Передаётся от Абдуллаха ибну Амра (радияллаху анху) что Пророк (саллаллаху алайхи васаллам) сказал: «Будет сказано знающему Куръан: «Читай и поднимайся, и читай так, как читал в мирской жизни, и поистине твоя степень будет на последнем аяте, который ты прочитаешь» (передал Абу Дауд, ат-Тирмизи и др.).
В этом хадисе Пророк (саллаллаху алайхи васаллам), указывает нам какую степень удостаивается знающий Куръан, который в мирской жизни постоянно читал Куръан и жил по нему. Будет такому человеку сказано при входе в Рай: «Читай и поднимайся по степеням Рая и читай также как читал нараспев в мирской жизни соблюдая таджвид (правила чтения Куръана в произношении букв, соблюдения пауз), поистине, твоя степень на последнем аяте, который ты прочитаешь».
Сказал Имам ал-Хаттабий, да помилует его Аллах: «Дошло до нас в преданиях, что число аятов Куръана соответствует числу степеней в Раю. И тот, кто выучит Куръан полностью, поднимется на самую высокую степень в Раю».
Передаётся от Абу Хурайры (радияллаху анху), что Пророк (саллаллаху алайхи васаллам) сказал: «Придёт Куръан в Судный День и скажет; «О Господь, прости его», и будет одета тому корона достоинства. Потом скажет: «О Господь, прибавь ему», и будет надета на того одеяние достоинства. Потом скажет: «О Господь, будь доволен им», и Аллах станет довольным им. И будет сказано тому: «Читай и поднимайся», и будет прибавляться с каждым аятом награда» (передал ат-Тирмизий, ал-Хаким и др.).
Пророк (саллаллаху алайхи васаллам) объясняет, что Куръан поднимает уровень знающего Куръан в Судный День, и то, что Куръан требует у Аллаха, свят Он и велик, чтобы Он прибавил ему награды и простил ему грехи. И Аллах, свят Он и велик, ответит ему и оденет знающему Куръан корону и одежду достоинства и будет доволен им, и это самая высокая степень в Раю.
Передаётся от Джабира ибну Абдиллях (радияллаху анху) что Посланник Аллаха (саллаллаху алайхи васаллам) объединял двух убитых на поле битвы воинов в одной одежде, а затем говорил: «Какой из них больше знает Куръан?» И после того, как было указано на одного из них, его рас-полагали перед другим в лахде (углубление в могиле). Затем говорил: «Я свидетель на них». Затем приказывал закапывать их с их кровью, не совершая над ними заупокойную молитву и не омывая их» (передал ал-Бухари).
В этом хадисе ясно показывается превосходство знающего Куръан над другими, так, что Пророк (саллаллаху алайхи васаллам), располагал его перед другими в могиле. Также к этому относятся не только шахиды, но и ученые, праведники и другие обладающие достоинством. И сказал Имам ат-Тирмизий, да помилует его Аллах: «Ученые разногласили в совершении молитвы над шахидом. Некоторые сказали, что над ним не совершается молитва. Это сказали мединские ученые, также Имам аш-Шафиий и Имам Ахмад. Другие же сказали, что над шахи-дом молитва совершается, и это слова Имама ас-Саури и ученых Куфы. И к ним присоединился шейх Исхак.
А слова Пророка (саллаллаху алайхи васаллам): «…в одной одежде…» означают – в одной могиле, так как нельзя снимать одежду с шахидов, что противоречит первоначальному пониманию «…в одной одежде…». Шахид хоронится в той одежде, которая была на нем. Слова Посланника (саллаллаху алайхи васаллам): "Я свидетель на них» означают, что он свидетельствует, что они пожертвовали свои души ради Аллаха.
Этот хадис приводят в доказательство на дозволенность хоронения двоих в одной могиле, а также на желательность расположения впереди более достойного из них. И то, что шахид не омывается перед захоронением.
Передается от Хишама ибну Амира (радияллаху анху) который сказал, что пожаловались Посланнику Аллаха (саллаллаху алайхи васаллам) на большое количество убитых в день битвы при Ухуде и Он сказал: «Копайте (могилы), делайте их просторными, и делайте это хорошо, и хороните двоих или троих в одной могиле и располагайте вперед больше знающего Куръан». И сказал Хишам: «И погиб мой отец в тот день, и его расположили впереди двоих» (Передал ат-Тирмизий, Абу Дауд и др.).
Из книги «Достоинство сур Куръана»
..