Передается от Хафсы радияллаху анха, супруги Пророка саллаллаху алайхи васаллам:
Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
«Кто не вознамерился на пост перед рассветом, то у него нет поста».
Передали авторы «Сунанов», Ибн Хузайма и Ибн Хиббан. Последний назвал его сахихом.
Пояснение: Большинство улемов приводят данный хадис в качестве доказательства и говорят, что для предписанных (обязательных, фард) постов необходимо вознамериться до рассвета. Особенно при возмещении пропущенного поста обязательно ознамериться ночью. А при добровольном посте (нафл) можно вознамериться и до полудня.
Согласно ханафитскому мазхабу и на предписанный пост можно вознамериться до полудня, потому что соблюдение поста Рамадан является фардом для всех, все пребывают в постоянном нияте (намерении). Обновлять ежедневное намерение можно и до полудня.
Передается от Аиши радияллаху анха:
«Однажды ко мне вошел Пророк саллаллаху алайхи васаллам и сказал:
“Есть у вас что-нибудь?”
Мы сказали: “Нет”.
Сказал: “Тогда поистине я – постящийся”.
Потом он пришел к нам в другой день и мы сказали:
«О Посланник Аллаха! Нам дарован хайс».
Сказал: «Покажите его мне, ведь я проснулся постящимся» и поел.
Передали пятеро, кроме Бухари.
Пояснение: «Хийс» – это блюдо арабов, которое готовится из смеси фиников, сливочного масла, творожных шариков или муки.
Пользы, извлекаемые из этого хадиса:
1. Иногда в доме Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам не было ничего из еды.
2. Человек, не имевший вначале намерения держать пост, может вознамериться позже днем, при условии не совершения деяний, нарушающих пост.
3. Иногда домочадцам Пророка саллаллаху алайхи васаллам дарили еду.
4. Тот, кто держит пост нафл, волен в своих поступках и может нарушить его (разговляться) при желании.
Передается от Анаса радияллаху анху:
Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
«Совершайте сухур. Поистине, в сухуре - барака (благодать)».
Передали пятеро, кроме Абу Давуда.
Пояснение: Следовательно, сухур является благопристойное дело. Поэтому, как говорится в некоторых риваятах, нужно совершать сухур хоть глотком воды.
Передается от Амра ибн Асса радияллаху анху:
Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
«Разница между нашим постом и постом людей Книги – трапеза сухур».
Передали пятеро, кроме Бухари.
Пояснение: Этот хадис ещё более увеличивает важность сухура при посте. Оказывается, не делая сухур (отказываясь от сухура), человек может уподобляться людям книги.
Нам необходимо придерживаться этому хадису и совершать сухур постоянно, не ленясь.
Передается от Зайда ибн Сабита радияллаху анху:
«Мы совершили сухур с Пророком саллаллаху алайхи васаллам. Потом он встал на намаз.
Я сказал: “Сколько было между азаном и сухуром?”
Сказал: “В размере пятидесяти аятов”.
Передали два шейха и Тирмизи. У Насаи и Абу Давуда:
“Придерживайтесь сухура! Поистину это – благословенная еда”.
У Абу Давуда:
“Какой прекрасный сухур для правоверного – финики”.
Пояснение: Пользы, извлекаемые из этого хадиса:
1. Приветствуется совершать сухур коллективно, вместе (в джамаате).
2. Сухур желательно заканчивать до азана предрассветного намаза.
3. Между завершением сухура и азаном предрассветного намаза желательно оставлять промежуток в пятьдесят аятов.
4. Приветствуется придерживание сухура.
5. В сухура заключается барака.
6. Если возможно, то желательно совершать сухур финиками.
Передается от Ибн Аббаса радияллаху анху:
Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
«Берите помощь пищей сухура для дневного поста, а дневным сном (кайлулой) – для ночного бодрствованию”.
Передали Ибн Маджа, Хаким и Табарани.
Пояснение: Целью совершения сухура является подготовка и сбор сил для дневного поста. Если не делать сухур, человеку будет трудно держать дневной пост.
Также, затруднительно бодрствовать ночью и совершать ибадат, если не выспаться днем. Тот, кто хочет совершать ибадат ночью, должен выспаться в середине дня. Сон в середине дня на арабском называется “кайлула”.
Как видно, для выполнения ибадатов, предписанных Исламом, не обязательно мучить себя. Наоборот, нужно совершать ибадат с умом, без затруднения.
Передается от Сахла ибн Саъда радияллаху анху:
Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
«Не перестанут люди быть в добре, покуда спешат с разговлением (ифтаром)”.
Передали пятеро. Слова Абу Давуда:
“Не перестанет религия господствовать, покуда люди спешат с ифтаром, ибо иудеи и христиане откладывают его”.
У Тирмизи и Ахмада:
«Аллах азза ва джалла сказал: «Любимейшие рабы для Меня – спешащие с ифтаром»».
Пояснение: В данных преданиях есть призыв спешить к разговлению сразу с наступлением времени. Также здесь обещаются нижеследующие благости:
1. Люди будут постоянно пребывать в добре (благодати).
2. Религия Ислама будет господствовать.
3. Призыв стать одним из любимейших рабов Всевышнего Аллаха. Поэтому мы должны приучаться совершать разговление немедленно при наступлении времени ифтара.
Передается от Абу Атыйи радияллаху анху:
«Я зашел с Масруком к Аише и мы сказали:
«О мать правоверных, двое мужчин из сподвижников Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам, оба не уступают в благодеянии. Один из них спешит к ифтару и намазу. А другой откладывает ифтар и намаз.
Сказала: «Который из них спешит к ифтару и намазу?”
Мы сказали: “Абдуллах ибн Масъуд”.
Сказала: “Так поступал Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам”. Другой был Абу Муса.
Передали пятеро, кроме Бухари.
Пояснение: Табиъины Абу Атыйя и Масрук радияллаху анхума задумались о том, что двое из великих сподвижников поступают по-разному с ифтаром и намазом магриб (вечерним). Вместе с тем, они желают знать, который из двоих поступает правильно в соответствии с сунной. Они обратились с вопросом к нашей матери Аише радияллаху анха. Оказалось, что совершение ифтара и намаза магриб сразу же при наступлении времени были сунной Пророка саллаллаху алайхи васаллам.
Поэтому мы тоже должны приучаться к этому в нашей жизни. Когда подходит время, нам необходимо разговлятся и немного утолив голод, сразу же приступить к совершению намаза магриб.
Передается от Салмана ибн Áмира радияллаху анху:
Пророк саллаллаху алайхи ва салам сказал:
“Когда один из вас совершает ифтар, пусть разговляется финиками, ибо это барака. Кто же не найдет, то пусть разговляется водой, ибо она очищающая”.
Передали авторы «Сунанов».
Пояснение: В организме человека, державшего пост весь день, происходят большие изменения. Поэтому очень важно, чем разговляться при наступлении времени ифтара. Дело в том, что после голода, длившегося определенное время, воздействие первой принимаемой пищи очень огромно. С этой точки зрения финики или вода являются самыми приемлимыми.
Это утверждает даже современная наука. Многие ученые, проводившие научные эксперименты в этой области, которые не являются мусульманами и живут в странах, где на растут финики, утверждают, что разговляться лучше водой.
Мы, мусульмане, и без этих медицинских или других научных обоснований, должны следовать сунне Пророка саллаллаху алайхи васаллам и разговляться финиками или водой.
Передается от Анаса радияллаху анху:
«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам разговлялся свежими финиками перед тем, как совершал намаз. Если не было свежих фиников, то разговлялся сушеными финиками. А если не было, то делал несколько глотков воды”.
Передали Абу Давуд и Тирмизи. У Тирмизи:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам разговлялся зимой сушеными финиками, а летом – водой».
Пояснение: В этих преданиях также речь идет о том, чем лучше разговляться. Подчеркивается, что в этом деле финики и вода являются основными продуктами.
Ханафитские ученые, внимательно изучившие все факты касательно мустахабов поста, назвали нижеследующие деяния в качестве мустахабов поста:
1. Совершение сухура чем-нибудь, хотя бы глотком воды. Оттягивать сухур ближе к концу ночи.
2. Разговление сразу же после закáта, перед намазом магриб. Разговлятся предпочтительнее чем-нибудь сладким и сочным (свежим).
3. При разговлении возносить молитву (дуа) выражениями, переданными в достоверных риваятах.
4. Приветствуется устраивать трапезы ифтара для постящихся.
5. Совершение полного омовения (гусл) после половой близости, менструации и родов сразу, не откладывая до рассвета.
6. Воздерживание языка и тела от лишних слов и действий.
7. Желательно отказаться от удовольствий, не нарушающих пост.
8. Постящемуся следует проявлять заботу о членах семьи, родных и близких, увеличить благотворительность для сирот и неимущих.
9. Следует побольше читать Куръан, получать знания, делать зикр, читать салаваты.
Из "Книги о посте" серии "Хадисы и Жизнь"