Ас-Сайид Джурджани сказал: «Богобоязненность (варъа) — это отдаление от сомнительного из страха попасть в запретное» [64, с, 170]. Сказал Мухаммад ибн Алан ас-Сыддики: «Это, по мнению ученых, отрешиться от того, в чем нет греха, остерегаясь попадания в то, в чей грех есть» [74, т. 5, с. 26]. Ибн Уджайба сказал: «Богобоязненность — это воздержание души от совершения тех поступков, последствий которых она не желает» [38, с. 7]. Для лучшего понимания смысла поясним ступени, через которые проходит ищущий совершенства для достижения его.
Вара обычных людей — это отрешение от сомнительного из страха попасть в запретное, следуя слонам Посланника Аллаха (саллаллаху алайхи васаллам): «Воистину, дозволенное ясно и запретное ясно, а между ними есть дела сомнительные, которых не знает большинство людей. Кто остерегается от сомнительного, тот сохранил свою честь и религию. Кто попал в сомнительное, тот попадает в запретное, подобно пастуху, пасущему вблизи границ запретного. У каждого царя есть своя территория, воистину, территорией Аллаха является та, что ограничена его запретом»141.
Вара особых людей — это отрешение от всего, что замутняет сердце и вводит в темноту и беспокойство. «Обладатели сердец» остерегаются всего, что притягивает к их сердцам постороннее, и того сомнительного, что беспокоит их души. Их чистые сердца — это лучший наставник, когда они колеблются в каком-либо деле или же сомневаются в каком-либо решении, как на это указал Посланник Аллаха (саллаллаху алайхи васаллам): «Ты брось то, в чем сомневаешься, и делай то, в чем нет сомнения»142.
А также сказал: «Доброе — это благой нрав, а грех — то, что противно твоей душе из того, чего ты не желаешь, и боязнь того, что это заметят люди»143. Об этом говорит Суфьян Саури: «Я не знаю более легкого, чем набожность: просто оставь то, что противно твоей душе» [7, с, 54].
Вара избранных людей — отказ от связи с чем-либо, кроме Аллаха, и отказ от надежды па что-либо иное, кроме как на Аллаха, и обращение только к Аллаху. Такова богобоязненность познавших Аллаха, которые считают, что все, что отвлекает от Аллаха — это для них беда. (cтр.127)
141. Аль-Бухари, Муслим; от Ну'мана ибн Башира.
142. Ат-Тирмизи, безупречный (сахих).
143. Муслим, от Навваса ибн Сум'ана.
Islom.uz