Вопрос: Ассаламу алайкум! Уважаемая коллегия «Спросите людей зикра», пусть Аллах наградит вас великим возданием за ваши труды на пути религии! Вопрос мой следующий: Аллах, отвратив Пророка саллаллаху алайхи васаллам от называния халала харамом, в аяте сказал: «Почему делаешь харамным то, что Аллах сделал для тебя халалом?». Но в хадисе Пророк саллаллаху алайхи васаллам, увидев Фатиму радияллаху анха в золотых украшениях, уподобил их пламени ада и запретил носить их. Мой вопрос состоит в том, почему в этом хадисе халалное для женщин, Пророк саллаллаху алайхи васаллам запретил своей дочери?”. Заранее спасибо за ответ!
Ответ: Ва алайкум ассалам! Аяты и хадисы никогда не противоречат друг другу. Потому что и аят, и хадис по сути представляют собой вахий. Хадисы являются толкованием аятов, комментариями к ним. Пророк саллаллаху алайхи васаллам никак не мог вот так взять и назвать харамом то, что в аяте предписано халалом. Согласно приведённому же вами аяту, он посредством клятвы сделал харамом только для себя. Между этими двумя есть большая разница. Что касается харамности золотых украшений для женщин, то хадис об их харамности был отменен (стал мансухом) последующими хадисами об их халалности.
Очень многое из того, что являлось халалом в начале Ислама, в последующем было объявлено харамом. А часть из тех, которые были харамными, стали халалом. По этой причине было бы ошибично полагать «станем следовать каждому сахих (достоверному) хадису». Прежде всего, нужно узнать, был ли он отменен или не отменен, изучить его историю, его степень. Только после этого нужно выносить решение. До нас эти дела, выполнили на высшем уровне ученые-муджтахиды. Нам лишь осталось соблюдать их. Валлаху аълам!
Коллегия «Спросите людей зикра»