Как известно из истории, первые поколения мусульман распространились по всему свету и принесли благую весть и призыв к Исламу. Вместе с тем последователи Ислама сами перенимали многое из науки, культуры и искусства других народов. Большой интерес мусульман к знаниям толкал их изучать научные рукописи. Известно множество положительных фактов, когда, в отличие от иных завоевателей, мусульмане не уничтожали книги в тех странах, где появлялись, а собрав их вместе, создавали крупные библиотеки и научные центры. Они звали на помощь людей, знающих языки, чтобы переводить найденные книги, и давали переводчикам большие средства. Мусульмане сразу брались за изучение этих книг и применяли полученные знания на практике. В таких благородных делах им покровительствовали мусульманские правители, эмиры и богатые люди.
Именно таким образом после греков и римлян первенство в знаниях перешло в руки мусульман. Высшие учебные заведения мусульман превратились в центры просвещения для всех народов. Именно мусульманские ученые внесли огромный вклад в развитие медицины, химии, естественных наук, математики, астрономии, истории и других научных отраслей.
Ниже приводятся мнения ряда ученых Запада по этому вопросу.
Профессор Нью-Йоркского университета Дрэйпер (Draper) в книге «Дискуссия между наукой и религией» отмечает: «Занятие мусульман наукой началось после завоевания ими в 638 году города Александрия, то есть через 6 лет после смерти пророка Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам. Начиная с этого времени, они в течение менее двух веков глубоко изучили все научные труды греков и верно оценили их. После того, как в 813 году Маъмун стал халифом, город Багдад превратился в столицу мировой науки. Халиф собрал в Багдаде бесчисленное количество книг, а также ученых, оказал им почет и уважение...».
После перечисления научных трудов, посвященных естественным наукам и написанных мусульманами, автор говорит: «Если мы попытаемся перечислить названия всех трудов, созданных в процессе этой огромной научной работы, это не уместится в рамках одной книги. Мусульмане придали древним наукам неизмеримое развитие. Вместе с этим они открыли неизвестные до них отрасли науки».
Кроме того, Дрэйпер подчеркивает: «Двери мусульманских университетов всегда были открыты и для европейцев, жаждущих знаний. Правители государств Европы ездили в мусульманские края лечиться».
Вот что пишет профессор Седиллот в своей книге «История арабов»: «В средние века мусульмане были непревзойденными лидерами в науке, знаниях и философии. Свои знания они распространили везде, куда ступала их нога. Через них знания распространились и в Европе. Ренессанс и развитие Европы осуществилось только благодаря мусульманам».
Французский востоковед, историк Седиллот (1808–1875) посчитал необходимым сделать такое признание: «Время между 9 и 13 веками было отмечено в Исламе быстрым развитием литературы. В результате активизации человеческой мысли был сделан огромный скачок в науке. В мире Ислама появилось очень много ценных изобретений и открытий. Это оказало большое влияние на Европу. Настолько большое, что мусульмане заслуженно могут называться нашими учителями!» – К сожалению, эта истина долгое время умалчивалась.
При описании влияния, оказанного мусульманами на современную науку Запада, необходимо отметить следующий важный момент: Запад из-за чувства расовой неприязни, а также из-за своих христианских предпочтений, не признавал, что в основе всех наук, развивавшихся на Западе в течение веков, лежит исламская культура. Более того, Запад наоборот стремился принизить роль Ислама в становлении и распространении просвещения по Европе. Именно по этой причине признание заслуг Ислама в научных отраслях началось лишь с XIX века.
Например, двое ученых по фамилии Седиллот, посвятивших свою жизнь изучению исламских наук и их роли в становлении науки на Западе, написали исторические исследования в этой области. В предисловии к первому тому труда одного из ученых (Седиллот) – «Materiaux pour sevir al’histoire comparee des sciences mathematiques chez les Grecs et les Orientaux» – признается величие исламских наук, а также постоянное стремление западных христианских ученых принизить их значение.
«В IX–XIII веках появляются признаки формирования великой мировой литературной среды. Ценные научные открытия, плоды культуры показывают, что мусульмане, поистине, были нашими учителями в этом деле. С одной стороны, ценные средневековые документы, записки путешественников, энциклопедии, с другой стороны, великолепные здания, построенные с высоким мастерством, иные великолепные культурные памятники своим очарованием заставляют нас с уважением смотреть на мусульманское общество, достоинства которого веками преуменьшались».
Согласен с ним и второй Седиллот (Л. А. Седиллот). На первой странице книги «Великая история арабов» он пишет так: «Был тайный умысел, чтобы забыть о влиянии, оказанном мусульманами на развитие культуры на всем протяжении средних веков».
Эта неблагодарность со стороны Запада, может быть, объясняется тем, что Запад не имеет представления о былом величии Ислама. Профессор Алжирского университета Е. Ф. Готье в книге «Moeurs et cjutumes des Musulmans» так разъясняет этот вопрос: «Наблюдая современное состояние Ислама, трудно представить его основным фактором формирования культуры. Вышедшая же из варварского состояния Европа смотрела на исламскую культуру с огромным уважением. Запад, будучи не в силах подражать этому образцу (исламской культуре), потерял присутствие духа. Сегодня же мы сталкиваемся прямо с противоположным состоянием. Сколько бы мы ни упрекали себя за всю эту неблагодарность, основанную на рассовых предрассудках – этого мало».
В другом месте книги написано следующее: «Ренессанс быстро утерял восхищение исламской культурой, хотя перед ней он в неоплатном долгу. Мы же, наоборот, оказались безумно очарованы культурой древнего мира. Этот выбор наравне с другими причинами может считаться уважительным, потому что он имеет глубокие корни. Несмотря на то, что греко-римская культура преисполнена неясностей, она более близка западному человеку, чем легко воспринимаемая культура исламского Востока. Большую ответственность возлагает наследие великого прошлого и очень тяжело быть представителями самой древней культуры».
Профессор социологии Густав ле Бон в своей книге под названием «Арабская цивилизация» пишет: «…Восток находился под различными народами: персы, римляне, греки и т.д. Но если их политическое влияние всегда было большим, их цивилизаторское действие было слабым… …То, чего не смогли реализовать на Востоке ни греки, ни персы, ни римляне, арабы достигли быстро и без насилия… …Глубокое влияние арабов в Египте появилось во всех странах: Африке, Сирии, Персии и т.д., где было водружено их знамя. Это влияние проявилось даже в Индии, хотя они там не задержались, и в Китае, который посещали только торговцы… В истории нет примера более удивительного. Все нации, с кем контактировали арабы, рано или поздно принимали их цивилизацию… Это влияние сказывается не только на языке, религии и искусстве, но оно распространяется на культуру и науку. Будучи связаны с Индией и Китаем, мусульмане передавали в эти страны большую часть научных знаний, которых европейцы позже рассматривали как имеющие китайское или индусское происхождение.
…действия арабов по отношению к Западу были также значительны, и им обязана цивилизация Европы. Их влияние было не меньшим, чем на Востоке. Важность выполненной роли арабов на Западе может быть понята, только если восстановить в памяти состояние в Европе в эпоху, когда они вводили туда цивилизацию.
…Если вернуться в IX и X века, когда цивилизация мусульман в Испании была в самом расцвете, можно видеть, что единственными интеллектуальными центрами остальной Европы были замки, населенные полудикими сеньорами, гордыми тем, что они не умеют читать…». Варварство Европы было долгое время слишком большим, чтобы распознать себя. Только в XI-м веке, скорее даже в XII-м веке, появились первые вдохи науки. Когда некоторые более светлые умы почувствовали необходимость в стряхивании тяжелого покрова невежества, который висел над ними, они обратились к арабам – к единственным тогдашним учителям.
А вот признание по этому поводу профессора Либри (1803 – 1869): «Не появись бы арабы на сцене истории, я более чем уверен, что Европа по уровню развития и прогресса была бы отброшена на несколько веков назад! Если исключить мусульман из истории – прогресс нашей (европейской, всемирной) науки задержится на несколько столетий. Переводы арабских произведений в течение шести веков служили единственными учебными пособиями в университетах Европы. Можно сказать, что арабы в некоторых отраслях науки, например, в медицине, продолжают оказывать свое влияние и по сей день. К книге Ибн Сины были написаны комментарии в конце прошлого века».
Понятно, что под словом «арабы» здесь подразумевается вообще мусульманская наука; упоминание об Ибн Сине подтверждает это. Главное же, это множество других подобных высказываний специалистов подтверждают высокий статус знания, наук в Исламе.
Это были слова европейских ученых, которые мы привели с целью понять, что Ислам призывает все человечество к прогрессу и Ислам есть религия Аллаха, а не выдумка человека.
Из книги «Ийман – Ислам – Куръан»