Необходимо подчеркнуть, что поклонение и молитва неотделимо связаны с кадā и кадаром (предопределением и предустановлением), с вопросом о произвольности или принужденности деяний раба, с вопросом о награждении и наказании.
Если бы предопределение и предустановление не было знанием Аллаха, а было бы Его принуждением, как полагают некоторые люди, то Он не повелевал бы нам совершать ибадат (поклонение) и возносить дуа (молитву). Если бы Аллах повелевал нам и в то же время принуждал нас, то это было бы нелогичным.
Слово «ибадат» имеет значение «быть покорным». И это значение глубже и шире значения слова убудият — «рабство, поклонение». Потому что ибадат есть вершина смиренности и покорности перед Маъбудом — Тем, Кому поклоняются. Наидостойнейшим и единственным объектом поклонения является только Сам Всевышний Аллах.
В комментарии к книге «Джавхаратут тавхид» слову «ибадат» дано следующие определение:
«Ибадат — это обозначение, вобравшее в себя любимые Аллаху намаз, закāт, пост, хадж, правдивость, соблюдение аманата, благодеяния по отношению к родителям, поддерживание родственных уз, верность соглашению, искренность в религии Всевышнего Аллаха, вознесение благодарения за Его блага, довольство Его предопределением (кадā) и всякое прочее благое слово и благое деяние, будь то явное, или сокрытое, или тайное».
Всевышний Аллах в суре «Фатиха» сказал:
«Только Тебе мы поклоняемся и только к Тебе взываем о помощи» (аят 4).
Под ибадатом — поклонением — у нас теперь стали понимать такие деяния, как совершение намаза, соблюдение поста, поминание Аллаха (зикр), чтение Куръана. Безусловно, они являются великими поклонениями, но на самом деле каждое угодное Аллаху деяние есть поклонение — ибадат. Следовательно, если человек станет жить, выполняя повеления Аллаха, тем самым он будет пребывать в поклонении. Аллах предписал зарабатывать удел халалным путем, следовательно тот, кто старающийся обрести удел дозволенным путем, пребывает в состоянии поклонения. Разумеется, полагая, что обретение халалного удела есть поклонение, человек не должен оставлять другие ибадаты. Например, никто не вправе оставлять намаз и пост.
Таким образом, фраза «Иййака наъбуду» («только Тебе поклоняемся…») означает «Будем делать только то, что Ты велишь». А это, в свою очередь, является великим обещанием, данным рабом своему Господу. Да сделает Всевышний Аллах всех нас сдержавшими свое обещание.
Всевышний Аллах в суре «Бакара» сказал:
«О люди! Поклоняйтесь вашему Господу, Который сотворил вас и тех, кто был до вас, — быть может, вы будете богобоязненны» (аят 21).
В этом аяте содержится обращение ко всему человечеству: «Поклоняйтесь Великому Аллаху, сотворившему вас вашему Воспитателю! Он был Един в сотворении вас и теперь Он вправе быть Единым в вашем поклонении Ему. Замысел поклонения — быть может, вы будете богобоязненными».
Всевышний Аллах в суре «Ниса» сказал:
«И поклоняйтесь Аллаху и не придавайте Ему в сотоварищи ничего» (аят 36).
О дуа
Вначале определим значение самого слова «дуа». В арабском языке это слово означает «призывать», «вызывать», «просить». Но наиболее подходящее значение для дуа — это «молитва».
В большинстве случаев допускается путаница между понятиями мольба и прошение (требование) чего-либо. Поэтому очень важно знать, что представляет собой молитва (дуа) и что подразумевается под требованием.
Выражение потребности — это описание (формулировка) потребности во фразе, произносимой просящим. Например: «Дай мне то, о чем я прошу».
А молитва — это возникающее у просящего определенное душевное состояние. Это душевное состояние возникает посредством бодрствования души и чувств, а также посредством обращения каждого из них к Аллаху с покорностью и смиренностью, и еще тем, как молящийся начинает чистосердечно каяться Аллаху за совершенные грехи.
Да, если при молитве — совершении дуа — не будет бодрствования души и чувств, а также покорного и смиренного обращения каждого к Аллаху, то это будет всего лишь принятым произнесением устами фраз, выражающих нужды-потребности с поднятыми при этом руками. В таких случаях душа может оставаться в состоянии неведения; устами произносится одно, а в мыслях — в душе совсем другое. Безусловно, такое состояние нельзя назвать молитвой. Если это так, то о человеке, находящемся в таком состоянии, мы можем сказать: «Этот человек что-то просит у Аллаха», но не можем сказать, что он взывает к Аллаху с мольбой — совершает дуа.
Всевышний Аллах в суре «Исра» сказал:
«Скажи: “Молитесь Аллаху или молитесь Милостивому. Как бы вы ни молились, Ему принадлежат прекрасные имена”» (аят 110).
Согласно преданиям, язычники как-то услышали, как Пророк саллаллаху алайхи васаллам взывал к Аллаху со словами: «О Аллах! О Рахман!», и сразу же распространили слух: «Мухаммад призывал к единобожию, а сам молится двум богам».
В ответ на их невежественные представления и суждения был ниспослан данный аят. В этом аяте исправляется упомянутое неправильное понимание и рассуждение.
«Молитесь Аллаху или молитесь Милостивому».
«Аллах» и «Рахман (Милостивый)» — хоть и разные имена, но их обладатель Один. Множество имен не умножает их обладателя.
«Как бы вы ни молились, Ему принадлежат прекрасные имена»
Всевышний Аллах в суре «Гафир» сказал:
«И сказал ваш Господь: “Молитесь Мне, внемлю вам”» (аят 60).
Всевышний Аллах в суре «Бакара» сказал:
«И когда спросят тебя Мои рабы обо Мне, то, поистине, Я — близок, внемлю мольбам молящегося, когда он молится Мне» (аят 186).
Всевышний Аллах в суре «Аъраф» сказал:
«Молитесь вашему Господу [умоляя] покорно и тайно. Поистине, Он не любит преступающих!» (аят 55).
В этом аяте Всевышний Аллах учит верующих рабов приличиям молитв. Здесь утверждается, что в молитве нужно умолять, она должна совершаться с покорностью и смирением, и тайно.
Этот же смысл нашел свое отражение в благородных хадисах Пророка Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам.
В хадисе, переданном имамом Бухари и имамом Муслимом от Абу Мусы ал-Ашъари радияллаху анху, излагается следующее:
«Люди возносили молитвы громким голосом. Тогда Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— О люди, сжальтесь над собою, вы взываете не к глухому или отсутствующему. Тот, Кому вы молитесь, лучший из слышащих и самый близкий к вам».
Передается от Нуъмана ибн Башира радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Молитва — поклонение, — и прочел “И сказал ваш Господь: «Молитесь Мне, внемлю вам. Поистине те, которые превозносятся над поклонением Мне, вскоре войдут в геенну униженными»”[1]».
Передали Тирмизи и Абу Давуд.
Слова «молитва» и «поклонение» в священном аяте из этого предания имеют равнозначный смысл. Ибо Сам Аллах дает знать рабам, что дуа (молитва) — это и есть поклонение.
Передается от Абу Хурайры радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Перед Всевышним Аллахом нет более почитаемого, чем дуа».
Передали Тирмизи, Ахмад и Хāким.
И поэтому раб должен возносить как можно больше молитв своему Господу.
Передается от Анаса радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Дуа — суть поклонения».
Словарное значение арабского слова мухху переводится как «костный мозг», но оно используется и в значении «суть», «отборная часть чего-либо». Из этого хадиса следует, что ибадат без дуа — поклонение без мольбы — все равно что поклонение без сути, то есть такой ибадат пустой, малоценный. Ибо, как отмечается в хадисе, поклонение ценно только мольбой. То есть мольба раба к Аллаху с бодрствующим сердцем и смиренностью наполняет поклонение смыслом.
Передается от Абу Хурайры радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Аллах гневается на того, кто не просит у Него».
Передается от него же:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Кого радует принятие Аллахом молитв при несчастьях, пусть приумножит молитвы в благополучиях».
Об этом имам Ахмад ибн Ханбал рахматуллахи алайхи сказал: «Если ты познаешь Аллаха в безмятежную, благополучную пору, то Аллах познает тебя в суровую, трудную пору».
Передается от Убады ибн Сомита радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Если какой-либо мусульманин на поверхности земли вознесет дуа, не примешивая грехи, не разрывая родственных уз, то поистине, Всевышний Аллах либо быстро даст ему просимое, или же отвратит от него зло, равнозначное этому».
Тогда один человек из группы (людей) сказал:
— В таком случае мы умножим (молитвы).
(Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам) сказал:
— Аллах наиболее Приумножающий!».
Передается от Ибн Умара радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Кому открылись врата молитвы, тому открылись врата милосердия. И наиболее желанным из того, что просится у Аллаха, является прошение благополучия».
Следовательно, следует больше просить Всевышнего Аллаха о благополучии — мире, спокойствии и здоровье.
Передается от того же человека:
«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Поистине, молитва дает пользу от того, что ниспослано, и от того, что не ниспослано. Так вам надлежит молиться, рабы Аллаха!».
Значит, кто желает уберечься от ниспосланных бед, пусть возносит побольше дуа. Кто желает уберечься и от не ниспосланных бед, также пусть возносит побольше дуа.
Передается от Салмана радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Ничто не отражает кадā (предопределение), кроме дуа. И ничто не продлевает жизнь, кроме как добро».
Передается от Абдуллаха радияллаху анху:
«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Просите у Аллаха Его благоволения. Поистине, Аллах азза ва джалла любит, чтобы просили Его. Самое лучшее поклонение — ожидание избавления».
Эти восемь хадисов передал Тирмизи.
Под избавлением подразумевается спасение, облегчение, устранение бед.
Ввиду частых обсуждений вопроса о дуа на протяжении истории, споры по этому поводу и представляемые доказательства нашли отражение и в древних наших книгах по акийде.
В качестве примера приведем цитату из книги «Шарху “Акийдатит Тахавийа”»:
[1] Сура «Гафир», аят 60.
Из книги Суннитские Вероуюеждения.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.