
Всевышний Аллах говорит: «А те, которые не судят согласно тому, что ниспослал Аллах, – они и есть неверные» («Маида», аят 44). «Воистину, тех, кто скрывает ниспосланные Нами ясные знамения и истинное руководство, после того как Мы разъяснили все это людям в Писании, проклянет Аллах и проклянут проклинающие» («Бакара», аят 159). Талха ибн Убайдуллах передал слова Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, который сказал: «Намаз правителя, который не правит по закону, ниспосланному Аллахом, не будет принят»174.
Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал: «Из трех судей в Рай попадет один, а двое – в Ад. Попадет в Рай тот судья, кто знает истину и действует по ней. Из попавших в Ад первый – это тот, кто знает истину, но не поступает по ней, а второй – тот, кто не знает истину и выносит решения по своему незнанию»175.
Автор считает, что это предупреждение касается тех судей, которые принимают решения, не опираясь на слова Всевышнего Аллаха и Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. Когда Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал: «Из трех судей в Рай попадет один, а двое – в Ад»176, сподвижники спросили: «О Посланник Аллаха! В чем вина незнающего?», на что Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам ответил: «Он не должен быть судьей, не имея должных знаний»177. Этот хадис имеет подтверждение.
Но есть хадис более достоверный: Маъкал ибн Синан передает слова Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, который сказал: «Любого из моей уммы, выносящего несправедливое решение по любому вопросу, Аллах бросит в Огонь»178.
Передает Абу Хурайра радияллаху анху: «Быть судьей подобно тому, чтобы быть зарезанным без ножа»179.
По словам Пророка саллаллаху алайхи васаллам, тот судья, который направит все усилия и старания на поиск доказательств, будет опираться не на свое мнение, а на найденные доказательства, непременно получит вознаграждение: «Если судья для вынесения решения приложит все усилия и старания, и при этом решение будет правильным, то он получит два вознаграждения. Если, несмотря на все усилия и старания, решение будет неправильным – то одно»180. Пророк саллаллаху алайхи васаллам связал получение вознаграждения с приложением усилия. Если же судья будет выносить решение, не прилагая усилий, а копируя чье-то мнение, то сказанное выше не будет его касаться. Вынесение решения судьей в гневе запрещено, особенно если этот гнев направлен против врага. Проявление у судьи таких качеств, как недостаток знаний, дурной характер, отсутствие богобоязненности усугубляют его положение. В таких случаях он обязан уйти с этой должности и оградить себя от Огня.
174. Хаким, Мустедрек, Китаб-уль-Ахкам, 4/89.
175. Хаким, Мустедрек, Китаб-уль-Ахкам, 4/90.
176. Хаким, Мустедрек, Китаб-уль-Ахкам, 4189, 4/90.
177. Хаким, Мустедрек, Китаб-уль-Ахкам, 4/90; Абу Давуд, Китаб-уль-Акзийа, 3573.
178. Хаким, Мустедрек, Китаб-уль-Ахкам, 4/90-91.
179. Абу Давуд, Китаб-уль-Акзийа, 3571; Тирмизи, Китаб-уль-Ахкам, 1325.
180. Бухари, Китаб-уль-И’тисам, 7354; Муслим, Китаб-уль-Акзийа, 1716.
Имам Захаби
«Большие грехи»