Результаты научных исследований в области религии показывают, что религиозность как общечеловеческое качество в равной мере присуща и нашим древним предкам, и нынешним поколениям.
Ни один народ до сих пор не существовал без религии. Мы уже отмечали: такие понятия, как Бог, вера заложены в самой природе человека, и они даны ему внешней сверхъестественной силой, Создателем, Богом, Аллахом.
Один из крупнейших ученых, поддерживающих и развивающих эту идею, шотландец Эндрю Лэнг (Andrew Lang, 1844 – 1912) отмечал:
«Каждый человек живет с мыслью о том, что все сущее в мире имеет первопричину. Этого уже достаточно для того, чтобы быть верующим. Ибо, коль скоро существует мир, есть у него и Творец. Каждый непременно придет к выводу о существовании Творца тех вещей, которых он, человек, не умеет создавать.
Недаром в жизни всех поколений человечества существуют такие понятия, как отец, хозяин, господин.
При первобытнообщинном строе первичное религиозное убеждение было в первозданно чистом виде. Впоследствии оно обросло и перемешалось с легендами».
Теория происхождения религии Эндрю Лэнга долгое время оставалась непризнанной. Ее правильность получила подтверждение лишь после того, как был разработан метод исторической антропологии. Специалист в этой области, знаток этнографии индоевропейцев профессор Венского университета Леопольд фон Шредер обосновал наличие у этой древнейшей расы идеи о высшем Божестве. Как определил фон Шредер, религия у них зиждилась на трех основах: преклонение перед природой; поклонение духам покойных предков; преклонение перед старшим Творцом, Богом добра. Но этот ученый не изложил, какая из этих трех основ самая древняя.
Тот же культ «старшего Бога», Творца всего сущего и всемогущего распределителя судеб, подтверждается, например, исследованиями обычаев древних индейцев Калифорнии доктора Кребера (Kroeber, Alfred Louis, 1876 – 1960).
Естественность веры, ее древнейшее происхождение и возрождение у каждого нового поколения отмечается многими учеными.
В частности, Доктор Поль Кларенс проницательно замечает: «Человек постоянно ощущает наличие более сильного, чем у себя, ума, более высокого, чем собственное, мастерства. Это и приводит к вере в Бога».
Конечно, нельзя не признать, что Бог – всегда есть и будет Тайной, Он и дела Его сокрыты от наших глаз. Человеку нелегко обосновать существование Аллаха при помощи одних только материальных аргументов. Вот почему для укрепления веры, наряду с вещественными, должны быть и духовные свидетельства. Иначе говоря, мы достигнем полной веры только в том случае, если к своей просвещенности в материальных сторонах этого бескрайнего мира прибавим еще свои чувственные, сокровенные ощущения и состояния, любовь, а также присущие истинному человеку лучшие, высокие духовно-нравственные качества.
В точности, скрупулезно определить все причины веры миллионов и миллионов разумных людей в Творца, разумеется, невозможно, да и вряд ли вообще нужно. Это ведь тоже одна из Его тайн. Но вера сама по себе уже есть сильнейшее доказательство существования Аллаха. И такая истина тоже выражена в Куръане.
В частности, в суре «Рум» указывается:
ﯔ ﯕ ﯖ ﯗﯘ ﯙ ﯚ ﯛ ﯜ ﯝ ﯞﯟ ﯠ ﯡ ﯢ ﯣﯤ ﯥ ﯦ ﯧ ﯨ ﯩ ﯪ ﯫ ﯬ ﯭ ﯮ ﯯ ﯰ ﯱ ﯲ ﯳ ﯴ ﯵ ﯶ ﯷ ﯸ
«Обрати же свой лик к религии будучи ханифом. (Это) – врожденное естество, с которым Аллах сотворил людей. Нет изменения творению Аллаха. Это – безупречная религия, но большинство людей не знают! Будучи возвращаю-щимися к Нему, бойтесь же Его, и безупречно совершайте намаз, и не будьте из многобожников!» (аяты 30-31).
Итак, Куръан подчеркивает, что религия присутствует в самой сути человека, он рождается предрасположенным к вере в Творца всего мира и в единство Создателя. Оказываясь наедине с самим собой, человек всегда задумывается о существе и смысле жизни и неминуемо приходит к этому. Однако многие люди, к сожалению, не задумываются о собственной природе, в том числе недопонимают, что религиозность также заложена в них. К осознанию такой особенности приходят только те, кто глубоко мыслит, живет напряженной внутренней жизнью. И эту великую способность нам тоже дал Бог, а необходимость ее провозглашает Куръан.
Известно, что в самые трудные моменты своей жизни каждый, вольно или невольно, обращается за помощью к Богу. Хотя бы это уже является доказательством религиозной составляющей в природе человека. Упоминавшийся ученый Моррисон писал: «С первых дней своей истории по сегодняшний день человек ищет личность, которая была бы сильнее и выше его самого, что тоже является подтверждением присущей человеческой природе религиозности. Эту истину подчеркивает и наука».
Как видно, научные исследования нашего века, посвященные изучению религий, доказали теорию Куръана. Чувство веры в Аллаха, Творца свойственно человеческой натуре с самого начала. Уже это является доказательством того, что Куръан является словом Аллаха.