Грехи сердца
Ты знаешь, что сердцу присуще множество порицаемых особенностей. Путь избавления сердца от низменных свойств очень долог, и методы лечения известны не полностью. Знания использование их на практике полностью стерлись с памяти людей и исчезли, ибо люди даже не осознают свой эгоизм. Все методы и пути мы подробно описали в главе «Мунжият» (Из-бавители), которая составляет ¼ часть нашей книги под назва-нием «Ихья ‘улюм ад-дин». Здесь мы предупредим тебя о трех порочных свойствах сердца. Это болезни, обычно присущие тем ученым, которые наши дни заняты изучением фикха. Если будешь знать о них, то заранее примешь меры. Это такие черты, которые на самом деле ведут человека к гибели и являются матерью всех низо-стей, исходящих из сердца. Это зависть, лицемерие и самодо-вольство.
Старайся очистить свое сердце от этих трех качеств! Если в этом добьешься успеха, то также научишься спасать свое серд-це и от других болезней. Если не сможешь излечиться от них, ты никак не сможешь излечиться и от других. Не думай, что когда у тебя в сердце царят такие болезни, как зависть, лице-мерие и самодовольство, ты сможешь избавиться от них благо-даря своим благим намерениям при изучении знаний. Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил:
«Есть три вещи, которые ведут человека к гибели: некон-тролируемая скупость, низменные желания, которым потака-ют, и самодовольство человека».
Источником зависти является скупость, так как скупой че-ловек не желает, чтобы в руках у других было то же самое, что
у него. Шахих (чрезмерно скупой) не желает давать рабам Аллаха не только те блага, которые есть у него, но и те которые есть в сокровищницах Аллаха. Поэтому его жадность страш-нее, чем у других. Завистник не может вынести, чтобы Аллах из сокровищниц Своего могущества дал кому-либо знания, богат-ство или внушил любовь в сердце, или же любое другое благо. Даже если это не принесет ему никакой пользы, он хочет, чтобы
блага были отняты у тех, кому они даны. Это самый низкий предел болезней сердца. Поэтому Пророк Мухаммад (саллалла-ху алейхи ва саллям) говорил:
«Как огонь пожирает дрова, так и зависть пожирает до-брые деяния».
Завистник – это человек, которого нужно наказывать без всякого сострадания и жалости. Он и так в этом мире испыты-вает нескончаемые мучения. Из-за знаний, богатства или по-ложения, которые Аллах дал его ровесникам, он до самой сво-ей смерти постоянно испытывает мучения. Тогда как мучения
вечной жизни еще мучительнее и ужаснее. Пока человек не пожелает своим братьям-мусульманам то, что желает себе, он не постигнет истины имана. Мусульманин должен радоваться за успехи других и переживать за несчастья, которые постигли других людей. Мусульмане подобны кирпичикам одной стены, поддерживающие друг друга. Они подобны органам одного тела, и когда заболевает один орган, то и другие органы испы-тывают боль. Если в твоей душе нет таких чувств, то есть, не разделяешь страданий других мусульман, то чем заниматься из-учением деталей фикха, судебной системы, будет лучше, если ты будешь стараться избавить себя от верной гибели.
Лицемерие – это скрытый ширк (многобожие). Является одним из двух путей приобщения сотоварищей Аллаху. Пока-зуха – это старание завоевать доверие людей, чтобы занять вы-сокое место на социальной лестнице. Это желание – низменное свойство, которому подвержены люди. Поэтому многие люди погибли именно из-за этого. К тому же ни одно существо, кроме человека, не уничтожает другого человека. Если люди тщатель-но подумают, то поймут, что полученные знания, совершенные поклонения и даже множество традиций имели своей целью привлечение к себе внимания людей.