Ислам, уделяя главное внимание духовному и моральному совершенству человека, не забывает и о его физическом воспитании. Мусульманские философы уподобляют духовную и материальную составляющие человека двум брусьям лестницы, считая их неотъемлемыми частями. У человека должно быть сильное, крепкое вероубеждение наряду с закаленным телом, готовым выдержать любые трудности.
Передается от Абу Хурайры радияллаху анху:
«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
«Сильный правоверный лучше и более любим Аллаху, чем слабый правоверный».
Передал Муслим.
Этот хадис показывает, насколько важно быть сильным и закаленным.
Если Аллах любит сильного мусульманина больше, как утверждается в этом хадисе, то каждый мусульманин должен стремиться быть сильным. Следовательно, если физические соревнования устраиваются с целью развития силы и выносливости, это приветствуется.
Пророк Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам соревновался в беге со своей женой Аишей радияллаху анха и она опережала его. Позже, когда Аиша радияллаху анха несколько располнела, Пророк саллаллаху алайхи васаллам опередил ее и сказал: «Теперь стало один на один» (имеется в виду предыдущее состязание).
Также передается, что Пророк саллаллаху алайхи васаллам устраивал соревнования по бегу среди детей. Кроме этого, перед тем, как поручить ответственное задание кому-то из молодежи, он проверял силу юношей в единоборстве и поручал задание победителю.
Всем известно, что чистота является одним из основных условий здоровья. Пророк саллаллаху алайхи васаллам говорил: «Чистота – от веры», считая чистоплотность неотъемлемой частью веры. Это величайшее определение, про которое можно привести множество аятов и хадисов.
Ислам призывает людей к чистоте во всем. Человек должен держать в чистоте свое тело, одежду, свой дом и все, что принадлежит ему. Не случайно омовения (тахара и гусль) являются одним из первых обязательств верующих.
Не менее важным фактором для здоровья человека является питание. Ислам требует питаться только дозволенной пищей. Всякая пища, которая может причинить вред здоровью человека, запрещена нашей религией. Но и дозволенную пищу необходимо употреблять, соблюдая мудрые этические правила питания нашей религии, которые чрезвычайно важны для здоровья.
В Куръане есть аят, гласящий:
«И ешьте, и пейте, и не расточительствуйте» («Аъраф», 31).
Это означает, что не следует употреблять пищу чрезмерно. Услышав этот аят, один из иудейских ученых говорил: «Вся медицина уложилась в половину одного аята вашей книги». Действительно, современная медицина полностью подтверждает, что правильное, умеренное питание является залогом здоровья. Правила и этика питания Ислама не только отвечают всем требованиям правильного питания, но и превосходят их. К сожалению, многие недостаточно соблюдают эти правила, не зная или даже зная их.
Одним словом, все, что полезно для здоровья, Ислам предписывает для мусульман. В Исламе существует удивительное правило: то, что ведет к исполнению обязательного, также является обязательным. Забота о своем здоровье тоже относится к этому. Иными словами, человек должен сделать все от него зависящее ради своего здоровья. Физическое воспитание считается одним из таких важных факторов.
Не только намаз предусматривает выполнение определенных физических движений – их можно найти во всех видах поклонения в Исламе. Если в других религиях поклоняются в неподвижном состоянии стоя или сидя, то в Исламе наряду с произношением молитв также требуются определенные движения. Например, хадж от начала до конца полностью состоит из физических движений. Человек выходит из своего дома с намерением совершить паломничество, затем поездка в Мекку, семь раз обходит Каабу, совершая таваф, ритуальный бег между холмами Сафа и Марва и другие обряды – все это требует от мусульманина физической закалки и выносливости.
Богатые мусульмане, чье богатство достигло определенного размера и принадлежало им в течение определенного времени, должны сами находить достойных людей и отдать им закáт лично в руки.
Конечно, поклонение не совершается с целью выполнить некоторые физические движения. Суть поклонения заключается в духовном состоянии. Но именно эти самые поклонения, выполняемые в определенном духовном состоянии, предписаны нам так, чтобы от них была польза и телу, и духу человека.
Постящийся человек просыпается до рассвета, совершает сухур, весь день бывает в движении, а ночью совершает дополнительно к ежедневным молитвам двадцать ракаатов – все это движение, физическое воспитание.
Пост полезен для физической силы. Об этом больше говорят в немусульманских кругах. Увеличивается число методик и клиник, лечащих голодом. Например, несколько лет назад была опубликована книга профессора Николаева «Простые истины» на узбекском языке. В этой книге есть глава под названием «Голодание ради здоровья», где много полезной информации. Обратим внимание – в книге утверждается, что каждый, кто заботится о своем здоровье, должен добровольно голодать в течение 28–32 дней в каждом году. Все мы много раз слышали признания людей, выздоровевших благодаря посту.
Из книги Ийман – Ислам – Куръан
Шейх Мухаммад Садык Мухамамад Юсуф