1446 год 20 Джумадаул аввал | 2024 год 21 ноябрь, четверг
Регионы:
ЎЗ UZ RU EN AR
Статьи

Награда за терпение во время эпидемии

13:00 / 25.03.2020 6186 Режим чтения + -

2532. Передается от Абу Хурайры радияллаху анху:

«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:

— Умерший от недуга в животе — шахид (мученик), умерший от чумы (острозаразной эпидемической болезни) — шахид».

Пояснение: Известно, что чума, эпидемия всегда в любом обществе вызывала тревогу. Всех постоянно беспокоила мысль о мерах противостояния ей. Неоспоримым фактом является и то, что в местах распространения эпидемии погибает много людей. К тому же чума — очень быстро передаваемая болезнь, и самый эффективный метод упреждения ее распространения — это изоляция больных от здоровых.

Человек, находящийся в очаге распространения эпидемии, подвергается опасности заболеть смертоносной болезнью, испытывает неудобства от необходимости не покидать свое место даже под угрозой заражения болезнью. Следование человеком таким требованиям служит целям предотвращения распространения смертельного недуга. Именно поэтому люди, находившиеся в очаге и умершие от эпидемической болезни, приравнивались к шахидам (мученикам). То есть человек, проявивший терпение ко всем страданиям от болезни и не ушедший в другие места из своего места пребывания, подчинившись религиозному повелению, получит статус мученика. В этом поучении, наряду с призывом больных к терпению, есть большое утешение для его родных и близких, оставшихся в живых. Они пребудут во мнении, что их близкий человек, заразившись чумой, соблюдал хадис и умер, проявляя терпение, а посему обрел статус мученика.

Быть может, упоминаемый в хадисе «недуг в животе» подразумевает инфекционную болезнь, подобную чуме.

В некоторых других хадисах в отношении умерших, в том числе и умерших в вышеупомянутых чрезвычайных обстоятельствах, также используется слово «шахид» (мученик). Их называют умершими в статусе мученика.

Эти значения и присущие им понятия прояснятся еще больше в процессе изучения последующих хадисов.

2533. Передается от Аиши радияллаху анха,

«Она спросила Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам о чуме (эпидемии), и он известил ее об этом так:

— По сути, она была мучением, которое насылал Аллах на тех, на кого Он пожелал. Так, Аллах сделал ее милосердием для верующих. И для раба, которого настигла чума и который терпеливо пробыл в своем краю, зная, что, поистине, не постигнет его ничто, помимо того, что предписал ему Аллах, нет иной награды, кроме как подобной награде шахида (мученика)». 

Оба хадиса передал Бухари.

Пояснение: В этом хадисе вновь становится очевидным, насколько Всевышний Аллах милосерден к мусульманам. Эта истина явственно исходит из возвещения в хадисе о том, с какой целью насылалась эпидемическая болезнь на других и с какой иной целью она насылается на правоверных.

«По сути, она была мучением, которое насылал Аллах на тех, на кого Он пожелал. Так, Аллах сделал ее милосердием для верующих».

В самом деле, известно, что многие народы в истории были уничтожены различными болезнями, в том числе и тотальной чумой (пандемией). Всевышний Аллах сделал чуму милосердием для мусульман, тогда как для других она насылалась как мучение. Если мусульмане будут делать то, что повелевает Всевышний Аллах, то в случае смерти они покинут этот мир мучениками.

Слова Пророка саллаллаху алайхи васаллам:

«И для раба, которого настигла чума и который терпеливо пробыл в своем краю, зная, что, поистине, не постигнет его ничто, помимо того, что предписал ему Аллах, нет иной награды, кроме как подобной награде шахида (мученика)» – подтверждают именно это значение.

Используя современную терминологию, это можно назвать «санитарными мерами предохранения», что по сути означает «карантин».

Ислам, заботясь об интересах масс, именно так награждает тех людей, которые жертвуют собой ради упреждения распространения эпидемии за пределы ее очага. Этот смысл еще больше проясняется в последующем ривайате.

2534. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:

— Чума (эпидемия) — это бедствие или мучение. Она была послана сынам Исраила или тем, кто был до вас. Когда услышите, что она появилась в какой-то местности, не ходите туда. Если она появилась там, где пребываете вы, не выходите (из этого места), убегая от нее». 

Передали Бухари, Муслим и Тирмизи.

Пояснение: Союз «или» во фразах «бедствие или мучение» и «сынам Исраила или тем, кто был до вас» используется в этой передаче хадиса «из-за сомнения», как это называется в науке хадисоведения. То есть без сомнения, сам Пророк саллаллаху алайхи васаллам точно использовал одно из этих слов или сочетаний, однако передатчик засомневался в том, какое именно было слово или словосочетание. Иными словами, передатчик не сумел запомнить точно, какое из слов или сочетаний было употреблено Пророком саллаллаху алайхи васаллам, и передал все как есть, дабы не допустить вероломства к аманату.

Мы сначала узнали, что эпидемия является для иных мучением, а для мусульман — милосердием. Теперь излагается, как мусульманская община должна относиться к этой болезни при ее появлении.

«Когда услышите, что она появилась в какой-то местности, не ходите туда».

Ибо если отправитесь туда, есть вероятность заразиться этой болезнью. И если, упаси Аллах, все же что-то случится с вами, тогда будете сожалеть, что напрасно вы туда пошли.

«Если она появилась там, где пребываете вы, не выходите (из этого места), убегая от нее».

Потому что если вы покинете пределы этого места, эпидемия может распространиться и на другие края.

Это и есть санитарные меры предотвращения распространения заболевания (то есть меры карантина), установленные религией Ислам еще тысячу пятьсот лет назад. Здесь ясно просматривается, как эта защитная мера устанавливалась не посредством административного бюрократизма, а повышением медицинской культуры среди населения.

2535. Передается от Ибн Аббаса радияллаху анхума:

«Умар ибн Хаттаб радияллаху анху отправился в Шам (Левант). Когда он достиг Сарга, его встретили жители Аджнада: Абу Убайда ибн Джаррах и его товарищи. Они сообщили о том, что в Шаме возникла чума (эпидемия). Тогда Умар сказал Ибн Аббасу: 

— Позови ко мне первых мухаджиров.

Я позвал их. Он посоветовался с ними. Они впали в разногласия. Некоторые из них сказали:

— Ты вышел (в путь) ради конкретного дела. Мы не советуем тебе отказываться от него. 

Другие же сказали:

— Вместе с тобой идут остальные люди и сподвижники Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. Мы не советуем тебе вести их к этой чуме (эпидемии).

— Уйдите прочь от меня! — сказал (им) Умар. Затем он попросил: 

— Позови ко мне ансаров.

Я позвал их. Так, он посоветовался и с ними. Они также последовали по пути мухаджиров, впадая в разногласия. 

Им он также сказал:

— Уйдите прочь от меня! 

А потом он сказал: 

— Позови ко мне вон с того места мухаджиров фатха из числа шейхов (здесь: старейшин) Курайша.

Я позвал их. Никто из них не стал разногласить в этом вопросе. Они сказали:

— Советуем тебе не вести их к чуме (эпидемии) и возвратиться обратно.

Умар через глашатая объявил среди людей:

— Поистине, на рассвете я сяду на свое верховое животное!

Тогда Абу Убайда сказал:

— Неужто убегая от предустановления Аллаха?! 

Умар сказал:

— Разве не мог сказать это кто-то другой, кроме тебя?! 

Умар не любил перечить ему. Умар сказал:

— Да, убежим от предустановления Аллаха к предустановлению Аллаха. Скажи, если бы у тебя были верблюды и они спустились бы в долину, разделенную надвое. Одна часть была бы плодородной, а другая безводной. Если станешь пасти их на плодородной половине, то эта пастьба состоится по предустановлению Аллаха, а если станешь пасти на сухой стороне, то это тоже будет по предустановлению Аллаха. Не так ли?!

В это время подошел Абдуррахман ибн Авф. Он был в отлучке по некоторым своим делам. Он сказал: 

— Я обладаю знанием по этому вопросу. Я слышал, как Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал: “Когда вы услышите о том, что она (чума-эпидемия) существует в каком-либо месте, не идите туда. Когда она случается на месте, где находитесь вы, не выходите (оттуда), убегая от нее”. 

Тогда Умар ибн Хаттаб восхвалил Аллаха и вернулся назад».

Передали Бухари и Муслим.

Пояснение: Из этого ривайата можно извлечь множество полезных сведений. Поэтому будет лучше рассмотреть и проанализировать содержание этого хадиса обстоятельно, детально.

«Умар ибн Хаттаб радияллаху анху отправился в Шам (Левант)».

Эта поездка была осуществлена во время халифства почтенного Умара. Он вышел в путь, взяв с собой нескольких сахабийев, чтобы ознакомиться с положением мусульман в Шаме. Известие о том, что Умар ибн Хаттаб радияллаху анху отправился в путь в сторону Шама, разошлось повсюду. В том числе это известие достигло и до Абу Убайды ибн Джарраха радияллаху анху, который был в то время наместником Шама. Он вышел в путь со своими людьми, чтобы встретить халифа.

«Когда он достиг Сарга, его встретили жители Аджнада: Абу Убайда ибн Джаррах и его товарищи. Они сообщили о том, что в Шаме возникла чума (эпидемия)». 

Сарг — название первого из расположенных на пути из Хиджаза селений Шама.

Аджнад — так именовались пять знаменитых городов Шама того времени. Это — Палестина, Иордания, Дамаск, Химс и Кунсурайн.

Тогда правители данных пяти городов вместе с Абу Убайдой ибн Джаррахом радияллаху анху вышли встречать почтенного Умара.

Обычно вышедшие встречать главу государства после приветствий заводят речь о самых важных и актуальных вопросах. Абу Убайда ибн Джаррах радияллаху анху и его товарищи поступили таким же образом. Они сообщили почтенному Умару о самой актуальной проблеме своей страны — о распространении эпидемии.

«Тогда Умар сказал Ибн Аббасу:

— Позови ко мне первых мухаджиров.

Я позвал их. Он посоветовался с ними». 

Почтенный Умар стал советоваться с людьми по поводу чумы, так как был в неведении насчет благородного хадиса Пророка саллаллаху алайхи васаллам об этом. Если бы почтенный Умар знал хадис, он ни с кем не стал бы советоваться, а сразу последовал бы ему. Как нарочно, и призванные для совета тоже не знали о таком хадисе.

«Они впали в разногласия». 

Тогда среди первых мухаджиров, вышедших в путь вместе с почтенным Умаром, возникли разногласия по этому вопросу.

«Некоторые из них сказали:

— Ты вышел (в путь) ради конкретного дела. Мы не советуем тебе отказываться от него».

То есть, о Умар, ты вышел, чтобы справиться о положении мусульман в Шаме. Об этом стало известно всем. Друзья и недруги пристально наблюдают за тобой. Если, прознав о чуме, ты повернешь отсюда вспять, это станет неприглядным поступком. Друзья опечалятся, а недруги возрадуются.

«Другие же сказали: 

— Вместе с тобой идут остальные люди и сподвижники Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. Мы не советуем тебе вести их к этой чуме (эпидемии)».

Они тоже выставили доводы в пользу своего мнения. Они не хотели вести здоровых и почитаемых людей в опасные места.

Эти их разногласия не понравились халифу.

— Уйдите прочь от меня! — сказал (им) Умар. Затем он попросил:

— Позови ко мне ансаров».

Следовательно, сначала — мухаджиры, то есть они стоят на первом месте, а потом следуют ансары — жители Медины. Абдуллах ибн Аббас радияллаху анху продолжает рассказывать.

«Я позвал их. Так, он посоветовался и с ними. Они также последовали по пути мухаджиров, впадая в разногласия». 

Как видно, среди ансаров, вышедших в путь вместе с почтенным Умаром, тоже не было человека, кто слышал хадис о чуме. Поэтому и они разошлись во мнении касательно этого вопроса.

«Им он также сказал:

— Уйдите прочь от меня!

А потом он сказал: 

— Позови ко мне вон с того места мухаджиров фатха из числа шейхов (здесь: старейшин) Курайша».

Это были уважаемые старейшины племени Курайш, ставшие мусульманами только в день фатха Благородной Мекки. Поэтому с ними стали советоваться в последнюю, третью очередь.

«Я позвал их. Никто из них не стал разногласить в этом вопросе. Они сказали:

— Советуем тебе не вести их к чуме (эпидемии) и возвратиться обратно».

Как оказалось, они тоже не знали о хадисе. Вероятно, они извлекли поучительный пример из действий предыдущих советчиков и не стали расходиться во мнении перед халифом, а высказали единое мнение. Они посоветовали не входить в земли, где свирепствует чума, и возвратиться назад. Этот совет понравился почтенному Умару. Он решил вернуться.

«Умар через глашатая объявил среди людей:

— Поистине, на рассвете я сяду на свое верховое животное!».

Под этим подразумевалось, что Умар намеревается вернуться в Медину. Безусловно, хотя это решение и понравилось многим, но сирийцам (жителям Шама), ожидающим уважаемых гостей, оно пришлось не по душе.

«Тогда Абу Убайда сказал:

— Неужто убегая от предустановления Аллаха?!». 

Подобные тяжкие слова наместника в Шаме, великого сподвижника, Абу Убайды ибн Джарраха радияллаху анху свидетельствуют о его негодовании. Он был великим человеком, который смел говорить с почтенным Умаром в таком тоне.

«Умар сказал:

— Разве не мог сказать это кто-то другой, кроме тебя?!». 

Это означало: «Было бы лучше, если бы слова, что ты сейчас мне сказал, изрек другой человек».

Для того, чтобы объяснить, зачем почтенный Умар сказал так, Абдуллах ибн Аббас радияллаху анху добавляет в повествование свои поясняющие слова:

«Умар не любил перечить ему». 

Почтенный Умар из уважения к Абу Убайде ибн Джарраху радияллаху анху сдерживался от высказываний, которые могли противоречить его словам. Теперь же он вынужден был вступить с ним в спор на виду у многих. В продолжение своего ответа Абу Убайде радияллаху анху он сказал еще следующее:

«Да, убежим от предустановления Аллаха к предустановлению Аллаха.». 

То есть ты упрекаешь меня, говоря: «Неужто убегая от предустановления Аллаха?!», но здесь нет бегства от предустановления Аллаха. Если оно и имеется, то только от одного предустановления к другому.

«Скажи, если бы у тебя были верблюды и они спустились бы в долину, разделенную надвое. Одна часть была бы плодородной, а другая безводной. Если станешь пасти их на плодородной половине, то эта пастьба состоится по предустановлению Аллаха, а если станешь пасти на сухой стороне, то это тоже будет по предустановлению Аллаха. Не так ли?!».

Или если, по-твоему, пасти на одной стороне — это по предустановлению Аллаха, а пастьба на другой — вне предустановления Аллаха, тогда скажи так. Ведь все происходит по предустановлению Аллаха. То, что мы делаем сейчас, тоже походит на это. На это ты не обижайся.

«В это время подошел Абдуррахман ибн Авф. Он был в отлучке по некоторым своим делам». 

Поэтому он не знал о том, что произошло до этого. Узнав же о сущности проблемы,

«Он сказал: 

— Я обладаю знанием по этому вопросу. Я слышал, как Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал: “Когда вы услышите о том, что она (чума-эпидемия) существует в каком-либо месте, не идите туда. Когда она случается на месте, где находитесь вы, не выходите (оттуда), убегая от нее”».

Все, вопрос решен. Не осталось места ни для излишних советов, ни для споров.

«Тогда Умар ибн Хаттаб восхвалил Аллаха и вернулся назад».

Эта история весьма знаменита. Она приводится во многих книгах в связи с рассмотрением в них разных тем. Среди них имеются такие, как вопросы совета и совещания, акийды (вероубеждения) и предустановления, взаимоотношений между главой общества и наместниками, а также эмирами и другие подобные им вопросы.

Нам же в этом ривайате касательно «Книги исцеления» важна та часть, которая охватывает вопрос воздержания от вхождения в те населенные пункты, где есть эпидемия, и не выходить оттуда тем, кто находится там.

Здесь нам необходимо напомнить о том, что следует знать при изучении благородного хадиса:

1. Необязательно, чтобы все сахабийи слышали все хадисы Пророка саллаллаху алайхи всаллам.

2. Допустимо, что некоторые хадисы слышали считанные люди. Например, хадис с повелением не входить туда, где есть вспышка эпидемии, и не выходить оттуда. Оказывается, даже выдающиеся авторитетные сподвижники не слышали о нем. Из стольких людей слышал об этом только один человек — Абдуррахман ибн Авф радияллаху анху.

3. В случае надобности, можно найти хадисы, подобные этому, касающиеся случаев, которые происходят время от времени. Безусловно, вспышка эпидемической болезни случается не каждый год. Это происходит несколько реже. Поэтому когда Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам говорил хадис, касающийся этого вопроса, его слышали только присутствовавшие на той беседе, и поскольку не было необходимости, к этому никто больше не возвращался. Чумы не было и во времена Пророка саллаллаху алайхи васаллам, и в период халифства Абу Бакра Сиддика радияллаху анху, а также и в начале халифства Умара радияллаху анху.

И вот, во время путешествия почтенного Умара радияллаху анху в Шам люди столкнулись с этой проблемой. С этого момента начинается применение хадиса Пророка саллаллаху алайхи васаллам по этому вопросу. Теперь был установлен порядок: если в каком-то регионе исламского государства появлялась заразная инфекционная болезнь, никто туда не входил и никто не выходил оттуда.

4. Когда в жизни появляется что-то новое, ранее не проявлявшееся, то не следует принимать скоротечное самостоятельное решение, а нужно искать положения шариата по этому вопросу. Если об этом не знает конкретный человек или какая-то община, то могут знать другие. Старшее поколение сподвижников, в частности во времена праведных халифов, если возникал подобный вопрос, бросало среди людей клич: «У нас появилась такая-то проблема, есть ли кто, который слышал что-либо об этом от Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам?». И тогда те, которые слышали об этом, рассказывали все, что знали, и люди следовали этому.

5. У некоторых людей имеется представление, подобное тому, какое продемонстрировал Абу Убайда ибн Джаррах радияллаху анху: «Зачем же убегать от очага распространения болезни с целью самосохранения, тогда как существует вера в предопределение и предустановление Аллаха?». Против такого мнения есть уместное возражение: «Если их сомнения обоснованны, почему же тогда Пророк саллаллаху алайхи васаллам повелевал людям самосохраняться?».

Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф

Серия книг «Хадисы и жизнь», джуз 18

Автор
Шейх Мухаммад ­Садык Мухаммад Юсуф
Статьи по теме
.аяты 111 112   В следующем аяте речь пойдет еще об одном примере безнравственности врагов и о том, каким образом ее нужно отразить.   111. И сказали «Никогда не читать полностью

3869 04:16 / 05.01.2017
.youtube2oGBF8M4Je4youtube .

3142 06:20 / 30.01.2018
Вера в Аллаха и в религию имеет несколько ступней веры. Есть наилучшее и наименьшая так же ответвлений которые достигают от шестидесяти и семидесяти. В хадисе читать полностью

1728 11:30 / 28.08.2019
.Тафсир Хилал. Сура Ниса аяты 4955 В следующих аятах еще полнее раскрывается истинное лицо иудеев и мусульманское общество знакомится с ними поближе 49. читать полностью

4091 07:13 / 20.01.2017
Спросите людей зикра
Вопрос Ассаламу алайкум Можно ли в нашей религии пересаживать волосы с других частей тела с затылка, с груди на облысевшие части головы Не является ли это харамным читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Мы знаем, что брак mdash это одно из величайших поклонений, и я слышал, что для каждого мужчины при заключении никаха дача махра является читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Я хочу поступить на учебу по графическому дизайну. Направление, которое я выбрал, это дизайн в сфере Маркетинга и рекламы. В этом читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Перед омовением, справив малую нужду, я прибегаю к кашлям, дабы избавиться от остаточной мочи. Тем не менее, меня одолевает васваса о том, читать полностью