1446 год 11 Рабиус сани | 2024 год 14 октябрь, понедельник
Регионы:
ЎЗ UZ RU EN AR
Пост

СОВРЕМЕННЫЕ ФАКТОРЫ, НАРУШАЮЩИЕ ПОСТ

17:57 / 21.04.2021 3295 Режим чтения + -




 Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!

 Хвала Аллаху, мир и благословение последнему Пророку!

Амма баъд:

Ученые-богословы единодушны во мнении о том, что нижеследующие четыре обстоятельства нарушают пост:

1. Прием пищи.

2. Питье.

3. Половой акт.

4. Кровотечение в период хайза и нифаса.

Под «современными факторами, нарушающими пост» подразумевается все новое, что появилось относительно недавно. Речь идет о следующих факторах.

Первый фактор.

Аэрозольные лекарственные средства против удушья.

Это лекарство является жидким и состоит из трех компонентов: воды, кислорода и некоторых лечебных веществ.

Приводит ли применение такого препарата к нарушению поста или нет?

Ученые новой эпохи рассуждают относительно этого по-разному:

1. Это средство не нарушает пост. Таково мнение большинства ученых, а также фатва Постоянного комитета по фатвам.

А) Так как все единодушны в вопросе дозволенности  постящемуся полоскания рта и носа. Как известно, после полоскания рта, определенное количество воды остается во рту и попадает в желудок при глотании слюны.

Б) Подобно этому, средство против удушья при впрыскивании попадает сначала в легкие, а потом в желудок, и это составляет очень незначительное количество. Следовательно, это средство сопоставляется с водой, остающейся после полоскания рта.

Причиной этому является то, что один маленький баллончик содержит 10 мг жидкости, и он предназначен на 200 впрыскиваний. За один раз впрыскивания выделяется 0,5 мг жидкости, а это составляет очень незначительное количество.

В) Нет ясной уверенности относительно того, что вспрысканное из этого баллончика средство дойдет до желудка, скорее имеются сомнения. Поэтому пост не нарушится, так как согласно правилу фикха: явно существующее не отвергается сомнительным.

Г) Оно не представляет собой прием пищи или питье, а подобно сдаче крови для анализа или получению инъекции, не дающей силы.

Д) Врачи объявили, что в составе мисвака содержатся восемь химических элементов. Между тем постящемуся человеку разрешается пользоваться мисваком, то есть и в дневное время, а химические элементы, содержашиеся в мисваке, несомненно доходят до желудка. Значит, средство, впрыскиваемое из распылителя, не нарушит пост подобно тем, выделяющимся из мисвака веществам.

Согласно второму мнению, постящийся человек не может применять такие средства. Если не находит иного способа, то пользуется этим средством, но после выздоровления за каждый пропущенный день возместит пост.

Доводы сторонников этого мнения: при впрыскивании жидкость из баллончика попадает через рот в желудок, и это нарушает пост.

Аргумент против второго мнения: если даже допустить, что эта жидкость доходит до желудка, и все же, как уже выше утверждалось, она доходит в незначительном количестве, и ее положение сопоставимо с положением воды, остающейся во рту после полоскания.

На этом основании ученые отдали преимущество первому мнению и вынесли решение, что пост не нарушается.

Второй фактор. 

Таблетки под язык (сублингвальные).

То есть это таблетки под язык для лечения сердечного приступа. Они быстро всасываются и быстро доходят по кровеносным сосудам до сердца, в результате останавливается возникший сердечный приступ.

Положение о таких таблетках: постящийся человек может принимать такие таблетки, так как они полностью  всасываются во рту и не попадают в желудок, и тем самым не нарушают пост.

Третий фактор.

Зонд для исследования желудка.

Это медицинский прибор, который вводится через рот сначала в горло, потом в пищевой канал в области легких, а в конце проникает в желудок.

Польза от его применения: этим прибором можно осмотреть желудок на предмет наличия язвенных образований или проводить операции в некоторых участках желудка, а также использовать в других медицинских целях.

Вышеупомянутые ученые относительно этой процедуры сказали следующее:

В изложении вопросов фикха: нарушится ли пост в случае попадания в желудок постящего человека непитательных веществ, таких как: мелькие камни или частицы железа и подобные им вещества, в том числе и медицинский зонд?

Согласно мнению большинства ученых, в этом случае, пост нарушается. То есть все, что попадает в желудок, нарушает пост, однако в ханафитском мазхабе ставится условие, что пост нарушается в том случае, если вещество, попавшее в желудок, останется там, а представители других мазхабов не ставили таких условий. То есть согласно ханафитскому мазхабу, если вводить что-нибудь в желудок, привязав к нитке, и вывести его через некоторое время, то пост не нарушается.

Доводы ученых: Пророк саллаллаху алайхи васаллам повелел воздерживаться от подводки глаз сурьмой.

На этом основании, согласно мнению большинства факихов, медицинский зонд нарушает пост. А в ханафитском мазхабе считается, что он не нарушает пост, так как он не остается в желудке, а выводится обратно. Согласно второму мнению, подобные непитательные вещества не нарушают пост, например, если проглотить частицы железа или камня, пост не нарушится. Таков был выбор некоторых представителей ханбалитского и маликитского мазхабов.

Причиной этому являются аргументы, имеющиеся в Куръане и сунне, согласно которым питательные вещества нарушают пост. А хадис о предостережении от применения сурьмы, приведенный выше, считается слабым хадисом. И на этом основании медицинский  зонд не нарушает пост.

Однако это решение изменится, в случае, если зонд с целью его легкого введения, будет смазан питательным маслом. Зонд, введенный таким способом, нарушает пост.

Четвертый фактор. 

Капли для носа: нарушают ли они пост?  Ученые нового времени относительно этого вопроса рассуждают по-разному.

Согласно первому мнению: применение таких капель нарушает пост. Их доводы: В хадисе, упомянутом Лакитом ибн Сабурой, Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал ему: «Когда совершаешь гусл (полное омовение), прополоскай нос водой тщательно, а если постишься, то не делай так, то есть не втягивай воду сильно».

Таким образом, это показывает, что нос является дорогой к желудку. Поэтому считаетcя, что Пророк саллаллаху алайхи васаллам запрещал капать воду в нос.

На основе запрещения нашим Пророком саллаллаху алайхи васаллам сильного втягивания воды в нос лежит и запрещение ввода любого вещества в нос. Потому что и в случае втягивания количество воды, попадающей в нос, будет незначительным.

Сторонники второго мнения утверждают: такие капли не нарушают пост. Их доводы: количество воды (капля воды равна 0,06 см. куб.), остающейсяво рту после полоскания, и количество воды, попадающей в желудок при закапывании в нос препарата, в сравнении незначительно.

 После попадания этих капель в нос и их дальнейший проход в желудок является затруднительным. Даже если они и попадут в желудок, то будут составлять незначительное количество. По этой причине это количество является простительным.

Более того, истинное требование — это правильное совершения поста. А нарушение поста этим путем сомнительно. Истинное требование, в свою очередь, заключается в том, чтобы сохранить пост на должном уровне. Явная вещь не отвергается сомнительным.

Оба мнения равнозначны по обоснованности.

Пятый фактор. 

Спреи для носа.

Положение этого вопроса аналогично вопросу о спреях для полости рта, то есть спреи для носа не нарушают пост. 

Шестой фактор.

Блокирование чувствительности (анестезия).

Оно[а1] делится на несколько видов:

1. Блокирование на несколько часов чувствительности не всего тела человека, а его отдельных частей с применением ингаляционного наркоза.

То есть больной нюхает газообразное вещество, которое воздействует на его нервные клетки, в результате чего тот теряет чувствительность.  В этом случае, пост не нарушится, так как газобразное вещество, попадающее в организм, не содержит в себе питательных веществ.

2. Блокирование чувствительности по китайскому методу.

Этот метод осуществляется путем направления сухой иглы в  подкожные чувствительные зоны. В результате, подобное укалывание возбуждает железы внутренней секреции, а эти железы способствуют выделению натурального морфия из организма, и тем самым больной теряет чувствительность.

В связи с тем, что это блокирует чувствительность не всего тела, а отдельной его части, пост не нарушится. Потому что при применении этого метода в желудок ничто не попадает.

3. Обезболивание части тела путем инъекции.

Это осуществляется путем ввода анестетика внутривенно. В результате, больной теряет чувствительность на некоторое время. Так как и в этом случае обезболивание является местным и не доходит до желудка, пост не нарушается.

4. Общее обезболивание всего тела человека.

В этом вопросе мнения ученых также расходятся. С давных времен ученые проводиоли дискуссии по вопросу: «Не нарушится ли пост человека, потерявшего сознание?» Здесь существуют два момента.

1. По мнению большинства ученых, если постящийся человек будет без сознания в течение всего дня и не приходит в сознание хотя бы в какую-то часть дня, то его пост не будет действительным.

Обоснование этому: Пророк саллаллаху алайхи васаллам рассказал хадисул кудсий: «Все деяния, совершенные детьми Адама, предназначены для него, только пост совершается для Меня, и Я Сам вознагражу его соответствующей наградой. Потому что, Мой раб воздерживается от питания и близости с женой в течение дня только ради Меня».

В этом хадисе имеется ввиду постящийся человек, который воздержался от питания и близости с женой. К человеку без сознания нельзя применить это значение (то есть человек без сознания не может совершать такие деяния сознательно, поэтому он не будет считаться постящимся).

2. Быть без сознания не в течение всего дня, а в течение определенной части дня. Здесь мнения расходятся.

Если человек придет в сознание в какой-то части дня, то его пост не нарушится. Этого мнения придерживаются Ахмад и Шафиъи. Но по мнению Малика пост нарушится.

По мнению Абу Ханифы рахматуллахи алайхи, если потерявший сознание человек придет в себя до того, как солнце достигнет своего зенита (чуть ранее начала времени зухр-намаза), то ему следует заново изъявить намерение о совершении поста, и тем самым его пост станет действительным, так как намерение о совершении поста должно быть сделано до начала времени зухр-намаза. Подобно тому, положение о потери сознания путем медицинского вмешательства сопоставляется с естественной потерей сознания, и положение для обоих случаев будет одинаковым.

Седьмой фактор. 

Применение капель в уши.

То есть, нарушится ли пост, когда в уши закапать средство, содержащее лечебные вещества, или нет?

Ученые прошлого обсуждали вопрос «лечения постящегося человека путем капания воды в уши».

Большинство из них утверждало, что его пост нарушится.

В ханбалитском мазхабе говорится, что если капли в уши доходят до носоглотки, то это нарушает пост.

Согласно другому мнению, пост не нарушится и основание для этого: капли в уши не доходят до носоглотки и даже если доходят, то не прямо, а через открытые поры в теле.

Согласно современной медицине: между ухом и носоглоткой нет прохода для жидкости, за исключением, если барабанные перепонки повреждены, то в этом случае капли в уши могут пройти в носоглотку. На этом основании, если барабанные перепонки будут целыми, капание в уши лечебных средств не нарушает пост.

Ситуация. Если барабанные перепонки повреждены, то положение данного вопроса будет схоже с капанием капель в нос, которое было приведено выше.

Восьмой фактор. 

Промывание ушей.

Положение данного вопроса идентично с положением о закапывании препаратов в уши. Однако ученые утверждают, что в случае промывания ушей, когда барабанные перепонки повреждены, пост нарушится из-за проникновения внутрь большого количества воды.

Следовательно, положение о промывании ушей подразделается на две части:

1. Если барабанные перепонки целые, то пост не нарушится.

2. Если барабанные перепонки повреждены, то пост нарушится из-за попадания большого количества воды.

Девятый фактор.

Глазные капли.

По этому поводу тоже ученые нашего времени высказывали различные мнения, и это связано с расхождением мнений по поводу вопроса, приведенного выше, а именно, нарушится ли пост при нанесении сурьмы на глаза.

Согласно первому мнению: пост не нарушится – это слова ханафитского и шафиитского мазхабов. Основание этому: между глазами и брюшной полостью нет прохода, и на этом основании, если постящийся человек наносит сурьму на глаза, то его пост не нарушится.

Приверженцы второго мнения: согласно маликитскому и ханбалитскому мазхабам нанесение сурьмы на глаза нарушает пост. Так как, по их мнению, между глазами и брюшной полостью есть проход.

Следовательно, ученые последующих времен тоже расходятся во мнении по вопросу применения глазных капель.

Первое мнение: применение глазных капель не нарушает пост и это обосновывается тем, что одна капля лекарства равна 1 см. куб=0,06г, и такое количество воды не доходит до желудка. Так как капля этого лекарства полностью всасывается при проходе  через слезные каналы, не доходит до глотки.

Если даже допустить, что капля дойдет до желудка, то ее количество будет очень незначительным, и такое количество считается простительным, это может быть сопоставимо с количеством воды, остающейся после полоскания рта. К тому же, нет никаких шариатских доказательств о запрещенности применения глазных капель.

Согласно второму мнению, глазные капли нарушают пост, как и сурьма.

Правильное мнение: применение этих капель не нарушает пост. Хотя медицина доказала, что между глазами и желудком имеется канал через носовой проход, однако эти капли всасываются еще при проходе по слезным каналам и в результате не доходят даже до глотки. Следовательно, они никак не доходят до желудка, и если даже доходят, то в очень незначительном количестве, и тем самым, по сопоставлению с количеством воды, остающейся во рту после полоскания, глазные капли являются простительными.

Однако сопоставление этих капель с сурьмой является неправильным.

1. Так как нет шариатских доказательств тому, что нанесение сурьмы нарушает пост. А приведенный выше хадис является слабым хадисом.

2. Сопоставление применения глазных капель с нанесением сурьмы, являющимся сомнительным положением, считается неправильным.

3. Доказательства сторонников первого мнения, приведенные выше, достаточны для утверждения, что сурьма не нарушает пост.

Десятый фактор. 

Медицинская прививка (инъекция).

Различают следующие виды инъекций:

1. Подкожная инъекция (введение лекарства).

2. Внутримышечная инъекция.

3. Внутривенная инъекция.

Согласно мнению ученых нового времени, среди этих инъекций введение щприцем не питательных лекарственных средств под кожу или в мыщцы не нарушает пост. Основание этому: истинное требование (правило) — это действительность поста, и нужны доказательства его нарушения. К тому же, такие инъекции не считаются питанием, в смысле приема пищи или воды и тому подобного. Однако, по поводу внутривенного введения общеукрепляющих лекарственных средств среди ученых имеются разногласия.

Первое убеждение: внутривенное введение питательных лекарственных средств нарушает пост. Это решение Исламской академии фикха. Основание: такое лекарство считается питанием в смысле приема пищи, так как принимавший такое лекарство человек обычно не испытывает нужду в еде.

Второе убеждение: такая инъекция не нарушает пост, так как это лекарство не поступает в желудок обычным путем. Если даже поступает, то поступает через каналы кожных пор, и это не попадает в брюшную полость, а это не подпадает под положение о приеме пищи.

Мнение, близкое к истине: такая внутривенная инъекция нарушает пост, ибо причина, которая приводит к нарушению поста — это не просто поступление чего-либо в желудок, а вообще питание всего тела, и здесь это осуществляется путем инъекции.

Ситуация. Лекарства, принимаемые больными, страдающими сахарным диабетом, путем инъекции, не нарушают пост.

Одиннадцатый фактор. 

Масла, кремы и бальзамы для кожи.

Под кожей человека находятся кровеносные сосуды. Они всасывают намазанное на кожу средство через поры, и этот процесс проходит очень медленно.

Согласно этому, нарушает ли пост средство, нанесенное на кожу?

Большинство факихов в прошлом утверждали, что это не нарушает пост. Решение Исламской академии фикха аналогично этому. Некоторые считают, что все ученые нового времени единогласны в том, что средства, наносимые на кожу, не нарушают пост.

Двенадцатый фактор.

Установка катетера для венозных сосудов.

Это тонкий шланг, вводимый в кровяной сосуд, который используется для ввода лекарства или для внутреннего осмотра.

Исламская академия фикха вынесла решение о том, что такой катетер не нарушает пост. Так как он не дает никакой пищи человеку и, во-вторых, не доходит до желудка.

Тринадцатый фактор.

Промывание почек, которое осуществляется двумя способами.

1. Промывание почек посредством прибора, так называемого «искуственные почки». Вся кровь в организме человека пропускается через этот прибор и прочищается от вредных веществ, и вводится обратно в организм человека через венозные сосуды.

Иногда в течение такого процесса приходится вводить питательные лекарства в организм человека.

Второй способ: вводится через брюшную стенку.

То есть над пуповиной вводится маленький катетер в брюшную стенку, и заливается 2 литра жидкости в брюшную полость. Эта жидкость содержит большое количество сахарозы. Через некоторое время жидкость высасывается, и такая процедура повторяется несколько раз в день.

Относительно того, нарушает ли пост такая процедура, мнения ученых нового времени расходятся.

Первое убеждение: такая процедура нарушает пост. Это фатва постоянного комитета по фатвам. Их доводы: при промывании почек кровь человека увеличивается за счет дополнительной чистой крови, также иногда в кровь вводят другие питательные вещества. Таким образом, на этом месте объединяются два фактора, влияющих на нарушение поста.

Второе мнение: эта процедура не нарушает пост.

Основание. По этому поводу нет явного  шариатского обоснования (аргумента). Однако, близкое к истине мнение это то, что такая процедура не нарушает пост.

Ситуация. Очищение самой крови не нарушает пост, однако при промывании почек наряду с фильтрацией крови, в нее дополнительно вводятся соли и некоторые питательные вещества. Поэтому такая процедура нарушает пост.

Четырнадцатый фактор. 

Средства, вливающиеся через половой орган женщины.

Например, нарушает ли пост промывание матки?

Этот вопрос ученые обсуждали как в древние времена, так и в наше время.

Согласно мнению ученых маликитского и ханбалитского мазхабов, а также некоторых ученых ханафитского мазхаба, если через половой орган (влагалище) будет влита жидкость, то ее пост не нарушится. Так как, между половым органом женщины и брюшной полостью не существует взаимосвязи.

Другого мнения придерживаются некоторые ученые ханафитского и шафиитского мазхабов. Согласно их мнению: в этом случае, пост женщины нарушится. Они обосновывают свое мнение тем, что имеется связь (проход, канал) между мочевым пузырьем и женским половым органом.

Современная медицина доказала, что между маткой женщины и ее брюшной полостью нет никакого прохода. Следовательно, вода или лекарственные средства, влитые в матку, не нарушают пост.

Пятнадцатый фактор.

Лечебные процедуры, проводимые через задний проход.

Они осуществляются по определенным медицинским показаниям, а именно снижение температуры, лечение болезней, таких как геморрой и другие.

Первое: клизма[а2]. По этому поводу ученые давних времен, то есть основатели четырех мазхабов утверждали, что клизма нарушает пост, так как при клизме жидкость доходит до брюшной полости.

Другого мнения придерживаются некоторые ученые захиритов и ханбалитов, согласно которым, такая процедура не нарушает пост, так как клизма не дает никаких питательных веществ, а наоборот выводит все, что в желудке, и это подобно нюханию чего-то, облегчающему недуг. Кроме того, жидкость не доходит до желудка.

Ученые нового времени также придерживались различных мнений на основе вышеприведенных разногласий.

Имеется ли связь между задним проходом и желудком?

По мнению тех, кто говорят, что пост нарушается: задний проход связан с прямой кишкой, а прямая кишка с толстой кишкой, следовательно, пост нарушается.

Шестнадцатый фактор.

Ректальное зеркало.

Иногда врач вводит ректальное зеркало в задний проход и таким способом обследует кишки. Положение шариата по этому поводу аналогично с положением о зеркале для обследования брюшной полости.

Семнадцатый фактор.

Зеркало, растворы или жидкости, вводимые в организм человека через внешние гениталии мужчины.

Нарушают ли пост эти средства?

Мнения ученых давнего времени по этому поводу.

Одного мнения придерживаются имамы ханафитского, маликитского и ханбалитского мазхабов, согласно которым при капании воды через отверстие уретры пост не нарушается, если даже вода доходит до мочевого пузыря. Их доводы: между половым органом мужчины и его брюшной полостью нет прохода.

Другого мнения придерживаются шафиъиты, согласно которым пост нарушается, так как между мочевым пузырем и брюшной полостью есть проход.

Современная медицина доказала, что между мочевыми путями и желудком нет никакой связи. Согласно этому, такие процедуры не нарушают пост.

Восемнадцатый фактор. 

Сдача крови (донорство).

Некоторые ученые утверждали, что сдача крови для донорства нарушает пост. Однако, согласно мнению большинства ученых, в том числе, представителей ханафитского мазхаба, сдача крови не нарушает пост. А это и есть наиболее действительное мнение. Однако, в целях предосторожности лучше, если постящийся человек не будет сдавать кровь, кроме случаев необходимости.

Девятнадцатый фактор. 

Сдача крови для анализа.

В этом случае пост не нарушится, так как это не относится к сдаче крови в донорских целях. Причиной этому является то, что сдача крови ослабляет организм, а для анализа не берется большое количество крови.

Двадцатый фактор.

Зубная паста.

Чистка зубов зубной пастой не нарушает пост, так как рот считается внешним органом. Однако зубную пасту лучше использовать после ифтара, так как она имеет сильное действие. Постящийся человек должен использовать мисвак или просто зубную щетку без нанесения зубой пасты.

Примечание. Представители каждого из мазхабов могут следовать фатвам, приведенным выше, однако знание самого достоверного решения свойственно только Всевышнему Аллаху.


[а1]Она? Анестезия?

[а2]Само определение клизма подразумевает только задний проход

Автор
islam.uz
Источник
islam.uz
Калит сўзлар: faktori-narushayushie-post
Статьи по теме
ВОПРОС Один мой собрат соблюдал пост. В один из дней он заболел, и в тот день он не смог поститься. Является ли это несоблюдение им поста по причине или беспричинным читать полностью

1608 15:03 / 28.06.2021
В месяце поста есть одна величественная ночь mdash .Ляйлятулькадр,, когда поклонение Всевышнему, как и любые благие деяния, даже на самом приземленном,бытовом уровне, читать полностью

9051 07:02 / 28.12.2016
Давайте поговорим об очень важном сейчас моменте, а именно приближению к Аллаху в благословенный месяц Рамадан.Выполнение следующих восьми вещей поможет нам в читать полностью

4521 07:07 / 28.12.2016
Алхамдулиллах, вот уже девятый день весь мир окутан светом благословенного Рамадана.Весь исламский мир соблюдает пост, предписанный милостью Всевышнего Аллаха в читать полностью

1990 15:03 / 28.06.2021
Спросите людей зикра
Вопрос Ассаламу алайкум Можно ли в нашей религии пересаживать волосы с других частей тела с затылка, с груди на облысевшие части головы Не является ли это харамным читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Мы знаем, что брак mdash это одно из величайших поклонений, и я слышал, что для каждого мужчины при заключении никаха дача махра является читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Я хочу поступить на учебу по графическому дизайну. Направление, которое я выбрал, это дизайн в сфере Маркетинга и рекламы. В этом читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Перед омовением, справив малую нужду, я прибегаю к кашлям, дабы избавиться от остаточной мочи. Тем не менее, меня одолевает васваса о том, читать полностью