Способность — иститаъат и его виды
«Не поддающийся детальному описанию иститаъат творений это такая их способность-возможность, для которой сопутствие деяния обязательно (ваджиб). Она — эта способность подобна наделению человека силой и возможностью достичь какого-либо результата [осуществить что-либо] и она проявляется посредством деяния [то есть при выполнении определенного действия].
Однако иститаъат, зависимый от здоровья, приволья, возможностей, а также от достатка причин и средств, проявляется до совершения деяния.
Призывы (повеления шариата) обращены именно к этому иститаъату. Всевышний Аллах сказал: «Не возлагает Аллах на душу ничего, кроме возможного для нее»[1].
Иститаъат (способность) — сила, мочь, дар, возможность.
Пояснение: Знайте, что слова иститаъат (способность), выносливость, мочь, возможность очень близки друг к другу по значению. Каждое из этих взаимозаменяющих слов может употребляться вместо другого. Все эти слова приведены в Священном Куръане:
И на тех, которые затрудняются [в выносливости соблюдать] его — фидйа (выкуп) — накормление бедняка» (сура «Бакара», аят 184).
«Не возлагает Аллах на душу ничего, кроме возможного для нее» (сура «Бакара», аят 286).
«И бойтесь Аллаха, насколько способны [вы]» (сура «Тагабун», аят 16).
«Нет, Мы мощны в том, чтобы восстановить кончики его пальцев» (сура «Кийама», аят 4).
Иститаъат бывает двух видов.
Иститаъат первого вида — это иститаъат, имеющийся до совершения какого-либо деяния.
Он состоит из достаточности здоровья, возможностей, приволья, причин и средств.
Такой иститаъат связан с шариатскими положениями, повелениями и отвращениями (запретами), а также с наказанием, если оставит их.
То есть если наличествует этот иститаъат, то выполнение шариатских положений для человека обязательно.
Доказательством служат следующие аяты:
«И перед Аллахом на людях — совершение хаджа Дома, кто способен на путь к нему» (сура «Áли Имран», аят 97).
Всевышний Аллах определил фардом совершать паломничество — хадж для тех людей, кто в состоянии совершить его. То есть предписал фардом для тех, кому позволяет здоровье, у кого имеется материальная возможность и средства для совершения хаджа.
Того, кто не совершит хадж из-за отсутствия одного из этих условий, Аллах не накажет.
«И бойтесь Аллаха, насколько способны [вы]» (сура «Тагабун», аят 16).
Всевышний Аллах предписал человеку ваджибом бояться Его — проявлять перед Ним таква, по мере возможностей, насколько человек способен это сделать. Кто же не сможет проявлять богобоязненность, то есть остерегаться запретов Аллаха, по причине отсутствия такого состояния, тот не станет грешным.
«А кто не способен — то кормление шестьдесяти бедняков» (сура «Муджадала», аят 4).
Всевышний Аллах приводит в Священном Куръане следующие слова мунафиков:
«Если бы мы могли, непременно вышли бы с вами!» (сура «Тауба», аят 42).
В этих аятах под словом иститаъат — быть способным — подразумевается целостность-сохранность причин, средств и наличие возможностей у человека.
Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал Имрану ибн Хусойну: «Совершай намаз стоя. Если ты не в состоянии [не способен], то — сидя, если не в состоянии [не способен] и на это, то — лежа на боку».
Передал Бухари.
Упоминаемый в этом хадисе иститаъат — это также целостность причин и средств.
Иститаъат второго вида — это иситаъат, имеющийся при совершении деяния.
Он состоит из возможности выполнения своей задачи совершением дела.
Доказательством служат следующие аяты:
«Не были [они] в состоянии услышать и не были [в состоянии] увидеть» (сура «Худ», аят 20).
То есть у них не было возможности, мочи совершить действие (дело). У них не было мочи, способности увидеть и услышать, хотя имели условия и средства для этого.
Слова Всевышнего Аллаха от имени правоверного человека в рассказе о Мусе алайхиссалам:
«Сказал: “Поистине, ты не способен [наравне] со мной утерпеть”» (сура «Кахф», аят 67).
И в этом аяте говорится об отсутствии мочи, которая должна сопутствовать процессу терпения. А причины и средства терпения у Мусы алайхиссалам были.
Разделение иститаъата на два вида и стремление придерживаться срединного пути есть путь Ахлус сунна вал джамаа.
Иститаъат, зависящий от здоровья, мочи, возможностей человека, а также наличия причин и средств, связан с воззванием — шариатскими повелениями и обязанностями.
«Не возлагает Аллах на душу ничего, кроме возможного для нее».
Доказательства ученых Ахлус сунна вал джамаа в пользу того, что деяния человека сотворены Всевышним Аллахом:
«Аллах — Творец каждой вещи» (сура «Зумар», аят 62).
«Поистине, Аллах над всякой вещью Могущественен!» (сура «Бакара», аят 20).
«И не пожелаете, кроме как [если] пожелает Аллах» (сура «Инсан», аят 30).
Когда даже желания людей сотворяются Аллахом, о деяниях можно и не говорить.
Так как произвольные деяния являются составной частью и плодом (результатом) желания. И когда Всевышний Аллах на каждую вещь способен, что же сможет сделать Его бессильным в сотворении человеческих деяний?
Если подумать, то происходящие в человеке процессы бывают двух видов.
Первый вид: такие процессы, как содрогание, дрожь, биение сердца, которые не зависят от его воли, возможностей. Они не являются его деяниями, а являются его свойствами — сифатами.
Второй вид: процессы, которые зависят от воли и возможностей человека и к которым относятся все произвольные движения (действия). Им даются такие определения, как свойство, деяние, поступок человека.
Аллах является Творцом произвольных и всех других деяний человека.
Из книги "Суннитские Вероубеждения"