Из упомянутого выше нам стало ясно, что вара — это свойство, совмещающее в себе совершенные качества. Хасан аль-Басри однажды прибыл в Мекку и увидел юношу из сынов Али ибн Аби Талиба опершегося спиной о Каабу и проповедующего людям. Встав возле него, Хасан спросил: «Что главное в религии?» Он ответил: «Богобоязненность (вараъа)». Тогда Хасан спросил: «Что является бедой в религии?» Он ответил : «Алчность». Хасан удивился и сказал: «Богобоязненность размером в пылинку превосходит тысячу мискалей постов и молитв» [7, с. 54].
Ибн Атаалла аль-Искандари сказал: «Не количество знаний и усердие в вирдах указывает на понимание раба, а лишь достаточность для него Аллаха, обращенность к Нему сердцем, освобождение из рабства алчности, а также и украшение набожностью указывает на его просветленность и понимание» [38, с. 7].
Ничто не подчеркивает степень богобоязненности и ее высокую роль, а также то, что это высшая степень богослужения, лучше завета Пророка данного им Абу Хурайре, когда он сказал: «О Абу Хурайра, будь набожным — будешь лучшим из людей в поклонении»144. Поэтому в других многочисленных хадисах Пророк подчеркивает ее великую степень. Приведем некоторые из них.
Атия ибн Урва Саадия сказал со слов Посланника Аллаха (саллаллаху алайхи васаллам): «Не достигнет раб богобоязненности, пока не откажется от пустякового, боясь попадания в серьезное прегрешение»145.
Хузайфа ибн Яман сказал что Посланник Аллаха (саллаллаху алайхи васаллам) говорил: «Избыток знаний лучше избытка ибадата, а лучшее в вашей религии — богобоязненность»146.
Анас сказал: «Есть три вещи, и тот, кто обладает ими, получил награду сполна и восполнил веру: добрый нрав, с которым он обращается к людям, набожность, предостерегающая его от нарушения запретов Аллаха, и кротость, благодаря которой он отвергает грубость невежд»147.
Анас сказал, что Пророк (саллаллаху алайхи васаллам) нашел на дороге финик и сказал: «Если бы я не боялся, что он из чьей-то милостыни, то я бы съел его»148.
Абу Хураира сказал, что Хасан ибн Али взял один из фиников из закята и положил в рот, а Пророк (саллаллаху алайхи васаллам) сказал: «Брось его, разве ты не знаешь, что нам не дозволено есть салака?»149.
144. Ибн Маджа от Абу Хурайры, достоверный.
145. Ат-Тирмиаи; достоверный, со слов одного передатчика (хасан гариб).
146. Ат-Табарани аль-Баззар; достоверный
147. Аль-Баззар. Также см.: [98].
148. Аль-Бухари, Муслим.
149. Аль-Бухари, Муслим.
Islom.uz