Всевышний Аллах говорит: «А те, которые не судят согласно тому, что ниспосз з лал Аллах, – они и есть неверные» (аль-Маида, 44).. «Воистину, тех, кто скрывает ниспосланные Нами ясные знамения и истинное руководство, после того как Мы разъяснили все это людям в Писании, прокляз з нет Аллах и проклянут проклинающие» (аль-Бакара, 159). Талха бин Убейдуллах передал слова Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллам), который сказал: «Намаз правителя, который не правит по закону, ниспосланному Аллахом, не будет принят»174.
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллам) сказал: «Из трех судей в рай попадет один, а двое – в ад. Пох х падет в рай тот судья, кто знает истину и действует по ней. Из попавших в ад первый – это тот, кто знает истину, но не поступает по ней, а второй – тот, кто не знает истину и выносит решения по своему незнах х нию»175.
Автор считает, что это предупреждение касается тех судей, которые принимают решения, не опираясь на слова Всевышнего Аллаха и Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллам). Когда Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллам) сказал: «Из трех судей в рай попадет один, а двое – в ад»176, сподвижники спросили: «О Посланник Аллаха! В чем вина незнающего?», на что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллам) ответил: «Он не должен быть судьей, не имея должных знах х ний»177. Этот хадис имеет подтверждение.
Но есть хадис более достоверный: Маъкал бин Синан передает слова Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллам), который сказал: «Любого из моей уммы, выносящего несправедливое решение по любому вопросу, Аллах бросит в огонь»178.
Передает Абу Хурайра (радыйаллаху анху): «Быть судьей подобно тому, чтобы быть зарезанх х ным без ножа»179.
По словам Пророка (саллаллаху алейхи ва саллам), тот судья, который направит все усилия и старания на поиск доказательств, будет опираться не на свое мнение, а на найденные доказательства, непременно получит вознаграждение: «Если судья для вынесения решения приложит все усилия и старания, и при этом решение будет правильх х ным, то он получит два вознаграждения. Если, несмох х тря на все усилия и старания, решение будет непрах х вильным – то одно»180. Пророк (саллаллаху алейхи ва саллам) связал получение вознаграждения с приложением усилия. Если же судья будет выносить решение, не прилагая усилий, а копируя чье-то мнение, то сказанное выше не будет его касаться. Вынесение решение судьей в гневе запрещено, особенно если этот гнев направлен против врага. Проявление у судьи таких качеств как недостаток знаний, дурной характер, отсутствие богобоязненности усугубляют его положение. В таких случаях он обязан уйти с этой должности и оградить себя от Огня.
174. Хаким, Мустедрек, Китаб-уль-Ахкам, 4/89.
175. Хаким, Мустедрек, Китаб-уль-Ахкам, 4/90.
176. Хаким, Мустедрек, Китаб-уль-Ахкам, 4189, 4/90.
177. Хаким, Мустедрек, Китаб-уль-Ахкам, 4/90; Абу Дауд, Китаб-ульАкзийа, 3573.
178. Хаким, Мустедрек, Китаб-уль-Ахкам, 4/90-91.
179. Абу Дауд, Китаб-уль-Акзийа, 3571; Тирмизи, Китаб-уль-Ахкам, 1325.
180. Бухари, Китаб-уль-И’тисам, 7354; Муслим, Китаб-уль-Акзийа, 1716
Имам Захаби
«Большие грехи»
..