Вопрос: Ассаламу алайкум! Я сейчас работаю в Турции. Меня интересует одно, в то же время это приводит меня в ярость. Хвала Аллаху! Да посчастливится и мне увидеть этот дом Аллаха! Люди совершают умру, но почему улемы, которые ведут и сопровождают их, не объясняют им? Я много раз видел, как люди совершают умру, совершая таваф обходят вокруг Каъбы, и при этом снимают себя на селфи и видео. Разве это правильно? Я подумал, что они едут рекламировать себя. Не превращается ли поездка для совершения умры в определитель социального положения для людей? Позволительно ли мне отругать их?
Ответ: Ва алайкум ассалам! Искренность и намерение к поклонению — условия для действительности поклонения. Также необходимо, чтобы оно совершалось таким образом, каким было велено шариатом. Вы не обижайте их.
عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ رَضِي اللهُ عَنْهُ عَنِ النَّبِيِّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ: إِنَّ أَوَّلَ النَّاسِ يُقْضَى يَوْمَ الْقِيَامَةِ عَلَيْهِ رَجُلٌ اسْتُشْهِدَ فَأُتِيَ بِهِ فَعَرَّفَهُ نِعَمَهُ فَعَرَفَهَا، قَالَ: فَمَا عَمِلْتَ فِيهَا؟ قَالَ: قَاتَلْتُ فِيكَ حَتَّى اسْتُشْهِدْتُ قَالَ: كَذَبْتَ وَلَكِنَّكَ قَاتَلْتَ لِأَنْ يُقَالَ جَرِيءٌ فَقَدْ قِيلَ، ثُمَّ أَمَرَ بِهِ فَسُحِبَ عَلَى وَجْهِهِ حَتَّى أُلْقِيَ فِي النَّارِ. وَرَجُلٌ تَعَلَّمَ الْعِلْمَ وَعَلَّمَهُ وَقَرَأَ الْقُرْآنَ فَأُتِيَ بِهِ فَعَرَّفَهُ نِعَمَهُ فَعَرَفَهَا، قَالَ: فَمَا عَمِلْتَ فِيهَا؟ قَالَ: تَعَلَّمْتُ الْعِلْمَ وَعَلَّمْتُهُ وَقَرَأْتُ فِيكَ الْقُرْآنَ، قَالَ: كَذَبْتَ وَلَكِنَّكَ تَعَلَّمْتَ الْعِلْمَ لِيُقَالَ عَالِمٌ، وَقَرَأْتَ الْقُرْآنَ لِيُقَالَ هُوَ قَارِئٌ فَقَدْ قِيلَ، ثُمَّ أَمَرَ بِهِ فَسُحِبَ عَلَى وَجْهِهِ حَتَّى أُلْقِيَ فِي النَّارِ. وَرَجُلٌ وَسَّعَ اللهُ عَلَيْهِ وَأَعْطَاهُ مِنْ أَصْنَافِ الْمَالِ كُلِّهِ فَأُتِيَ بِهِ فَعَرَّفَهُ نِعَمَهُ فَعَرَفَهَا، قَالَ: فَمَا عَمِلْتَ فِيهَا؟ قَالَ: مَا تَرَكْتُ مِنْ سَبِيلٍ تُحِبُّ أَنْ يُنْفَقَ فِيهَا إِلَّا أَنْفَقْتُ فِيهَا لَكَ، قَالَ: كَذَبْتَ وَلَكِنَّكَ فَعَلْتَ لِيُقَالَ هُوَ جَوَادٌ فَقَدْ قِيلَ، ثُمَّ أَمَرَ بِهِ فَسُحِبَ عَلَى وَجْهِهِ ثُمَّ أُلْقِيَ فِي النَّارِ. رَوَاهُ مُسْلِمٌ وَالتِّرْمِذِيُّ وَالنَّسَائِيُّ
Передается от Абу Хурайры радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
“Поистине, первый человек, кому в Судный день будет объявлен приговор
— это человек, ставший шахидом. Он будет приведен и (Аллах) покажет (ему) блага, которыми наделил (его). Он узнает их. Затем (Аллах) спросит:
— Что ты сделал ими?
— Я сражался во имя Тебя, пока не стал шахидом, — ответит он.
— Ты соврал! Ты сражался, чтобы называться «храбрым», таким и назвался», — скажет Он.
Затем Он прикажет, его повлекут ничком и сбросят в Ад. Другой человек изучал науки и обучал наукам, а также читал Куръан. Так, его приведут и (Аллах) покажет (ему) блага, которыми наделил (его). Он узнает их.
Затем (Аллах) спросит:
— Что ты сделал ими?
— Изучал науки, обучал наукам и читал Куръан ради Тебя, —– скажет он.
— Ты соврал. Ты изучал науки, чтобы называться ученым, читал Куръан, чтобы называться чтецом Куръана (кари). Так ты и назвался, — скажет Он.
Затем Он прикажет, его повлекут ничком и сбросят в Ад. Еще один человек, кому Аллах уширил удел и дал ему все виды богатств. Так, его приведут и (Аллах) покажет (ему) блага, которыми наделил (его). Он узнает их.
Затем (Аллах) спросит:
— Что ты сделал ими?
— Я не оставил ни одного пути, что Ты любишь, и делал в них пожертвования ради Тебя, — ответит он.
— Ты соврал! Ты делал это, чтобы называться щедрым, так и назвался, — скажет Он.
Затем Он прикажет, его повлекут ничком и сбросят в Ад”».
Передали Муслим, Тирмизи и Насаи.
Пояснение: Этот хадис передал Абу Хурайра радияллаху анху. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам излагал в этом хадисе о печальном исходе рийа в трех сферах жизни, где она совершается больше всего. Этим Он призывает свою умму остерегаться совершения рийа. Давайте ознакомимся с содержанием хадиса основательно, детально:
«Поистине, первый человек, кому в Судный день будет объявлен приговор».
Известно, что в Судный день будет вынесен справедливый приговор в отношении каждого человека в зависимости от свершенных им деяний в этом мире, не оставляя без внимания даже крупинку. Если говорить о том, кому будет вынесен приговор первым, а кому в последующем, то это будут три категории лиц, упомянутые в этом хадисе:
1. Воин, совершающий рийа.
2. Ученый или чтец Куръана, совершающий рийа.
3. Богатый, совершающий рийа.
В хадисе подробно повествуется, как в Судный день будут обращаться с этими тремя категориями лиц:
1. «это человек, ставший шахидом. Он будет приведен и (Аллах) покажет (ему) блага, которыми наделил (его). Он узнает их».
Иными словами, человек, умерший в этом мире как шахид, будет приведен в Судный день к Всевышнему Аллаху. Аллах по одному представит его вниманию каждое благоденствие, которое Он даровал ему в этом мире, для опознания. Он узнает все блага и признается в этом. Тогда Аллах спросит его:
«Что ты сделал ими?».
Иными словами, Он спросит: «раз Я тебе дал столько благ, что же ты с ними делал». А он в ответ скажет:
«Я сражался во имя Тебя, пока не стал шахидом».
Он скажет: «пользуясь данными Тобой благами, воевал ради Тебя с врагами веры. Был убит в бою и стал шахидом (погибшим за веру)».
«Ты соврал! Ты сражался, чтобы называться «храбрым», таким и назвался», — скажет Он.
То есть, твои слова «Я сражался во имя Тебя, и в итоге стал мучеником» являются ложью. На самом деле ты воевал для того, чтобы называться храбрым.
Ты и был назван людьми храбрым. Что ты намеревался достичь, то тебе и досталось. И скажет ему, что он будет наказан за непроявление ихласа к Аллаху и за совершение рийа.
«Затем Он прикажет, его повлекут ничком и сбросят в Ад».
Какой плачевный исход! Несмотря на то, что человек совершил самое великое дело, участвовал в сражении, пожертвовал своей жизнью, он попадет в такое жалобное состояние из-за отсутствия искренности в намерении и из-за совершения деяния не ради Аллаха — а из-за своей рийа! В Судный день ангелы протащат его лицом ниц и сбросят в Ад.
2. «Другой человек изучал науки и обучал наукам, а также читал Куръан».
Вторым, кому будет вынесен приговор в Судный день из этих трех категорий, является человек, проживший свою жизнь в этом мире, изучая науки, обучая наукам и читая Куръан. Это тоже великое деяние. Деяние, за которое в Исламе обещаны величайшие звания, и которое мусульмане оценят очень высоко. Все почитают ученых и чтецов Куръана, восхищаются ими. В разговорах говорят, как такой-то был хорошим ученым, был великолепным кари. Некоторые люди питают теплые чувства именно к этим разговорам. С мыслью «пусть люди и меня назовут выдающимся ученым, большим наставником, великолепным кари», он изучает науки, обучает наукам и читает Куръан.
Но достигнет ли такой человек того звания, которого достигли настоящие ученые, наставники и чтецы Куръана?
Давайте услышим от Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, чего добился тот человек:
«Так, его приведут и (Аллах) покажет (ему) блага, которыми наделил (его). Он узнает их».
Иными словами, он будет приведен к Всевышнему Аллаху. Затем Аллах покажет ему те благоденствия, которые Он дал ему в этом мире. Увидев благоденствия, он узнает их и подтвердит, что в этом мире они были даны ему. Затем Всевышний Аллах спросит:
«Что ты сделал ими?»
«Изучал науки, обучал наукам и читал Куръан ради Тебя», — скажет он.
Он будет утверждать, что все свои деяния в этом мире, в частности, обретение знания, обучение знаниям и чтение Куръана, он делал ради довольства Аллаха. Однако Всезнающий Всевышний Аллах опозорит его так же, как опозорил и предыдущего.
«Ты соврал. Ты изучал науки, чтобы называться ученым, читал Куръан, чтобы называться чтецом Куръана (кари). Так ты и назвался, — скажет Он».
«Ты изучал знание не ради Меня. Ты соврал, сказав «учился знаниям ради Тебя». Ты обрел знание для того, чтобы люди говорили «такой-то стал ученым». Ты читал Куръан не ради Меня. Ты соврал. Ты читал Куръан ради того, чтобы люди называли тебя чтецом Куръана. И ты достиг своего намерения. Люди назвали тебя ученым и чтецом Куръана», — скажет Он.
«Затем Он прикажет, его повлекут ничком и сбросят в Ад».
Какой плачевный исход! Этого человека ожидал жалкий конец, хотя он сделал самое благочестивое дело, изучал науки, обучал наукам и читал Куръан. Труд ученого называют «рыть иглой колодец». Потому что его намерение не было искренним, не было у него ихласа. Все это он делал не ради довольства Аллаха. Он проявлял рийа. И в итоге, в Судный день ангелы протащат его лицом ниц и сбросят в Ад.
3. «Еще один человек, кому Аллах уширил удел и дал ему все виды богатств».
Здесь речь идет о третьем человеке из тех трех категорий лиц, кому будет первым вынесен приговор в Судный день. Всевышний Аллах дал ему в этом мире много богатств. Это тоже очень щепетильный момент. Трата имущества ради благого дела, ради Аллаха — это большая честь. Такое дело достойно всяких похвал. Мусульмане чрезвычайно почитают щедрых, состоятельных людей, завидуют им в хорошем смысле. Щедрость богатых широко восхваляется мусульманами. Но некоторые питают алчность к восхвалениям людей и из-за своей чрезвычайной алчности забывают про ихлас. Они раздают милостыню не ради довольства Аллаха, а в поисках людской похвалы. Разве будут они наравне с теми, кто давал милостыню искренне ради Аллаха? Какое отношение ожидает его в Судный день?
«Так, его приведут и (Аллах) покажет (ему) блага, которыми наделил (его). Он узнает их».
Так же, как и два его предшественника, в Судный день будет приведен к Аллаху и тот, кто прожил в этом мире зажиточную жизнь, купался в неге благосостояния, обладал различными видами богатств.
Затем Аллах покажет блага, данные ему в этом мире. Тот увидит эти дары, узнает их и признает, что они были дарованы ему в этом мире Аллахом. Затем будет спрошено:
«Что ты сделал ими?».
На этот вопрос Всевышнего Аллаха он станет оправдываться:
«Я не оставил ни одного пути, что Ты любишь, и делал в них пожертвования ради Тебя», — ответит он.
«О Господь мой! Все, что Ты дал мне в богатство, я потратил на все любимые Тобой пути, ради Твоего довольства», — скажет он. Всевышний Аллах неспроста задал ему этот вопрос. Он прекрасно знает о всех его деяниях. Однако Аллах хотел засвидетельствовать это его же языком, и таким способом изложить ему о неправедности его деяния. После такой лжи раба Аллах скажет:
«Ты соврал! Ты делал это, чтобы называться щедрым, так и назвался».
Иными словами, Он скажет: «Ты соврал, когда сказал «сделал ради Тебя». Если ты раздавал милостыню из того, что Я дал тебе, то это ты сделал ради того, чтобы люди называли тебя щедрым. Действительно, тебя так и назвали».
«Затем Он прикажет, его повлекут ничком и сбросят в Ад».
Какой печальный исход! На самом деле этот человек совершил хорошее деяние. Потратил свое состояние на пути, любимые Аллаху. Однако его намерение не было искренним, он совершил все деяния не ради довольства Аллаха, не проявляя ихлас к Всевышнему Аллаху. Это была рийа. Он жертвовал милостыню с тем, чтобы люди называли его щедрым. Итог получился согласно его намерению. Люди похвалили его. Он не намеревался достичь довольства Аллаха, так Аллах и не стал доволен им. Из-за того, что он допустил рийа в трате благ, Аллах приказал протащить такого непослушного раба лицом ниц и сбросить в Ад.
Следовательно, в Судный день первыми будут приговорены в Ад люди из этих трех категорий. Теперь поразмыслим о пользе, вытекающей из этого хадиса:
1. Необходимо избегать рийа, не следует даже близко подходить к мысли «пусть люди скажут то-то или то-то».
2. Воин должен воевать не ради людских слов, чтобы его потом называли храбрым, а ради довольства Аллаха.
3. Человек должен учиться или обучать только ради достижения довольства Аллаха, а не для того, чтобы называться людьми «ученым».
4. Человек, читающий Куръан, должен читать его не ради получения звания «кари» в глазах людей, а ради довольства Аллаха.
5. Человек, дающий милостыню на праведные пути, должен делать это не ради того, чтобы люди называли его «щедрым», а ради довольства Аллаха.
6. Во всех действиях должен присутствовать ихлас к Всевышнему Аллаху.
7. Аллах не примет деяния, совершенные с проявлением рийа.
Как же мы нуждаемся в мудрости этого хадиса в нашей современной жизни! Почти во всех наших деяниях не хватает ихласа — чистосердечности, искренности. Почти во всех наших делах замешана рийа. Давайте рассмотрим упомянутые в этом хадисе деяния. К большому сожалению, есть те, кто очерняет имя воина. Некоторые считают, что их распоряжения, будучи воинами, заключаются не в джихаде на пути Аллаха, а в достижении власти. Есть люди, которые вообще не знают что такое джихад, и объявляют себя воином, даже не приблизившись к этому. Например, рассмотрим вопрос обретения знаний и обучения других. По этому поводу мы не можем утверждать, что не существуют действующие во имя Аллаха. Однако, предостаточно тех, кто совершает рийа. Очень много тех, кто изучает и обучает знанию не ради Аллаха, а ради диплома, ради ученой степени, ради достижения славы среди людей. Возможно, именно поэтому все еще не достигнут ожидаемый результат от изученного и обученного знания. Схожая ситуация и в чтении Куръана. У некоторых людей бытует мнение, будто чтение Куръана существует только для оценки и восхваления людьми.
Не будет, наверное, преувеличением, если скажем, что в сегодняшней жизни наиболее часто рийа встречается в процессе траты денег. Рийа часто допускается даже в пожертвовании милостыни. Мало тех, кто дает из своего имущества и денег с ихласом, как указано в шариате. Уже открыто высказываются намерения «пусть люди увидят, пусть люди услышат, пусть люди узнают».
Это все показывает, насколько мы удалились от нашего вероисповедания, от Сунны нашего Пророка саллаллаху алайхи васаллам! Если мы хотим достичь настоящего благополучия, то мы должны соблюдать предписания нашего вероисповедания во всем. Мы должны совершать деяния только ради довольства Аллаха, отбросив всякую рийа, оставив намерение делать что-либо ради людских оценок. Только тогда наши деяния будут полезны нам в обоих мирах. (Из книги «Хадисы и жизнь»).
وَعَنْهُ عَنِ النَّبِيِّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ: تَعَوَّذُوا بِاللهِ مِنْ جُبِّ الْحَزَنِ، قَالُوا: يَا رَسُولَ اللهِ وَمَا جُبُّ الْحَزَنِ، قَالَ: وَادٍ فِي جَهَنَّمَ تَتَعَوَّذُ مِنْهُ جَهَنَّمُ كُلَّ يَوْمٍ مِائَةَ مَرَّةٍ، قُلْنَا: يَا رَسُولَ اللهِ وَمَنْ يَدْخُلُهُ؟ قَالَ: الْقُرَّاءُ الْمُرَاءُونَ بِأَعْمَالِهِمْ
Передается от него же:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Просите защиты Аллаха от Джуббул Хазан.
Люди спросили:
— О Посланник Аллаха, что такое Джуббул Хазан?
Он саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Джуббул Хазан — это долина в Аду. От нее даже (стражи) Ада каждый день сто раз просят защиты.
Люди спросили:
— О Посланник Аллаха, а кто войдет в нее?
Он саллаллаху алайхи васаллам сказал: — Чтецы Куръана, совершающие своими деяниями рийа».
Пояснение: Этот хадис также передается от Абу Хурайры радияллаху анху. Пророк саллаллаху алайхи васаллам призывает быть осторожными особенно в тех сферах, где вероятность явления рийа велика. Куръан — слово Аллаха. Чтецу Куръана обещаны великие звания, бесконечные воздаяния и награды. Куръан занимает в сердцах мусульман отдельное место, пользуется особым уважением и почтением. Поэтому все, что касается Священного Куръана, отдельно почитается мусульманской уммой. Некоторые люди, предаваясь именно этому, забывают о необходимости чтения Куръана ради Аллаха и переходят в рийа.
В этом хадисе говорится, насколько может быть плачевным исход такого заблуждения. Но об этом не говорится сразу и напрямую. Сначала слушатель подготавливается к полному восприятию этого смысла. В начале слова Пророк саллаллаху алайхи васаллам говорит:
«Просите защиты Аллаха от Джуббул Хазан».
«Джуббул Хазан» дословно можно перевести как «Колодец печали». Пророк саллаллаху алайхи васаллам, наставляя сподвижников, рекомендовал им просить покровительства, защиту у Всевышнего Аллаха от зла Джуббул Хазан. Оказывается, Джуббул Хазан не столь известен. Даже сподвижники не знали, что он из себя представляет. Поэтому они спросили:
«О Посланник Аллаха, что такое Джуббул Хазан?». Пророк саллаллаху алайхи васаллам коротко ответил на этот вопрос:
«Он саллаллаху алайхи васаллам сказал: «Джуббул Хазан — это долина в Аду. От него даже (стражи) Ада каждый день сто раз просят защиты».
Известно, что стражи Ада, являясь сильными, грубыми и беспощадными ангелами, выполняют работу, связанную с мучением обитателей Ада и подобные относящиеся к Аду работы. Совершенно ясно, что они не поддаются чувствам по пустякам и мало чего боятся. Однако, оказывается, что Джуббул Хазан является таким страшным и ужасным местом, что даже сами ангелы, являющиеся сторожами Ада, от страха по сто раз в день просят у Всевышнего Аллаха защиту. Теперь понятно, что собой представляет Джуббул Хазан и еще больше проясняется необходимость просить защиту от него. Вместе с тем, возникает вопрос, кто же войдет в него. Поэтому люди спросили:
«О Посланник Аллаха, а кто войдет в него?».
Истинная цель заключалась в этом. Теперь же наступило время сказать истину:
«Он саллаллаху алайхи васаллам сказал: «Чтецы Куръана, совершающие своими деяниями рийа». Значит, в Джуббул Хазан войдут те, кто читают Куръан не ради Аллаха, а ради восхвалений людей, чтобы те говорили «такой-то является хорошим кари, красиво читает Куръан, делает так, делает эдак!».
Насколько к тяжелым последствиям может привести чтение слов Аллаха, если при этом не было ихласа, но былоа рийа. Польза, извлекаемая из этого хадиса: 1. В Аду есть долина под названием Джуббул Хазан. 2. Нужно просить защиты Аллаха от попадания в Джуббул Хазан. 3. Даже ангелы, назначенные слугами Ада, сто раз в день просят защиты Аллаха от попадания в Джуббул Хазан. 4. Позволительно задавать вопросы об услышанном, если не знаешь, что это такое. 5. Позволительно задавать вопросы о том, кто может войти в Ад и в некоторые известные его места. 6. В долину Джуббул Хазан в Аду войдут кари, совершающие рийа. 7. Рийа— это крайне опасное и скверное деяние. Если мы не знали об этом раньше, теперь знаем. Мы должны незамедлительно перейти к соблюдению положений этого хадиса. Мы должны читать Куръан только ради довольства Аллаха. Если настолько страшен исход рийа в чтении Куръана, то каковы будут последствия рийа в других деяниях? (Из книги «Хадисы и жизнь»). Валлаху аълам.
Коллегия «Спросите людей зикра»