Человек, который занят поминанием, должен всё делать наилучшим образом. Если он сядет где-либо, ему следует повернуться в сторону киблы 1 и сидеть смиренно и спокойно, опустив голову. Можно заниматься поминанием и без соблюдения вышеупомянутых усло- вий, но если человек поступит так без уважительной причины, это будет означать, что он отказался от наилучшего. Указанием на необязательность соблюдения этих условий служат слова Аллаха: «Поистине, в сотворении небес и земли, в чередовании ночи и дня − знамения для обладающих разумом, которые поминают Аллаха стоя, сидя и (лёжа) на бо- ках своих и размышляют о сотворении небес и земли...» 2
8. Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Когда у меня были месячные, Пророк (саллаллаху алайхи васаллам) не раз ложился головой мне на колени и начинал читать Ко- ран». 3 В другой версии этого хадиса сказано: «... и голова его лежала у меня на коленях, когда у меня были месячные». Сообщается также, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Я читала свою часть Куръана 4 лёжа на кровати».
Место, где человек занимается поминанием Аллаха, должно быть свободным и чистым, поскольку это в большей степени подчёркивает уважение и к поминанию, и к Тому, Кого поминают. Именно поэтому поощряется поминание в мечетях и достойных местах. Сообщается, что имам Абу Майсара, да будет доволен им Аллах, сказал: «Поминать Аллаха Всевышнего следует только в благом месте. Рот поминающего должен быть чист. Так, в случае появления дурного запаха изо рта, необходимо постараться устранить его источ- ник с помощью зубочистки 5 , если же в рот попадёт что-нибудь нечистое, следует удалить это с помощью воды. Заниматься поминанием без очищения водой не рекомендуется 6 , но не запрещается. Человеку, рот которого нечист, читать Куръан не рекомендуется, а отно- сительно запретности этого наши товарищи придерживаются двух мнений. Более верным является то, согласно которому делать это не запрещается.
1. Кибла − направление на Мекку, точнее говоря, на Каабу из любого данного места.
2. “Семейство Имрана”, 190 – 191.
3. Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим.
4. Имеется в виду часть Куръана, которую человек вменяет себе в обязанность читать ежедневно.
5. Имеется в виду “сивак” − зубочистка в виде палочки, сделанной из корней или ветвей арака. 6 То есть относится к категории “макрух” /неодобряемое/ − нерекомендуемых действий, которые не влекут за собой наказания.