Посланник Аллаха (саллаллаху алайхи васаллам) сказал: «Я был послан, чтобы довести до совершенства праведный нрав» (Бухари, Ахмад). Пророк Мухаммад (саллаллаху алайхи васаллам) уделял большое внимание формированию у мусульман праведного нрава. К сожалению, в современном обществе мусульмане не стремятся совершенствовать свой нрав и избавляться от негативных качеств своего характера.
Праведный нрав и благой характер имеет такое огромное значение, что сура ал-Худжурат целиком посвящена формированию у мусульман должного уровня нрава, а также установлению гармоничных отношений между мусульманами.
В этой статье речь пойдет о 5 отрицательных чертах характера, от которых Всевышний Аллах в суре ал-Худжурат призывает верующих держаться подальше.
1. Разглашение ложной информации
Всевышний Аллах говорит: «О те, которые уверовали! Если нечестивец принесет вам весть, то разузнайте, чтобы не поразить по незнанию невинных людей, а не то вы будете сожалеть о содеянном» (сура ал-Худжурат, аят 6).
В наш век доступной информации очень легко передать кому-то любое известие, не убедившись в его достоверности. Большая часть передаваемой информации на самом деле является ложной.
Зачастую передача такой неподтвержденной информации может оскорбить кого-то или причинить боль. Посланник Аллаха (саллаллаху алайхи васаллам) говорил: «Для того чтобы стать лжецом, человеку достаточно только передавать дальше все, что бы он ни услышал» (Муслим).
Всевышний Аллах проклинает лжецов в Куъране более 10 раз. Так как, разглашать все, что мы слышим, является ложью, то нам следует держаться от этого подальше.
2. Глумление
«О те, которые уверовали! Пусть одни люди не насмехаются над другими, ведь может быть, что те лучше них. И пусть одни женщины не насмехаются над другими женщинами, ведь может быть, что те лучше них.
Не обижайте самих себя (друг друга) и не называйте друг друга оскорбительными прозвищами. Скверно называться нечестивцем после того, как уверовал. А те, которые не раскаются, окажутся беззаконниками» (сура ал-Худжурат, аят 11).
К сожалению, в наши дни насмехаться друг над другом стало нормой. Всевышний Аллах категорически запрещает это. Нас призывают подумать, что те, над кем мы насмехаемся, возможно, являются лучше нас. Вдвойне хуже, если насмешка сопровождается нецензурной лексикой.
3. Подозрительность
«О те, которые уверовали! Избегайте многих предположений, ибо некоторые предположения являются грехом» (сура ал-Худжурат, аят 12).
Мы часто подозреваем окружающих в чем-либо. Всевышний Аллах обращает наше внимание, что подозрительность – это грех. Подозревать в чем-либо плохом человека, который неоднократно был замечен в совершении предосудительных поступков нормально. Но относится подобным образом к честным, не запятнавшим себя ничем предосудительным верующим, – тяжкий грех, порицаемый Всевышним Создателем.
Верующим следует уважать друг-друга, думать друг о друге только в позитивном ключе, и прощать, если кто-то просит прощения. Мусульмане должны стремиться поддерживать друг-друга в благих начинаниях.
4. Злословие
«Не следите друг за другом и не злословьте за спиной друг друга. Разве понравится кому-либо из вас есть мясо своего покойного брата, если вы чувствуете к этому отвращение? Бойтесь Аллаха! Воистину, Аллах – Принимающий покаяния, Милосердный» (сура ал-Худжурат, аят 12).
Еще одной распространенной дурной привычкой в наше время стало злословие. Тем не менее, Всевышний Аллах сравнивает злословие с ужасным и мерзким деянием. Это лишь увеличивает опасность этого порока.
Посланник Аллаха (саллаллаху алайхи васаллам) во многих хадисах порицал злословие. В Судный День, злословивший человек должен будет поделиться своими благодеяниями с тем, о ком он злословил.
5. Жить Исламом в качестве одолжения
«Они попрекают тебя тем, что обратились в ислам. Скажи: «Не попрекайте меня вашим обращением в ислам. Это Аллах оказал вам милость тем, что привел вас к вере, если вы вообще говорите правду» (сура ал-Худжурат, аят 17).
Иногда мы совершаем благодеяния, будто бы оказывая кому-то услугу. Как будто наши дела приносят Исламу пользу, а их отсутствие вредит ему. На самом деле, Ислам – подарок Аллаха нам, а Сам Он ни в чем и ни в ком не нуждается.
Мы нуждаемся в Аллахе, в Его милости, в Исламе. Вне зависимости от того, будем ли мы Ему поклоняться или нет, это не навредит Ему. Точно также не навредит Исламу то, что мы не будем выполнять его законы.