Право на жизнь в Исламе является главным из всех прав. Каждый человек имеет право на жизнь, и наряду с другими правами этим правом наделил его Сам Аллах. В Куръане, в суре «Власть», Он говорит:
«Благословен тот, в руках Которого владычество и Который властен над всякой вещью, Который сотворил смерть и жизнь, дабы испытать вас, кто из вас лучше по своим деяниям; Он — Всемогущий, Прощающий». (аяты 1-2)
Следовательно, Аллах не просто так создал жизнь. Он создал ее по великой мудрости и с целью испытания каждого человека на предмет того, какими благими делами в течение своей жизни он будет занят.
Итак, наделяя человека правом на жизнь, Аллах в то же время возложил на него ответственность за прожитую жизнь. А эта ответственность, прежде всего, включает в себя ответственность за то, чтобы делать как можно больше добрых дел.
Перед этим благом — правом на жизнь, которое исходит от Аллаха, все люди равны. Здесь нет различия по богатству, должности, расовой принадлежности и каким-либо привилегиям. Никому не дано права покушаться на жизнь другого человека.
И если даже падишах, правящий всем миром, лишает жизни самого слабого человека в мире, то будет считаться, что он совершил преступление против всего человечества, против воли Аллаха. В суре «Трапеза» Аллах говорит:
«Кто убил душу не за душу или не за порчу на земле, тот как бы убил всех людей». (аят 32)
Это потому, что он незаконно лишил его главного человеческого права, которым наделил его, как всех людей, сам Всевышний. Тем самым он покушался на то, что присуще только Аллаху, что может быть наделено или лишено только Им Самим. В соответствии с величием права на жизнь высоко оценивается защита этого права. В продолжении приведенного выше аята говорится:
«А кто оживил ее [душу], тот как будто бы оживил всех».
Следовательно, кто спас жизнь одного человека, оценивается как спасший жизнь всего человечества.
Поскольку право на жизнь дано Самим Аллахом, никто не может говорить о нем как об одолжении и никто не вправе, не в силах отменить его. Лишить жизни может только Сам Создатель. Даже обладатель этой жизни не может сам покушаться на нее, то есть совершить самоубийство, которое также сильно осуждается в Исламе.
В суре «Женщины» Аллах говорит:
«И не убивайте самих себя. Поистине, Аллах к вам милосерд! А кто делает это по вражде и несправед-ливости, того Мы сожжем в огне. Это для Аллаха легко!» (аяты 29-30 )
Из книги «Права человека в Исламе»
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф