Выполнение обещания - важная черта поведения мусульманина
Когда мусульманин предпринимает какое-то дело, он должен уважать это предпринимательство. Когда он налаживает контакт, он должен с честью относится к нему до самого последнего момента. Таково требование веры: когда человек начинает разговор о каком-либо предприятии, он должен быть уверенным в его осуществлении, подобно тому, как поток воды не прекращается, пока он течет вниз. Он должен быть известен среди людей как человек надежных обещаний, и не надо бояться, что он нарушит обещания или предпримет какие-то сомнительные шаги.
Выполнение обещания необходимо. Подобно тому как, если Дана клятва, она должна быть осуществлена. Но это выполнение обещания или осуществление клятвы или обета необходимо только тогда, когда это касается допустимых законом деяний или связано с верой, в противном случае обещание, связанное с чем-то греховным или неповиновением Аллаху, не имеет цены, как нет значения клятве в грехе.
Посланник Аллаха(С.С.) сказал: "Если человек клянется, но видит в чем-то другом признак доброты, он может нарушить эту клятву и заплатить компенсацию, и должен исполнить деяние, лучшее по своему характеру, и которое имеет элемент доброты" (Муслим).
Человек не должен настаивать на выполнении клятвы. В подобных случаях лучше нарушить клятву. В одном изречении (хадис) говорится: "Грешен тот человек из вас, который придя к своей жене, имеет долг неисполненной клятвы наподобие того, кто за нарушение клятвы не выплатил компенсацию (искупление), назначенную Им(Господом) " (Бухари).
Поэтому никакое обещание или договор не являются правильным и имеющим значение, кроме тех случаев, когда она служит законным деловым отношениям. Если человек пообещал выполнить какое-то доброе дело, тогда он должен сделать все от него зависящее, чтобы сдержать свое обещание, пока это доброе дело кажется ему хорошим. Он хорошо должен понимать, что обязан оставаться в рамках серьезного разговора, веры и преданности. В этом случае не должно быть места нарушению обещания или сомнениям и колебаниям.
Анас бин Малик говорит (Бухари), что его дядя Анас бин Надур не мог принять участие в битве Бадр, и он сказал Пророку: "О Посланник Аллаха! (С.С.) В первой битве, в которой вы сражались с многобожниками, я не мог принять участие. Если Аллах позволит мне остаться с Пророком(С.С.), они увидят своими глазами мои успехи во втором сражении против многобожников".
В битве (при) Ухуде было жестокое сражение и мусульмане были вынуждены отступить. Он обратился с молитвой к Аллаху:
"О Аллах! Я прошу прощения за ошибку, которую они совершили, и я объявляю себя невиновным в проступке многобожников".
Сказав это, он ринулся в бой. Вскоре он встретил Са'ад бин Му'аза, которому сказал: "О Са'ад бин Му'аз! Клянусь Богом Надура, это Рай. Я чувствую его аромат в долине Ухуд".
Са'ад сказал: "О Посланник Аллаха! (С.С.) Любовь к мученичеству, которую он проявил, нельзя выразить. Затем он ушел".
Анас говорит, что мы обнаружили на его теле более восьмидесяти ран, которые были нанесены мечами, остриями пик и градом стрел. Многобожники изуродовали его тело и его трудно было узнать. С превеликим трудом его сестра опознала его по родинке на пальце.
Анас говорит, что, по его мнению, следующие аяты были ниспосланы о нем и о людях, подобных ему:
"Среди верующих есть такие, которые правдивы в том, в чем заключили с Аллахом договор. Из них - такие, которые уже завершили свой предел, и такие, которые еще ожидают и не изменили(своей клятве)" (аль-Азхаб, 23).
Исламская нравственность. М. Аль Газали