كتاب الصيام
КНИГА О ПОСТЕ
الباب الثاني في فضائل الصوم
РАЗДЕЛ ВТОРОЙ
О ДОСТОИНСТВАХ ПОСТА (1)
(продолжение)
1196. Передается от Абу Хурайры радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Всевышний Аллах сказал: “Все деяния детей Адама — для них самих, кроме поста. Поистине, он (пост) — для Меня, и Я Сам воздам за него”. Пост — защитный щит. Когда один из вас пребывает в день поста, то пусть не сквернословит и не орет. И если кто оскорбляет его или вступает в сражение (в драку) с ним, пусть скажет: “Поистине, я постящийся”. Клянусь Тем, в руках Которого душа Мухаммада, действительно запах изо рта постящегося для Аллаха ароматнее, чем запах мускуса. Для постящегося есть две радости, которых он испытает: Обрадуется, когда станет разговляться. И возрадуется своему посту, когда встретится со своим Господом».
Передали пятеро.
В другой передаче хадиса сказано:
«Все деяния детей Адама будут приумножены благими воздаяниями от десяти до семисот раз. Аллах азза ва джалла сказал: “За исключением поста. Поистине, он — для Меня. И Я Сам вознагражу за него. Он (дитя Адама) отказался от своих вожделений и пищи ради Меня».
Пояснение: В этом тексте приводится благородный хадис, содержащий хадис кудси.
Слова от Аллаха в нем являются хадисом кудси, а слова от Пророка саллаллаху алайхи васаллам, это благородный хадис.
Вначале следует хадис кудси:
«Всевышний Аллах сказал: “Все деяния детей Адама — для них самих, кроме поста. Поистине, он (пост) — для Меня, и Я Сам воздам за него”».
Значит, все деяния человека — лишь для него самого, за исключением поста. Только его пост — ради Аллаха. Как это понять? Ответ заключается в следующем:
Во всех деяниях кроме поста, желаем мы того или нет, проявляется немного действий для чужих глаз, некоторая показуха, зависть и одобрение других, почет и уважение.
К примеру, люди видят, как человек к намазу совершает омовение, подбирает место для совершения намаза и, наконец, совершает намаз. В их сознании формируется мысль, что этот человек совершает омовение для намаза, он подбирает место для намаза, онсовершает намаз, этот человек — хороший, и смотрят на него с уважением.
Подобно этому, при даче закáта, сколько бы дающий ни скрывал от других, о том будет знать хотя бы получивший закáт и возносит за него молитвы.
А когда совершает человек хадж, то и вовсе обретает известность. После его возвращения люди группами приходят навестить его, называют «хаджи-отец» или «хаджи-мать».
А в посте всего этого нет. Человек принимает пищу — совершает сухур перед постом ночью, когда этого никто не видит. Днем же все равны, никто ничего не замечает. И даже когда приближается время ифтара, когда человек остается в уединении, он не нарушает свой пост, ощущая, что Аллах видит его. Все это признак того, что пост держится ради Аллаха.
Именно поэтому, за ибадат, совершаемый только ради Аллаха, Всевышний Аллах обещает воздать награду Сам, потому как Он все видит и знает. Чтобы лучше осознать эту истину нам поможет дополнение из другой передачи хадиса.
«Все деяния детей Адама будут приумножены благими воздаяниями от десяти до семисот раз. Аллах азза ва джалла сказал: “За исключением поста. Поистине, он — для Меня. И Я Сам вознагражу за него. Он (дитя Адама) отказался от своих вожделений и пищи ради Меня».
Следовательно, размеры увеличения саваба за прочие деяния, помимо поста, определены. Один саваб за благое дело может быть приумножен от десяти до семисот крат. Однако это приумножение может и не превышать указанных чисел.
В то же время, приумножение воздаяния за пост приумножается настолько, что никто кроме Аллаха не знает о том и даже не может представить себе. Причина столь высокой оценки деяния постящегося заключается в том, что он соблюдает пост, отказываясь от своих вожделений и потребностей только и только ради Всевышнего Аллаха
А в части обычного хадиса рассматриваемого текста, Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам говорит о достоинствах поста и о том, как должен вести себя постящийся.
1. «Пост — защитный щит».
Защита поста общая. Она служит для постящегося щитом от скверных дел, грехов, от болезней, распутства и, самое главное, от попадания в ад.
2. «Когда один из вас пребывает в день поста, то пусть не сквернословит и не орет».
Мусульманину не приличествует сквернословить и говорить непристойности. А также орать и кричать. Когда мусульманин постится, его авторитет и репутация повышаются еще больше. Из его рта, закрытого постом, не должно исходить ни одно бесполезное, неприятное слово, в особенности от него вовсе не должны исходить всякие непристойности, мат и гневные выкрики. Даже если другие будут заставлять постящегося орать помимо его желания, есть способ убуречься от этого.
3. «И если кто оскорбляет его или вступает в сражение (в драку) с ним, пусть скажет: “Поистине, я постящийся”».
Таким образом, пусть напомнит себе и другим, что ему недозволено ругаться и ссориться. Пусть отречется от ругательств и ссор из уважения к посту. Какая же это высокая нравственность! Какое же это величайшее благородство!
Действительно, неприличествует, чтобы из уст, воздерживающихся ради ибадата Аллаху, ради соблюдения предписанного фардом поста, исходили непристойности, ругательство, мат, ор и крики. Из таких уст всегда должны исходить хорошие, красивые и полезные слова.
4. «Клянусь Тем, в руках Которого душа Мухаммада, действительно запах изо рта постящегося для Аллаха ароматнее, чем запах мускуса».
Как известно, после приема пищи через некоторое время, в процессе переваривания еды, изо рта постящегося начинает исходить запах. Обычно этот запах не очень приятен. Но наш Пророк саллаллаху алайхи васаллам клятвенно утверждает, что тот самый запах изо рта постящегося, именуемый на арабском халуф, перед Аллахом предпочтительней аромата мускуса и амбры. Это показывает, насколько велико достоинство поста.
Эти слова нашего Пророка саллаллаху алайхи васаллам были основательно изучены факихами и они заключили, что постящемуся не следует чистить зубы мисваком после полудня, ибо если он почистит зубы и полость рта используя мисвак, то исчезнет запах, который ароматней мускуса и амбры.
Достоинства поста не заканчиваются на этом.
5. «Для постящегося есть две радости, которых он испытает».
1) «Обрадуется, когда станет разговляться».
2) «И возрадуется своему посту, когда встретится со своим Господом».
Стало быть, эти две радости бывают только для постящихся людей. И это тоже из великих достоинств поста.
и в самом деле, человек, постившийся в течение целого дня и в надлежащее время совершивший ифтар, безмерно радуется. Радуется тому, что исполнил наказанный Аллахом ибадат, получил бесчисленное количество савабов, подготовил почву для Судного дня. Радуется, что после голода и жажды достиг халалной еды. Подобную радость, конечно же, испытывает только постящийся. А в Судный день, во время встречи с Аллахом, он возрадуется тому, что вошел в рай за свой соблюденный пост. И как же могут радоваться те, кому надлежит (ваджиб) попасть в ад за несоблюдение поста?!
Значит, в своей жизни мы должны неукоснительно следовать данному благородному хадису, дабы мы безошибочно соблюдали пост, предписанный нам Господом в качестве фард деяния. Нам следует облачится в нравы, соответствующие статусу постящегося. И тогда, иншааллах, мы достигнем степеней, обещанных в этом хадисе.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф
.