Несколько отодвигая вопрос о правах женщин, сначала необходимо определить, что следует разуметь под равноправием как для женщины, так и для мужчины, относительное ли это понятие или абсолютное. Это необходимо потому, что во многих частях мира под лозунгом равноправия обеих полов проводилось и проводится насилие по отношению к женщинам. Если бы было обязательным обеспечение такого «равноправия» до полного однообразия во всем без исключения, то для чего было Аллаху создавать род человеческий, разделив его на два пола?
Но поскольку реальность такова, что и женщина, и мужчина отличаются друг от друга по биологическим, психологическим и другим особенностям, то это отличие должно быть учтено и в проекции на жизнедеятельность людей. Так, в сторонах жизни, присущих женщинам, следует предоставлять больше прав им самим, потому что эти вопросы соответствуют их природе.
Соответственно, в сторонах жизни, присущих мужчинам, больше должно быть прав у них. Иначе, какая польза от предоставления женщинам таких же прав, как у мужчин? – Ведь все равно женщины не будут их использовать! Зато в общих вопросах действительно следует давать равные права тем и другим.
Мусульмане, например, приходят в ужас, читая в газетах сообщения о случаях родов женщин в некоторых странах мира прямо в угольных шахтах во время работы в глубоком подземелье. Мусульмане, гостившие в бывшем Советском Союзе, наблюдая за женщинами, выравнивающими асфальт на улицах, со слезами на глазах говорили: «У нас сердце защемило от увиденного». И их можно понять!
Словом, если в древности унижали женщин, не считая их за человека, то сейчас измываются над ними под флагом их же полного равноправия! Давайте детальный разговор о правах женщин отнесем к отдельной главе, а сейчас обсудим нашу те-кущую тему – женщина и равноправие.
Международным документам (законодательным актам) о равноправии женщин исполнилось только 50 лет. А Ислам решил эту проблему четырнадцать веков тому назад, когда все народы смотрели на женщину с презрением и высокомерием. Некоторые говорили, что женщина – это нечисть, и чем дальше будешь от нее, тем лучше, считая женщину позором для чести и достоинства рода, предлагая сразу после рождения живьем закапывать девочек. Немало было и тех, которые торговали женщинами как товаром, распределяли их в качестве наследства.
Ислам впервые объявил, что женщина является таким же полноценным человеком, как и мужчина. Данный смысл вновь и вновь излагается в аятах Священного Куръана.
Сура «Ниса» начинается, например, со следующего обращения к людям:
«О люди! Бойтесь вашего Господа, Который сотворил вас из одной души и сотворил из нее ее пару [жену], и распространил от них (двоих) много мужчин и женщин» (аят 1).
Тем самым, мужчина и женщина равны в правах именно как люди, как представители рода человеческого. В этом отношении мужчина не имеет никакого преимущества по отношению к женщине.
Пророк саллаллаху алайхи васаллам в одном из своих хадисов говорил:
«Поистине, женщины – родня мужчинам».
Передал Тирмизи.
Исправление Исламом неверного убеждения, составляющего основу несправедливого отношения к женщине, которое существовало в других религиях и системах, послужило поднятию ее престижа в глазах человечества. Как известно, в том, что человеческий род был изгнан из рая, виновной считали только женщину – Хавву (Еву), и потому к женскому полу относились унижающе.
Ислам объявил о том, что согрешили они оба, и после покаяния Аллах простил их. Тем самым было сведено на нет мнение о вековечном наследственном грехе Хаввы.
После провозглашения равенства мужчин и женщин в качестве людей были объявлены равные права на приобретение ими добрых качеств и получение за это соответствующих наград.
Аллах в суре «Ахзаб» говорит:
«Поистине, мусульмане и мусульманки, и верующие мужчины и верующие женщины, предающиеся мужчины и предающиеся женщины, и верные мужчины и верные женщины, терпеливые мужчины и терпеливые женщины, и смиренные мужчины и смиренные женщины, дающие милостыню мужчины и дающие милостыню женщины, и постящиеся мужчины и постящиеся женщины, и берегущие свои половые органы мужчины и берегущие [их] женщины, и премного поминающие Аллаха мужчины и поминающие [Аллаха премного] женщины, – уготовал Аллах им прощение и воздаяние великое!» (аят 35).
Итак, мужчины и женщины равны в совершении богослужений, добрых дел и в воздаянии за это.
Ислам предоставил женщинам равные права с мужчинами не только в убеждении, вероисповедании, добрых делах, но и в части знаний и просвещения.
Сохраняется равенство и в накоплении богатства и в распоряжении им.
В суре «Ниса» сказано:
«Мужчинам – доля из того, что приобрели, и женщинам – доля из того, что приобрели» (аят 32).
В одном из хадисов Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, обращаясь к родителям, сказал: «Соблюдайте равенство между своими детьми в дарении. Если бы я был предпочитающим кого-то, то непременно предпочел бы женщин».
Этим дается понять, что правилам Ислама противоречит дарить сыновьям подарков больше, чем дочерям. Что бы ни дарилось, это должно дариться одинаково в равной степени и мальчикам и девочкам. И даже при дарении этих равновеликих подарков, с учетом нежности души девушек, необходимо начать вручение с них.
Улемы, занимающиеся вопросами исламского воспитания, рекомендуют при возвращении, к примеру, с рынка или магазина, начинать раздачу всяких сладостей и фруктов подбежавшим детям с девочек.
В целом мусульманских поучений, посвященных данному вопросу, много, и мы ограничимся приведенными тезисами.
В заключении скажем, что Ислам дал женщине все необходимое, что касается равенства с мужчиной.
Из изложенного, надеемся, стало ясно, что Ислам был зачинателем и является последовательным проводником движения по наделению женщин достойными правами. В свете этого мы должны также понять, что те, кто стремятся показать Ислам в качестве врага женщин, сами поступают повражески, и среди них, к великому сожалению, есть и мусульмане-самозванцы, ничего не сведущие в своей религии.
Из книги «Ийман. Ислам. Куръан»
..