В заключение, после рассмотрения хадисов, приведенных в главе «О достоинствах перенесения болезни и проявлении терпения во время болезни», нам следует отметить некоторые важные соображения.
Первое соображение
Мусульманам, проявляющим терпение во время болезни, обещается несколько видов наград:
1. Смоются его грехи.
2. Он вознесется в степенях.
3. Ему сотрутся ошибки.
4. Аллах возжелает добра Своему рабу.
5. Ему будут увеличены награды в зависимости от тяжести болезни.
6. Человек, оправившийся от перенесенных страданий по болезни и проявивший терпение в период болезни, очистится от грехов.
7. Перенесенные боли зачтутся ему вместо мучений в ахирате.
8. Проявление терпения при тяжелой болезни может стать еще и причиной попадания в рай.
Второе соображение
Причиной попадания мусульманина в рай является проявление терпения при таких тяжелых и безнадежных в плане выздоровления болезнях, как эпилепсия и слепота. Заслуживает внимания и то, что поныне не удается найти средство для окончательного исцеления от этих двух недугов. Нам следует обратить внимание на то, что Пророк саллаллаху алайхи васаллам обещает рай тем, кто проявляет терпение именно при этих двух заболеваниях.
Третье соображение
Призыв проявлять терпение во время болезни обращен к тем, кто уже подвергся недугу. Это открывает широкий путь для их исцеления при проявлении терпения. Больному, не проявляющему терпение, безусловно, не помогут даже лекарства или другие средства лечения.
В идеале, должны быть приняты все необходимые меры, чтобы не подвергнуться болезни. Это — требование нашей религии. Однако если и после этого человека постигнет болезнь, то в таком случае надлежит переносить ее терпеливо. И ни в коем случае нельзя, считая это савабом, желать себе болезни или делать то, что может привести к заболеванию, и намеренно отклоняться от лечения.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф
Серия книг «Хадисы и жизнь», джуз 18