Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, состоял в браке одновременно с девятью женщинами. Это было позволено ему в виде исключения Самим Аллахом
Известно, что Ислам разрешает многоженство и что это стало причиной бесчисленных нападок и обвинений со стороны его врагов. То, что Пророк саллаллаху алайхи васаллам состоял в браке более чем с четырьмя женщинами, также стало предметом множества инсинуаций и клеветы.
Суть всех клеветнических обвинений, измышленных врагами Ислама, заключается в следующем. Якобы Мухаммад алайхиссалам был похотливым человеком, готовым на все ради удовольствия и удовлетворения вожделений. Поэтому, не удовлетворившись одной женой и посчитав недостаточным иметь и четырех жен – допустимое число, установленное им для своих последователей, он взял себе в жены десять женщин.
На эти клеветнические обвинения улемы дали исчерпывающие ответы.
Прежде всего нужно сказать, что число жен Пророка увеличилось, когда ему уже было около шестидесяти лет. К тому же в этом заключались определенные мудрые замыслы. Более того, большинство матерей верующих (жен Пророка саллаллаху алайхи васаллам) по возрасту были старше него.
Давайте подумаем, станет ли шестидесятилетний человек ради ублажения себя заключать брак с женщиной, которая старше него самого?!
Первая женщина, на которой Пророк саллаллаху алайхи васаллам женился еще в молодости – Хадийджа радияллаху анха была старше его на пятнадцать лет. Его молодость прошла именно с ней.
Когда умерла почтенная Хадийджа, Пророку саллаллаху алайхи васаллам было пятьдесят лет. Где же здесь похотливость?
Все жены Пророка саллаллаху алайхи васаллам, кроме почтенной Аиши радияллаху анха ранее были замужем, а некоторые даже по несколько раз. Разве так поступил бы похотливый человек?
Большая часть жизни Пророка саллаллаху алайхи васаллам прошла с почтенной Хадийджой радияллаху анха. Они прожили вместе двадцать пять лет. После смерти Хадийджы Пророк саллаллаху алайхи васаллам жил в Благословенной Мекке еще три года. После этого он совершил переселение – хиджру. Но и после переселения жен у него стало много не сразу.
Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам вступал в брак с матерями верующих в силу требований различных обстоятельств, сокровенных божественных замыслов.
Также следует знать, что среди пророков многоженство было свойственно не только почтенному Мухаммаду саллаллаху алайхи васаллам. Многие его предшественники имели по несколько жен. Не исключено, что этого требовал сам статус пророка. В преданиях отмечается, что у Давуда алайхиссалам было сто жен, а у Сулаймана алайхиссалам – триста.
Нет ничего удивительного в том, что в силу различных социальных, политических, образовательных, законодательных и других факторов и мудростей количество жен нашего Пророка саллаллаху алайхи васаллам достигло девяти.
В первую очередь, для доведения идей и положений новой религии до женщин мусульманской уммы, а также содержания домашнего хозяйства Пророка саллаллаху алайхи васаллам было приемлемо, чтобы жен было не четыре, а больше.
До Ислама количество жен не было ограничено вообще. Каждый мог жениться столько раз, сколько хотел. В этом вопросе, ограничив желания мужчин, Ислам принял положение, согласно которому один мужчина не может одновременно иметь более четырех жен. Это ограничение ввел Священный Куръан. Когда об этом были ниспосланы аяты суры «Ниса», у Пророка саллаллаху алайхи васаллам было девять жен. Каждая из них была названа Матерью правоверных еще задолго до этого. Кроме того, если бы Пророк саллаллаху алайхи васаллам развелся с какой-нибудь из них, то они не смогли бы больше выйти замуж ни за кого другого, поскольку это запретил Аллах. Мудрость женитьбы Пророка саллаллаху алайхи васаллам на них потеряла бы свой смысл. Поэтому Всевышний Аллах сделал Своему Посланнику исключение в ограничении не иметь более четырех жен.
Мы уже говорили, что в многоженстве Пророка саллаллаху алайхи васаллам имелся ряд сокровенных, мудрых замыслов. Все они делятся на два вида: общие и частные. Общая мудрость состоит в следующем:
1. Мудрость образовательно-воспитательного характера
Увеличение числа жен Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам в основном было связано с подготовкой учителей, которые могли бы обучать женщин исламской уммы религии и положениям шариата. Общеизвестно, что на основе божественного закона Ислам пересмотрел все сферы жизни общества. А половину общества составляют женщины. Несмотря на то, что общее обучение проводил сам Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам многие грани и аспекты учений до женщин должны были доводиться именно женщинами. Поэтому матери правоверных служили тому, чтобы посланничество Пророка саллаллаху алайхи васаллам было полностью доведено до женщин. И они с честью выполнили эту задачу.
Все знают, что больше всего хадисов Пророка саллаллаху алайхи васаллам, передал Абу Хурайра радияллаху анху. На втором месте находится почтенная Аиша радияллаху анха. Полагаем, будет достаточно упоминания самого этого факта. К тому же сунна Пророка – это не только его слова. Его деяния и одобрения также являются сунной. Матери правоверных довели до исламской уммы подробнейшие сведения о тех деяниях и состояниях Пророка саллаллаху алайхи васаллам непосредственными свидетелями которых они являлись, живя с ним.
2. Мудрость, связанная с внедрением законов Шариата
Еще одна причина того, что у Пророка саллаллаху алайхи васаллам было много жен, проявляется в вопросах внедрения некоторых шариатских положений. Например, Ислам отменил традицию «усыновления детей», распространенную во времена невежества, и установил вместо нее свои положения. Исходя из этого, Всевышний Аллах велел нашему Пророку саллаллаху алайхи васаллам жениться на Зайнаб бинту Джахш радияллаху анха которая была разведена с Зайдом ибн Харисой радияллаху анху с приемным сыном Пророка саллаллаху алайхи васаллам. В этом браке не было никакого влечения, а единственная цель его заключалась в подтверждении отмены закона времен невежества и внедрении законов Ислама.
3. Мудрость социального характера
Еще один фактор, обусловивший многочисленность жен Пророка саллаллаху алайхи васаллам касается сферы общественных отношений. Возьмем, например, женитьбу Пророка саллаллаху алайхи васаллам на почтенной Аише радияллаху анха. Этот брак послужил укреплению общественных отношений. Пророк саллаллаху алайхи васаллам женился на дочери Абу Бакра радияллаху анху чтобы достойно наградить его преданность Исламу и Посланнику Аллаха, что еще больше укрепило их взаимоотношения. То же самое можно сказать и о женитьбе на дочери почтенного Умара радияллаху анху – матери правоверных Хафсе радияллаху анха.
4. Мудрость политической направленности
Женитьба Пророка саллаллаху алайхи васаллам на некоторых женщинах была обусловлена также и политической необходимостью. Благодаря заключению им браков с некоторыми из жен, Ислам приняли разные племена, общины и категории людей, что способствовало укреплению мусульман.
К примеру, в сражении с племенем Бану Мусталак в плен попала Джувайрия бинту Харис. Она обратилась за помощью к Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам чтобы заплатить выкуп и получить свободу. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сообщил, что намерен сам заплатить за нее выкуп и жениться на ней. Мать правоверных Джувайрия дала свое согласие. Узнав, что Пророк саллаллаху алайхи васаллам взял в жены Джувайрию, мусульмане освободили всех пленных, ибо отныне Пророк саллаллаху алайхи васаллам стал зятем для этого племени. Так были освобождены пленники из Бану Мусталак. Увидев доблесть и такое благородство мусульман, все члены этого племени вступили в Ислам.
(продолжение следует...)
.