1446 год 22 Джумадаул аввал | 2024 год 23 ноябрь, суббота
Регионы:
ЎЗ UZ RU EN AR
Куръан

А кто проявит неверие, Я дам ему насладиться немного, потом принужу его к мучению огня. Какое же скверное место возвращения!

09:30 / 27.03.2020 3240 Режим чтения + -

Как известно, арабы-многобожники гордились тем, что являются правнуками Ибрахима алайхиссалам. А проявили ли они должное уважение к этой священной обители (К Каъбе)? Нет, они выступили против Ислама, изгнали мусульман, растоптав предписания о соблюдении безопасности, поставили их жизни под угрозу, подвергли опасности, а многих убили или намеревались убить. В суре «Бакара» сказано:

125. И вот сделали Мы [этот] Дом масабой для людей и безопасным и [сказали Мы]: «Cделайте место стояния Ибрахима местом намаза». И Мы заповедали Ибрахиму и Исмаилу: «Очистите Мой Дом для совершающих таваф[1], и постоянно предающихся, и совершающих рукуъ и саджду!».

Слово «масаба» в аяте свидетельствует о чудотворности Священного Куръана, а также богатстве арабского языка. Мы не смогли найти точный перевод этого слова на русский язык, который бы передал полное его значение и потому оставили само это слово. Масаба — место, куда люди возвращаются вновь и вновь, и не насыщаются им. Наверное, благодаря этому священному аяту, сколько бы раз человек ни приходил к Священной Каъбе, он не насыщается ею и ему хочется прийти сюда снова.

«И вот сделали Мы [этот] Дом масабой для людей и безопасным».

Аллах сделал эту землю еще и безопасным краем. Каждый, кто прибывает сюда, пребывает в безопасности, сохранности и благополучии. Ученые ханафитского мазхаба сказали: «Если преступник войдет в Байтуллах, скрываясь от преследования, его нельзя поймать и наказать».

«Сделайте место стояния Ибрахима местом намаза».

Невестка Ибрахима алайхиссалам — супруга Исмаила алайхиссалам, принимая участие в строительстве Байтуллаха, протянула ему один камень, а он, встав на тот камень, построил Священную Каъбу. Тогда на этом камне остался отпечаток его ступни. Этот камень существует и по сей день. Макаму Ибрахим — Место Ибрахима — сюда входят тот самый камень и территория вокруг него. Как сообщается в ривайатах, после того как Ибрахим алайхиссалам завершил строительство Заповедной Мечети, он совершил там намаз. Всевышний Аллах велит мусульманам это место сделать местом для намаза, то есть совершать на этом мес­те намаз. В соответствии с этим каждый мусульманин после тавафа Каъбы совершает на том месте намаз в два ракъата.

Имам Муслим ибн Хаджжадж рахматуллахи алайхи передает от Джабира радияллаху анху:

«Посланник Аллаха алайхиссалам поцеловал Хаджарул Асвад

[2], обошел (Каъбу) три раза быстрой (богатырской) и четыре раза обычной ходьбой. Затем перешел к Макаму Ибрахим и, прочитав аят «Сделайте место стояния Ибрахима местом намаза», совершил намаз, оставив это место между собой и Каъбой».


Многобожники же, называвшие себя правнуками Ибрахима алайхиссалам, установили в Байтуллахе идолов и истуканов и поклонялись им. А Всевышний Аллах говорит: «И Мы заповедали Ибрахиму и Исмаилу: “Очистите Мой Дом для совершающих таваф, и постоянно предающихся, и совершающих рукуъ и саджду!”». 

То есть Аллах говорит: «Мы повелели очистить Каъбу для тех, кто, прибыв с окрестностей, совершает таваф, кто пребывает здесь в оседлости, преклоняется в рукуъ и падает ниц в саджду». Это напоминание показывает, насколько отвратительным является то, что арабы-многобожники осквернили такой священный Дом идолами (в количестве более трехсот шестидесяти единиц) и вероубеждением многобожия, что является духовным наджасом [3] — нечистотами».

Далее продолжается речь об Ибрахиме алайхиссалам и Байтуллахе:

126. И вот сказал Ибрахим: «Господь мой! Сделай это [место] страной безопасной и надели его обитателей плодами — тех из них, кто уверовал в Аллаха и в Последний день». Сказал [Аллах]: «А кто проявит неверие, Я дам ему насладиться немного, потом принужу его к мучению огня. Какое же ­скверное место возвращения!».

В этом аяте во второй раз, теперь уже устами Ибрахима алайхиссалам, приводится весть о том, что Байтуллах является безопасным местом. Однако учтивый и сообразительный пророк Ибрахим алайхиссалам, усвоивший предыдущий урок, в этот раз просит награду от Аллаха не для всех, а только для правоверных.

Он говорит: «Господь мой! Сделай это [место] страной безопасной и надели его обитателей плодами, — тех из них, кто уверовал в Аллаха и в Последний день».

Всевышний Аллах, в свою очередь, относительно подобных вопросов напоминает основное правило. А оно — главное правило, неизменно:

«Сказал [Аллах]: “А кто проявит неверие, Я дам ему насладиться немного, потом принужу его к мучению огня. Какое же скверное место возвращения!”».

«Насладиться немного» — это видимое наслаждение, которое дается неверным в бренном мире. А затем, в ахирате — в мире последнем и вечном их ожидают муки ада.

127. И вот воздвигает Ибрахим основы дома и Исмаил [тоже]: «Господь наш! Прими от нас, поистине, Ты Сам — Слышащий, Знающий!

128. Господь наш! И сделай нас мусульманами Тебе и из нашего потомства [тоже] — уммой мусульманской Тебе, и покажи нам наши манасики, и прими наши покаяния, поистине, Ты Сам — Премного Принимающий Покаяния, Милосердный!

129. Господь наш! И пошли к ним посланника из них, кто прочтет им Твои аяты, и научит их книге и мудрости, и очистит их. Поистине, Ты Сам — Превосходящий [всех могуществом], Премудрый!».

В длинном повествовании, переданном имамом Бухари от Абдуллаха ибн Аббаса радияллаху анху, в числе прочего имеются такие слова:

«…Ибрахим сказал: “О Исмаил, Аллах повелел мне одно дело”. Исмаил сказал: “Исполните повеление своего Господа”. Он спросил: “Поможешь ли ты?” Исмаил сказал: “Помогу”. Ибрахим сказал: “Аллах повелел мне воздвигнуть на этом месте дом”, и указал на невысокую возвышенность и ее окрестности. И тогда они стали воздвигать стены Байтуллаха — Каъбы. Сын таскал камни, а отец строил».

Вышеприведенные аяты оживляют процесс строительства Каъбы перед нашими глазами.

Отец и сын — пророки — повиновались повелению Всевышнего Аллаха и безотлагательно начали работу. Сердцами, полными благочестия и богобоязненности, они взмолились, произнеся молитву:

«Господь наш! Прими от нас, поистине, Ты Сам — Слышащий, Знающий!».

Это чрезвычайно великое положение, высокая степень. Когда один из праведных предков Вухайб ибн ал-Вард рахматуллахи алайхи прочитал этот аят, плача, он промолвил:

«О халил Милостивого! Ты же воздвигаешь стены дома Милостивого и еще опасаешься, а вдруг не будет принято?!”»

Великие сердца достойных людей бывают вот такими восприимчивыми.

Ибрахим и Исмаил алайхимассалам, строя Байтуллах, воспользовались случаем и восслали еще одну молитву, что была у них в душе:

«Господь наш! И сделай нас мусульманами Тебе…».

Являясь сами мусульманами, они возносят такую молитву! Это — надежда на помощь от Аллаха, чтобы твердо пребывать на правильном пути. Это — надежда на непрекращение покоренности Аллаху всем своим существом. И вместе с тем, они просят, чтобы их потомки тоже получили возможность насладиться таким благом, как ийман, который получили в удел они сами.

«…и из нашего потомства [тоже] — уммой мусульманской Тебе…», говорят они.

Дело вероубеждения — важное дело, самый значимый вопрос для правоверного человека. Поэтому отец и сын — пророки, просившие в предыдущих аятах удел для людей Харама — жителей Заповедной земли вокруг священной Каъбы, теперь просят Аллаха об иймане и Исламе для своих потомков.

Еще они просят Аллаха:

«…и покажи нам наши манасики, и прими наши покаяния…».

Арабское слово манасик является формой так называемого ломанного множественного числа от мансик (нусук) и, хотя обозначает «места и обряды поклонений», его принято использовать в значении ибадатов хаджа. Поэтому в этой молитве заключается смысл, дескать, вот, мы строим Твой Дом, теперь научи нас, как совершать обряды хаджа к нему. В конце молитвы, в добавление к прошениям, произносятся атрибуты Аллаха, которые дали молящимся отцу и сыну повод надеяться:

«Поистине, Ты Сам — Премного Принимающий Покаяния, Милосердный!».

В третьем аяте Ибрахим и Исмаил алайхимассалам просят у Всевышнего Аллаха о большой милости — послать своим потомкам пророка из них самих, то есть из числа самих потомков.

«Господь наш! И пошли к ним посланника из них, кто прочтет им Твои аяты, и научит их книге и мудрости, и очистит их».

Этот пророк будет читать им аяты Аллаха, будет обучать их книге, то есть книге Аллаха. Он научит их читать ее, понимать значения, следовать ей и всему, что относится к ней. И обучит также мудрости. Значение «мудрость» выражено арабским словом хикма (букв. «расставить все на свои места»). Улемы говорили, что здесь под «мудростью» подразумевается сунна Пророка алайхиссалам. Одной из задач пророка является очищение людей. То есть очищение-избавление от ширка, куфра и дурных (скверных) традиций и обычаев.

Спустя много веков Всевышний Аллах исполнил молитву Ибрахима и Исмаила алайхимассалам и послал Мухаммада алайхиссалам пророком. Он был из потомков Ибрахима и Исмаила алайхимассалам, и в нем были сконцентрированы все свойства, которые упоминались в молитве.

Молитва, вознесенная от всего сердца, несомненно, будет принята. Но принимается она только тогда, когда того пожелает Тот, Кто принимает. Не осознавая этого, люди торопятся, суетятся и теряют надежду. Что же говорят после всего этого иудеи, христиане и арабы-мушрики, которые гордо называли себя наследниками Ибрахима алайхиссалам?! Да, все они потомки Ибрахима алайхиссалам. Но Ибрахим алайхиссалам, когда ­строил Байтуллах вместе со своим сыном Исмаилом алайхиссалам, произнес молитву, прося об уделе и благодати (барака) только для тех потомков, которые «уверовали в Аллаха и в Судный день». Не для других. Еще они восслали мольбу со словами:

«Господь наш! И сделай нас мусульманами Тебе…».

Они не просили сделать их иудеями или христианами или многобожниками.

Они произнесли молитву: «…и из нашего потомства [тоже] — уммой мусульманской Тебе…». Никого другого, кроме них. И вот, пришел Пророк (Мухаммад алайхиссалам), о котором они в молитве просили у Господа всех миров. Теперь нужно уверовать в него. Это должно стать самым приоритетным делом последователей Ибрахима алайхиссалам.

Потому что:

130. И кто отвратится от религии Ибрахима, если не тот, кто счел себя глупым? И действительно, Мы избрали его в этом мире, и, поистине, он в ахирате действительно из праведников.

Слово милла в арабском тексте означает «народ», «нацию», «религию», то есть сообщество последователей определенной религии. Только тот, кто считает себя глупым и слабоумным, отворачивается от религии Ибрахима алайхиссалам и уходит в другую сторону. Потому что человек, уповающий на благоденствие и счастье в обоих мирах, должен последовать ему. Создатель удостоил Ибрахима благоденствием обоих миров. Он избрал его в этом мире и сделал пророком. А в мире последующем он станет праведником, обретет счастье. И те, кто последует ему, безусловно, удостоятся такого же счастья и благоденствия.

[1] Таваф — ритуальное поклонение в виде обхода вокруг Каъбы.

[2] Хаджарул Асвад (الْحَجَرُ اْلأَسْوَدُ) — досл. «черный камень»; Хаджарул Асвад установлен в восточном углу Величественной Каъбы. Он находится на высоте полутора метров над землей. Хаджарул Асвад был ниспущен из рая, о чем свидетельствуют хадисы. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал: «Хаджарул Асвад был ниспослан из рая в состоянии, белее, чем молоко. А грехи сынов Адама сделали его черным». Всякий раз, когда какой-нибудь грешник с чистой искренностью раскаивался и целовал Хаджарул Асвад или совершал истилам (почтительно дотрагивался рукой до Хаджарул Асвада или делал знак на расстоянии, что дотрагивается до него), то его грехи переходили к этому камню, и по этой причине совершенно белый камень превратился в совершенно черный. В Судный день Аллах выведет его, наделив двумя глазами, чтобы видеть, и языком, чтобы говорить. Он станет свидетельствовать о том, кто совершал его истилам искренне, с ихласом. Поэтому те, кто совершает хадж и умру, или же простые посетители, спешат совершить истилам Хаджарул Асвада и поцеловать его. Следует отметить, что разрешение целовать и почитать Хаджарул Асвад никоим образом не означает, что он обожествляется.

[3] Наджас — нечистоты; скверна; в шариатском понимании, все материальное, что при соприкосновении с телом человека приводит в состояние ахдас — отсутствие омовения. Здесь подразумевается скверна в убеждении, то есть придание Аллаху сотоварищей представляет собой духовный наджас.


Из книги Тафсир Хилал.

Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.


Автор
Шейх Мухаммад ­Садык Мухаммад Юсуф
Статьи по теме
Чтобы развеять предполагаемые сомнения народа, колеблющегося и стоящего на пороге вступления в великое дело, увеличения в них веры, упоминаются также и чудеса, читать полностью

3411 05:09 / 05.01.2017
В следующих аятах продолжается воспитание нового исламского общества mdash общества, живущего на основе божественного руководства. Особое внимание уделяется читать полностью

4220 12:47 / 10.05.2017
Когда однажды Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам поднялся ко входу в пещеру Хира, то услышал громогласный голос, приказавший .Икраъ, mdash .Читай, Именно этот приказ читать полностью

4993 05:56 / 05.01.2017
..Всевышний Аллах взял на себя обязанность оберегать КуръанСвященный Куръан, определение которого мы привели и прокомментировали выше, является божественной читать полностью

3156 15:00 / 19.06.2019
Спросите людей зикра
Вопрос Ассаламу алайкум Можно ли в нашей религии пересаживать волосы с других частей тела с затылка, с груди на облысевшие части головы Не является ли это харамным читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Мы знаем, что брак mdash это одно из величайших поклонений, и я слышал, что для каждого мужчины при заключении никаха дача махра является читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Я хочу поступить на учебу по графическому дизайну. Направление, которое я выбрал, это дизайн в сфере Маркетинга и рекламы. В этом читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Перед омовением, справив малую нужду, я прибегаю к кашлям, дабы избавиться от остаточной мочи. Тем не менее, меня одолевает васваса о том, читать полностью