1445 год 22 Зулкаъда | 2024 год 30 май, четверг
Регионы:
ЎЗ UZ RU EN AR
Статьи

Имам Абу Мансур ал-Матуриди

18:30 / 25.06.2019 5248 Режим чтения + -
..

Имам Абу Мансур Мухаммад ибн Мухаммад ибн Махмуд ал-Матуриди родился, вырос, учился и работал в Самарканде. Умер в 333 году хиджры. Он придерживался ханафитского мазхаба и являлся учеником ученика Имама Аъзама (Нуъмана ибн Сабита, то есть Абу Ханифы) — имама Мухаммада ибн Хасана рахматуллахи алайхи по двум линиям, то есть его учителями были ученики имама Мухаммада.

Имам Абу Мансур Мухаммад ибн Мухаммад ибн Махмуд ал-Матуриди рахматуллахи алайхи был шейхом Ахлус сунна вал джамаъа в Маварауннахре[1]. Ввиду того, что в этих краях мазхаб Ахлус сунна вал джамаъа преобладал, он не участвовал в различных течениях и направлениях, как это имело место в случае с имамом ал-Ашъари. Напротив, с самого начала ему удавалось идти по умеренному пути. В своей деятельности он при необходимости опирался на накл (доводы шариата), а когда требовалось, основывался и на акл (рационализм).

  Имам Абу Мансур ал-Матуриди рахматуллахи алайхи призывал к шариату, к которому призывали факихи[2] и мухаддисы[3]. Ал-Матуриди имел огромную известность, и по этой причине все в Маварауннахре с вопросами обращались именно к нему. У него брали уроки по таким наукам, как фикх, усулул фикх[4] и другим.

 Когда имам Абу Мансур ал-Матуриди рахматуллахи алайхи написал книги «Китабул джадал» по науке усул (усулул фикх) и «Маъахизуш шарийъа» по фикху, его слава возросла еще больше. После этого, прославившись в илмул калāм, имам Абу Мансур ал-Матуриди рахматуллахи алайхи стал предводителем мазхаба жителей Хорасана.

Мазхаб имама Абу Мансура ал-Матуриди рахматуллахи алайхи в исламском вероучении приравнивался к мазхабу Абул Хасана ал-Ашъари.

Имам Абу Мансур ал-Матуриди рахматуллахи алайхи написал еще ряд книг, в том числе такие как «Китабур радди ъалал‑Каъби ал-муътазили», «Китаб авхамул муътазила», «Китабур радди ъалал-муътазила», «Китабур радди ъалал-каромита», «Китабур радди ъалар-рофида», «Китабут тавхид» и «Таъвилату ахлис сунна».

Шейх Мухаммад Абдуху, сравнивший акийды двух выдающихся имамов мазхаба Ахлус сунна вал джамаъа, установил, что стороны имеют противоречия почти по тридцати вопросам. Тем не менее, как отметил шейх Мухаммад Абдуху, большинство ученых утверждали, что эти противоречия просматривались лишь в словах, а суть акийды обоих имамов была полностью идентична.

 Некоторые улемы-мухаккики[5] отмечают, что между Матуриди и Ашъари существует отличие в основном в трех вопросах.

 Первое отличие: ал-Ашъари отрицает (нафи) состояние (хал) и поэтому, по его мнению, дополнительные качества (сифати заида) считаются отсутствующими. Матуриди же называет их утвердившимися (сабит). 

Второе отличие: имам Абу Мансур ал-Матуриди рахматуллахи алайхи говорит: «Качество таквин[6] существует, оно объемлет каждое создание». Ашъари говорит, что качество с таким названием не существует.

 Третье отличие: Вопрос об увеличении или уменьшении иймана. Ашъариты говорят: «Ийман увеличивается и уменьшается». Матуридиты говорят: «Ийман не увеличивается и не уменьшается‎».

Кроме того, их мнения расходились в вопросах относительно благого воздаяния и наказания, а также свободы воли.

 В своих толкованиях имам Абу Мансур ал-Матуриди рахматуллахи алайхи оспаривал мнения муътазилитов, хавариджитов, рафидитов, каррамитов[7], джахмитов, мушаббихитов[8], астрологов, гадальщиков и других, давал свои опровержения им всем. Он поддерживал мазхаб Ахлус сунна вал джамаъа.

 

Позднее выдающимися учеными в области акоид стали имам Газзали, Саъдуддин Тафтазани, имам Тахави, имам Умар Насафи и другие.

Сегодня заново налажен процесс изучения науки акоид, создания трудов по акийде на основе использования книг древних ученых и с учетом требований современности. Об этом были написаны множество книг.

Написано множество книг, такие как книга шейха Абдулхамида Саиха «Акийдатул муслим ва маа ятаъаллаку бихи» (Вероубеждение мусульманина и относящиеся к нему вопросы), книга учителя Абдуррахмана Хабаннакала Майдани «Акийдатул исламийа ва усусуха» (Исламские вероубеждения и их основы), книга доктора Мухаммада Саъида Рамадана Бути «Кубро якийниятил кавния» (Величайшая вера вселенной), книга шейха Мухаммада Газзали «Акийдатул муслим» (Вероубеждение мусульманина), книга шейха Саййида Сабика «Ал-Акоидул исламийа» (Исламские вероучения).

В этих современных книгах авторы попытались изложить мусульманам современного мира их же убеждения легкодоступным путем. Именно с такой же идеей мы начали свой скромный труд. Да поможет нам в этом Всевышний Аллах!

Из книги «Суннитские вероубеждения. Основы исламской веры»


  [1] Маварауннахр (досл. «то, что за рекой, заречье») — территория нынешней Средней Азии.

[2] Факих — учёный в области мусульманского права (фикха), обладающий знанием и способностью самостоятельно прояснять какой-либо вопрос из источников.

[3] Мухаддис — ученый в области науки хадисоведения.

[4] Усулул фикх (اصول الفقه) — досл. «основы фикха»; наука, изучающая правила усердного извлечения (истинбат) положений по практическим деяниям в шариате из детальных аргументов и доказательств.

[5] Улемы-мухаккики — ученые, проверяющие и исследующие что-либо досконально до понимания истинной сути вещей.

[6] Таквин — качество таквин означает сотворение всего словом Кун — «будь!». То есть каждая вещь сотворена словом Кун — «будь» Всевышнего Аллаха. Качество таквин Всевышнего Аллаха — э?? ????????? ????? ?? ??? ?????????то появление вещей по Его повелению Кун — «Будь!».

[7] Каррамиты — одна из глубоко заблудших групп людей, которые, с одной стороны, наподобие мушаббихитов и захиритов опирались на буквальном понимании смыслов аятов Священного Куръана, с другой стороны в вопросах вероубеждения выдвигали крайне противоречащие с истинной акийдой Ислама идеи, главным образом, утверждая о материализации божества и исключая зависимость явлений материального мира от предустановления божества.

[8] Мушаббихиты (арабс. мушаббиха, или ахлут ташбих — «люди, допускающие ташбих») — т.н. антропоморфисты, общее название последователей ответвленного направления в Исламе; мушаббихиты — распутники, которые позволяли себе отожествление так или иначе некоторых сифатов Всевышнего Аллаха с качествами созданий. В этом отношении мушаббихиты представляют собой противоположность христиан, которые отожествляют создание — Ийсу алайхиссалама с Создателем и приписывают ему сифаты божества, воспринимают его как божество и тем самым допускают ширк. Мушаббихиты опирались на буквальном понимании смыслов аятов Священного Куръана. К этой категории людей также относятся байаниты, джаваликиты, каррамиты, шииты-зурариты, крайние шииты (мугириты, мансуриты, хаттабиты). В этом вопросе наиболее крайними противниками ахлут ташбиха являлись муътазилиты.

..
Автор
Шейх Мухаммад ­Садык Мухаммад Юсуф
Источник
islom.uz
Статьи по теме
.  аяты 116 117   Еще одна причина, по которой повелевается не следовать неверным любых категорий, описывается в следующем аяте 116. И сказали они «Взял Аллах читать полностью

3742 04:16 / 05.01.2017
.Однажды в университете профессор задал студенту вопрос. Профессор Бог хороший Студент Да. Профессор А дьявол хороший ... Студент Нет. Профессор Верно. Скажи мне, читать полностью

3514 04:29 / 06.01.2017
.Лев Николаевич Толстой 18281910 гг. гениальный русский писатель, мыслитель, внесший огромный вклад в русскую литературу и историю. Он более известен нам как читать полностью

4728 05:37 / 03.01.2017
Замира снова вышла во двор. Уже похолодало. Обратно войдя в дом, она начала класть рис для плова. Она уже долго возилась с готовкой, дешевый рис давал о себе знать. читать полностью

2872 19:40 / 25.06.2017
Спросите людей зикра
Вопрос Ассаламу алайкум Можно ли в нашей религии пересаживать волосы с других частей тела с затылка, с груди на облысевшие части головы Не является ли это харамным читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Мы знаем, что брак mdash это одно из величайших поклонений, и я слышал, что для каждого мужчины при заключении никаха дача махра является читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Я хочу поступить на учебу по графическому дизайну. Направление, которое я выбрал, это дизайн в сфере Маркетинга и рекламы. В этом читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Перед омовением, справив малую нужду, я прибегаю к кашлям, дабы избавиться от остаточной мочи. Тем не менее, меня одолевает васваса о том, читать полностью