1445 год 21 Шаввал | 2024 год 30 апрель, вторник
Регионы:
ЎЗ UZ RU EN AR
Статьи

Великие люди ислама – Имам Абу Ханифа (Имам Агзам)

15:00 / 04.08.2019 4253 Режим чтения + -

Как известно, ханафитский мазхаб – один из четырёх правовых школ в суннитском Исламе. Основателем является имам Абу Ханифа и его ученики Мухаммад аш-Шайбани, Абу Юсуф и Зуфар ибн аль-Хузайл.

Другими суннитскими правовыми школами являются маликитский мазхаб (основатель имам Малик), шафиитский (основатель имам аш-Шафии) и ханбалитский (основатель имам Ахмад).

Абу Ханифа ан-Нуман ибн Сабит аль-Куфи (699-767) — исламский богослов, факих и мухаддис. Родился в городе Куфа в семье богатого торговца шёлком. Его дед принял Ислам во времена халифа Умара ибн аль-Хаттаба. В Куфе Абу Ханифа получил общее и богословское образование. Среди его учителей были и сподвижники пророка Мухаммада (саллаллаху алайхи васаллам). Когда Абу Ханифе было 22 года, он стал учеником иракского богослова Хаммада ибн Абу Сулеймана, в кружке которого провёл 18 лет вплоть до смерти учителя, а затем сам возглавлял этот кружок в течение десяти лет, считаясь самым авторитетным факихом Куфы и Басры.

Ханафитский мазхаб является самым распространённым среди всех правовых школ. Ханафиты живут в Средней и Центральной Азии, Казахстане, Турции, Ближнем Востоке, на Балканах и в других странах.

Ханафитская школа исламского права сложилась в VIII в. в Ираке. С Абу Ханифы начинается письменная традиция в исламском богословии. Ему приписывается первое исламское сочинение по догматике «Асл ат-таухид». Он является первым, кто применил методы казуистического (от слова «казус» – происшествие) исследования правовых вопросов таким образом, что стало возможным сближение религиозных положений и требований повседневной жизни. Кроме того, Абу Ханифа и его ближайшие последователи разработали методику использования рационалистических принципов суждения по аналогии (кийас) и предпочтения (истихсан) при решении правовых вопросов. Им также обоснована возможность использования норм обычая (‘урф) в качестве одного из источников права.

Именно ханафиты четко используя этот подход дедукции, смогли кодифицировать и систематизировать большой хадисный материал (по источнику, по иснаду, по степени достоверности), что создало широкие возможности для развития мусульманского права. Наверное, поэтому Абу Ханифе дали столь высокое имя «Великий Имам» (Имам Агзам).

Также следует помнить, что Имам Абу Ханифа жил во времена сахабов и табиинов, чьи слова не требовали проверки и подтверждения передатчиков, и поэтому он не нуждался в подтверждении своего фикха. Особое подтверждение и проверка стали необходимостью в исламе уже после времени Абу Ханифы, когда появились люди, которые ложно передавали хадисы или высказывания Пророка и сахабов. Поэтому, к Имаму Абу Ханифе и его мазхабу необходимо относиться очень серьезно и ответственно, так как он стоит у истоков Сунны и является её распространителем.

Наследие Абу Ханифы сохранилось в пяти основных сочинениях. Это:

— «Послание об истинном мурджиизме», где содержится достойный ответ такфиризму. В этой книге дается определение понятие «тасдык иман» (основа веры). Абу ханифа пишет «Знай, что достижение признания человеком Аллаха и Его посланников («тасдык») отличается от достижения исполнения им обязательств («амаль»)»;

— «Учёный и ученик» также в основном рассматриваются вопросы идеологического противостояния такфиризму, где выдвигается положение «ирджа». Абу Ханифа в определение правоверия отмечает, что нужно полагаться на «ирджа» (откладывать решение): «Если ты воздержишься от того, чтобы сделать вывод «войдут ли они в Ад или Рай», то это назовут «ирджа»»;

— «Основа единобожия‎‎ (Аль-Фикх Аль-Акбар)». В этой книге рассматриваются основы исламского вероубеждения (акида), который согласуется с традиционным исламским подходом «бил-а-кейфа» (без вопроса «как»). Так в книге говориться что «разрешается говорить «буруа хада», что означает «Лик Аллаха», но, как и на арабском языке, не уподобляя и не задавая вопроса «Как?»»;

— «Упрощённое понимание‎‎‎‎ (Аль-Фикх Аль-Акбар)». Это книга является как бы продолжением предыдущей книги и также рассматриваются вопросы исламского вероубеждения (акида). В особенности хотелось бы отметить цитату против мятежников: «Ни в коем случае нельзя быть вместе с мятежниками! Если в общине есть нечестивцы и тираны, то там будут и благочестивые, которые будут помогать тебе в борьбе против них. А что касается вероломных мятежников, то их нужно сторониться, и быть с другими. Аллах Всевышний сказал: “Разве земля Аллаха не была обширна для того, чтобы вы переселились на ней?” (Сура Женщины, аят 97), а также: “Воистину, Моя земля обширна, поклоняйтесь же Мне!” (Сура Паук, аят 56)»».

Наследие самого Абу Ханифы сохранилось в виде цитат и ссылок в «Китаб ал-харадж» Абу Йусуфа (ум. в 798 г.), а также в сочинениях Мухаммада аш-Шайбани (ум. в 805 г.) «ал-Мабсут», «ал-Джами‘ ас-сагир», «ал-Джами‘ ал-кабир», «Китаб аз-зийадат», «Китаб ас-сийар ал-кабир», «Китаб ас-сийар ас-сагир», «Китаб ан-навадир» и «Китаб ал-асар».

Уроки Абу Ханифы представляли собой научно-исследовательский комплекс, где обсуждались различные вопросы. Порой обсуждение одного вопроса могло длиться несколько дней и ночей. Когда Абу Ханифа приходил к какому-либо решению, он говорил своему ученику Абу Юсуфу: «Отнеси этот ответ в такой-то раздел».

Имам Абу Ханифа был учёным-открывателем. Он не позволял записывать своё мнение, пока не был уверен в его правильности, поскольку на него оказала влияние личность Умара аль-Фарука (р.а.). Умар завещал Абу Мусе аль-Ашъари не следовать мнениям Умара в судебной системе, если выявится их ошибочность.

Абу Ханифа предостерегал тех, кто изучает ильм ради мирского, сказав: «Тот, кто получает знания ради мирских благ, лишён баракята и спокойствия в своём сердце. А тому, кто получает знания ради религии, — да благословит его Аллах в знаниях, даст спокойствия в сердце и увеличит в нём пользу для других». Абу Ханифа располагал немалым состоянием, он вёл прибыльную торговлю и щедро расходовал на своих учеников. Они получали ежемесячные выплаты, чтобы покрывать свои расходы. Данные выплаты напоминают нечто, именуемое сегодня «стипендией». Данный поступок Абу Ханифа унаследовал от своего учителя Хаммада, а Хаммад, в свою очередь, — от Ибрахима ан-Нахаи. Абу Юсуф сказал: «Абу Ханифа содержал меня и мою семью 20 лет. А когда я сказал, что не видел человека щедрее него, он ответил: «Если бы ты видел Хаммада! После смерти Хаммада я упоминаю его имя наряду с именами моих родителей в своих мольбах о прощении их грехов после каждого намаза. Я молюсь и за тех, кто обучал его, и за тех, кто обучался у него». Однажды, наставляя Абу Юсуфа, он сказал: «В отношениях с султаном веди себя как с огнём. Извлекай свою пользу, но держи дистанцию, не подходи близко, поскольку султан не видит ни в ком себе ровни».

Достоинство учения Абу Ханифы можно передать словами великих ученых ислама. Аль-Фудайль ибн Ияад:

«Абу Ханифа был понимающим в религии, известным факихом, набожным и богатым. Один из лучших, чьи уроки посещали люди, изучал науку ночью и днем и был терпеливым в этом. Был выстаивающим ночную молитву, молчаливым и не многословным, даже когда отвечал о дозволенном или о запретном. Был лучшим в доведении истины, далеким от богатства султана» [Тарих Багдад, 13 т., стр. 340].

Ибн ас-Сабах: «Если ему доводили достоверный хадис от сподвижников пророка Мухаммеда их последователей (табиинов) он следовал ему. А если он не находил достоверный хадис, то он сопоставлял и делал он это наилучшим образом» [Тарих Багдад, 13 т., стр. 340].

Абдулла ибн аль-Мубарак: «Я видел лучшего из людей кто усердствовал в поклонении Аллаху, а также самого набожного, самого знающего о религии Аллаха и лучшего, кто понимал религию Аллаха. Лучшим в поклонении был Абд аль-Азиз ибн Аби Рауад, самым набожным был аль-Фудайль ибн Ияад, самым знающим был Суфян ас-Саури, самым понимающим религию был Абу Ханифа». Затем добавил: «Я не видел в фикхе подобного ему» [Тарих Багдад, 13 т., стр. 340].

Яхья ибн Му’ин: «Абу Ханифа был сильным в передаче хадисов. Он передавал только те хадисы, которых знал наизусть» [Сайр а’лям ан-нубаля, 6т., стр.395].

Абу Му’ауя ад-Дарир: «Любовь Абу Ханифы есть из суннизм» [Сайр а’лям ан-нубаля, 6т., стр.400].

Имам аш-Шафии: «В отношении фикха люди являются детьми Абу Ханифы» [Аль-ибар, 1т., стр.164].

Из книги: «Великие люди Ислама»

Источники: islamtv.ru

kazislam.kz

Статьи по теме
..Смерть ndash то есть, окончание земной жизни человека, в наше время стала весьма непопулярна. Говорить о ней считается дурным тоном, упоминание о ней портит всем читать полностью

2044 12:40 / 12.02.2019
В 21м веке когда информационные технологии развиты как никогда каждый житель этого мира раз в жизни слышал о религии Ислам и о мусульманах. Хотя бы знают о арабской читать полностью

4245 11:30 / 31.08.2019
Хадисы Пророка саллаллаху алайхи васаллам о заботе о девочках прекрасны и удивительны. Девочки приходят с большими наградами и благословениями. И если вы даете читать полностью

2745 09:30 / 27.01.2019
.Ислам в качестве одного из своих постулатов наставляет людей вере в ангелов. Это одна из основ духовной жизни, которая способна вести нас к добру. Как гласит читать полностью

6697 08:57 / 28.12.2016
Спросите людей зикра
Вопрос Ассаламу алайкум Можно ли в нашей религии пересаживать волосы с других частей тела с затылка, с груди на облысевшие части головы Не является ли это харамным читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Мы знаем, что брак mdash это одно из величайших поклонений, и я слышал, что для каждого мужчины при заключении никаха дача махра является читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Я хочу поступить на учебу по графическому дизайну. Направление, которое я выбрал, это дизайн в сфере Маркетинга и рекламы. В этом читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Перед омовением, справив малую нужду, я прибегаю к кашлям, дабы избавиться от остаточной мочи. Тем не менее, меня одолевает васваса о том, читать полностью