фразы «Субхана Роббийал Азиим» или «Субхана Роббийал Аъла».
К сожалению, в нашей жизни многие из нас совершают намаз точно так же, как говорится в этом хадисе: не совершая рукуъ и саджду должным образом, поспешно, словно ворона клюет землю. В таких случаях обладающие достаточными знаниями должны поступать подобно Хузайфе ибн Яману радияллаху анху, делая замечания тем, кто совершает намаз неполноценно.
684- عَنْ أَبِي حُمَيْدٍ السَّاعِدِيِّ رَضِيَ اللهُ عَنْهُ أَنَّهُ قَالَ لِنَفَرٍ مِنْ أَصْحَابِ النَّبِيِّ ﷺ: أَنَا أَحْفَظُكُمْ لِصَلَاةِ رَسُولِ اللهِ ﷺ رَأَيْتُهُ إِذَا كَبَّرَ جَعَلَ يَدَيْهِ حِذَاءَ مَنْكِبَيْهِ، وَإِذَا رَكَعَ أَمْكَنَ يَدَيْهِ مِنْ رُكْبَتَيْهِ ثُمَّ هَصَرَ ظَهْرَهُ، فَإِذَا رَفَعَ رَأْسَهُ اسْتَوَى حَتَّى يَعُودَ كُلُّ فَقَارٍ مَكَانَهُ، فَإِذَا سَجَدَ وَضَعَ يَدَيْهِ غَيْرَ مُفْتَرِشٍ وَلَا قَابِضِهِمَا، وَاسْتَقْبَلَ بِأَطْرَافِ أَصَابِعِ رِجْلَيْهِ، فَإِذَا جَلَسَ فِي الرَّكْعَتَيْنِ جَلَسَ عَلَى رِجْلِهِ الْيُسْرَى وَنَصَبَ الْيُمْنَى، وَإِذَا جَلَسَ فِي الرَّكْعَةِ الْآخِرَةِ قَدَّمَ رِجْلَهُ الْيُسْرَى وَنَصَبَ الْأُخْرَى وَقَعَدَ عَلَى مَقْعَدَتِهِ. رَوَاهُ الْخَمْسَةُ إِلَّا مُسْلِماً.
«Он (Абу Хумайд) сказал нескольким сподвижникам Пророка саллаллаху алайхи васаллам:
— Среди вас я лучше всех запомнил намаз Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. Я видел, как он при произнесении такбира поднимал обе руки на уровень двух плеч. Совершая рукуъ, он хорошенько обхватывал две коленки двумя руками. Потом он ровно держал спину. Итак, когда он поднимал голову (из рукуъ), то выпрямлялся и вставал ровно так, чтобы каждый позвонок вставал на свое место. Так, когда он совершал саджду, он не дотрагивался обеими руками (локтями) до земли и не собирал их (не прижимал к бокам). И ставил ноги так, что их пальцы были направлены в сторону киблы. Когда он садился после двух ракъатов, он сидел на левой ноге (стопе), а правую (стопу) держал вертикально. Когда он садился в последнем ракъате, он выдвигал левую ногу (стопу) вперед, а другую держал вертикально и садился на седалище».
Передали пятеро, кроме Муслима.
Пояснение: Сначала познакомимся с передатчиком хадиса Абу Хумайдом ас-Саъиди радияллаху анху.
Полное имя этого сподвижника — Мунзир ибн Саъд ибн Малик. Его кунйа — Абу Хумайд ас-Саъиди. Он был уроженцем Медины.
Он передал немало хадисов от Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам.
От него хадисы передавали: Джабир ибн Абдуллах, Урва ибн Зубайр, Аббас ибн Сахл, Мухаммад ибн Амр ибн Ато, Ходжа ибн Зайд ибн Сабит.
Абу Хумайд ибн ас-Саъиди умер в период правления Муавии.
Абу Хумайд ас-Саъиди радияллаху анху рассказал этот хадис во время беседы с несколькими сподвижниками. В другой передаче говорится, что сподвижников было десять. Помимо Абу Хумайда ас-Саъиди радияллаху анху среди этих десяти человек также были Абу Катада, ал-Харис ибн Робиъи, Сахл ибн Саъд, Абу Усайд ас-Саъиди, Мухаммад ибн Маслама, Абу Хурайра радияллаху анхум.
Тогда Абу Хумайд ас-Саъиди радияллаху анху сказал:
«Среди вас я лучше всех запомнил намаз Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам».
Тогда сподвижники сказали:
«Как это?! Ведь среди нас ты не был наиболее последовавшим ему, и ты не являешься самым давним (собеседником) среди нас».
Абу Хумайд ас-Саъиди радияллаху анху сказал:
«Я специально наблюдал и запомнил».
«А ну-ка, покажи?!» — сказали они.
Тогда Абу Хумайд радияллаху анху встал лицом в направлении киблы и показал.
«Я видел, как он при произнесении такбира поднимал обе руки на уровень двух плеч».
То есть произнося такбирул ихрам в начале намаза, он поднимал обе руки на уровне плеч. Поднятие кончиков пальцев до ушей и другие детали мы рассмотрели ранее.
Известно и то, что пальцы женщин при поднятии рук не должны подниматься выше плеч.
«Совершая рукуъ, он хорошенько обхватывал две коленки двумя руками».
То есть плотно прижимая руки к коленям, он держал их так, что чашечки колен заполняли его ладони.
«Потом он ровно держал спину».
То есть при поясном поклоне спину он держал ровно. Улемы утверждают, что «спина должна быть такой ровной, чтобы на ней мог стоять сосуд с водой». Голова держится ровно — не опускается вниз и не поднимается вверх.
«Итак, когда он поднимал голову (из рукуъ), то выпрямлялся и вставал ровно так, чтобы каждый позвонок вставал на свое место».
Он не одобрял, когда кто-то слегка поднимал голову и сгибал ноги в сторону перехода в саджду.
Значит, поднимаясь из положения рукуъ, нужно выпрямиться во весь рость по настоящему.
«Так, когда он совершал саджду, он не дотрагивался обеими руками (локтями) до земли и не собирал их (не прижимал к бокам)».
Здесь под словом «руки» подразумеваются предплечья. Предплечья совершающего саджду не должны касаться ни земли, ни боков тела, а должны быть приподняты. Помимо этого, живот не должен касаться бедер.
«И ставил ноги так, что их пальцы были направлены в сторону киблы».
В положении саджды концы ног должны быть прижаты к земле, согнув пальцы направленными в сторону киблы. Поскольку в этом хадисе говорится, что так делал Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам.
«Когда он садился после двух ракъатов, он сидел на левой ноге (стопе), а правую (стопу) держал вертикально».
Данное сидячее положение общеизвестно, хотя, к сожалению, некоторые из нас не всегда соблюдают это требование.
«Когда он садился в последнем ракъате, он выдвигал левую ногу вперед, а другую держал вертикально и садился на седалище».
Данное положение практикуется последователями мазхаба Шафиъийа. Они считают, что между первым и вторым пребыванием в положении каъда должно быть отличие для того, чтобы опоздавший человек по позе имама мог понять в какой момент намаза он пришел.
Представители же других мазхабов утверждают, что «каъда в обоих случаях (во втором и последнем ракъатах) идентичны первому описанию, слова же о различиях указываются только в этом хадисе, тогда как в других хадисах, переданных многими сподвижниками, о нем ничего не сказано».
487- عَنْ عَلِيٍّ رَضِيَ اللهُ عَنْهُ قَالَ: كَانَ النَّبِيُّ ﷺ إِذَا رَكَعَ قَالَ: اللَّهُمَّ لَكَ رَكَعْتُ، وَبِكَ آمَنْتُ، وَلَكَ أَسْلَمْتُ، خَشَعَ لَكَ سَمْعِي وَبَصَرِي وَمُخِّي وَعَظْمِي وَعَصَبِي. رَوَاهُ الْخَمْسَةُ إِلَّا الْبُخَارِيَّ.
«Когда Пророк саллаллаху алайхи васаллам совершал рукуъ, он произносил: “Аллахумма лака рокаъту ва бика аманту ва лака асламту. Хошаъа лака самъи ва басари ва муххи ва азми ва асоби”».
Передали пятеро, кроме Бухари.
Пояснение: Существует мнение, что эту молитву Пророк саллаллаху алайхи васаллам читал после тасбиха.
Смысл молитвы:
«О Господь мой, я поклонился Тебе в рукуъ, уверовал в Тебя. Предался (стал мусульманином) Тебе. Мои уши, глаза, мозг, кости и жилы смиренны пред Тобой!».
488- عَنْ عَائِشَةَ رَضِيَ اللهُ عَنْهَا قَالَتْ: كَانَ النَّبِيُّ ﷺ يَقُولُ فِي رُكُوعِهِ وَسُجُودِهِ: سُبْحَانَكَ اللَّهُمَّ رَبَّنَا وَبِحَمْدِكَ اللَّهُمَّ اغْفِرْ لِي. رَوَاهُ الْخَمْسَةُ إِلَّا التِّرْمِذِيَّ.
«При совершении рукуъ и саджды Пророк саллаллаху алайхи васаллам говорил:
“Субҳанакаллоҳумма, Роббана ва биҳамдик. Аллоҳуммағфир ли”».
Передали пятеро, кроме Тирмизи.
Пояснение: Этот хадис похож на предыдущий, различие лишь в форме дуа. Здесь говорится, что эта молитву, помимо рукуъ, он читал и во время совершения саджды. Смысл молитвы:
«О Господь наш, поминаю пречистым Тебя и восхваляю Тебя. О Господь, прости мне грехи».
489- وَعَنْهَا أَنَّ رَسُولَ اللهِ ﷺ كَانَ يَقُولُ فِي رُكُوعِهِ وَسُجُودِهِ: سُبُّوحٌ قُدُّوسٌ رَبُّ الْمَلَائِكَةِ وَالرُّوحِ. رَوَاهُ مُسْلِمٌ وأَبُو دَاوُدَ والنَّسَائِيُّ.
«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам при совершении рукуъ и саджды произносил: “Суббухун, Куддусур Роббул малааикати вар Рух”».
Передали Муслим, Абу Давуд и Насаи.
Пояснение: «Суббухун» является одним из имен Аллаха и означает «Пречистый от всех изъянов».
Имя «Куддус» означает «Священный», «Свободный и пречистый от всех недостатков и недостойных качеств».
«Рух» подразумевает Джабраила алайхиссалам.
490- عَنْ عَبْدِ اللهِ رَضِيَ اللهُ عَنْهُ، عَنِ النَّبِيِّ ﷺ قَالَ: إِذَا رَكَعَ أَحَدُكُمْ فَقَالَ فِي رُكُوعِهِ سُبْحَانَ رَبِّيَ الْعَظِيمِ ثَلَاثَ مَرَّاتٍ فَقَدْ تَمَّ رُكُوعُهُ وَذَلِكَ أَدْنَاهُ، وَإِذَا سَجَدَ فَقَالَ فِي سُجُودِهِ سُبْحَانَ رَبِّيَ الْأَعْلَى ثَلَاثَ مَرَّاتٍ فَقَدْ تَمَّ سُجُودُهُ وَذَلِكَ أَدْنَاهُ. رَوَاهُ التِّرْمِذِيُّ وَأَبُو دَاوُدَ.
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Когда кто-то из вас совершит рукуъ, а затем три раза скажет в нем “Субхана Роббийал Азим”, то, поистине, его рукуъ будет полным. Это самое малое. Когда он совершит саджду, а затем три раза скажет в нем “Субхана Роббийал Аъла”, то, поистине, его саджда будет полным. Это самое малое».
Передали Тирмизи и Абу Давуд.
Пояснение: Польза, извлекаемая из этого хадиса:
Это единогласно принято всеми мазхабами.
.