При всем том Ислам не ограничивается признанием равенства духа и тела. Благодаря мудрости Творца, Ислам был создан в соответствии с законами науки и природы. То есть по известному принципу: «В здоровом теле – здоровый дух». Духовное развитие не произойдет, если организм будет лишен жизненных стимулов, и эти потребности должны быть в среднем удовлетворены. Духовность же, мораль служат стражами над излишествами. Вместе с тем Куръан подчеркивает, что будущая вечная жизнь лучше этой бренной жизни. Достижение духовного совершенства – высшая цель для каждого мусульманина. Поэтому Аллах предупреждает его, чтобы он, отдавая должное мирским заботам и удовольствиям, не забывал благими делами подготовиться к будущей вечной жизни.
Как ясно сказано в аяте:
«Кто желал земной жизни и ее украшений, Мы сполна воздадим им их деяния в ней, и они в ней не будут обделены. Они – те, которым нет в Загробной жизни ничего, кроме Огня, и стало тщетно то, что совершили в ней, и ничтожно то, что творили» («Худ», аяты 15-16).
Вот как характеризует Аллах близких себе, т.е. истинно верующих:
«И сказано тем, которые остереглись: «Что же ниспослал ваш Господь?» Сказали: «Добро!» Тем, которые творили прекрасное в этом мире – прекрасное. И действительно, жилище Загробной жизни – лучше, и действительно, как прекрасно жилище богобоязненных!» («Нахл», 30).
Многие прекрасные, волнующие душу и глубоко содержательные аяты Куръана посвящены преимуществам загробной жизни по сравнению с этим бренным миром. Например:
«И эта земная жизнь – лишь забава и игра. И поистине, обитель Загробной жизни – действительно она – настоящая жизнь, если бы они знали!» («Анкабут», 64).
«Желаете бренное этого мира, а Аллах желает Загробный мир. И Аллах – Всемогущественный, Премудрый!» («Анфал», 67).
Вера в будущую жизнь, которая лучше, чем этот мир, как видим, вдохновляет человека; особенно успокаивающе она действует на тех, кого постигло горе, кто страдает. Такое убеждение придает силу верующим в минуты отчаяния и неудач, призывает стойко преодолевать их и надеяться.
Запрет обольщения мирскими соблазнами
При описании соблазнов этого мира Куръан призывает к разумной умеренности, велит не гордиться сверх меры земными достижениями.
В суре «Хадид», в частности, сказано:
«Знайте, что земная жизнь — игра и забава, и украшение и похвальба между вами, и страсть к приумножению имущества и детей. Как пример дождя – восхитило крестьян его растение. Потом увядает, и увидишь его пожелтевшим, потом станет хворостом. И в Загробной жизни — мучение тяжкое. И прощение от Аллаха и довольство. А земная жизнь — лишь предмет обмана» (аят 20).
Сура «Кахф» содержит символическое описание мира сего:
«И приведи им пример земной жизни – как вода, что низвели Мы с неба, и смешались с нею растения земли, и стала былинкой, что развеивают ветры. И Аллах на всякую вещь Мощен! Имущество и дети – украшение земной жизни, а нетленные благодеяния - лучше у твоего Господа по вознаграждению и лучше по надежде» (аяты 45-46).
Обратите внимание: сей преходящий мир Аллах сравнивает с растением, которое затем стало сухим сором и было развеяно ветрами... Следует естественный вывод: толстосумы, богачи, ловкие преуспевающие не должны гордиться своим достоянием. Только добрые дела достойны награды Аллаха.
Из книги «Ийман – Ислам – Куръан»