1442 йил 1 сафар | 2020 йил 19 сентябрь, суббота
Регионы:
ЎЗ UZ RU EN AR

Обязательность хаджа

Всевышний Аллах сказал:

«И перед Аллахом на людях – обязательство совершить хадж к Дому, тем, кто в состоянии изыскать путь. А кто не уверовал - то поистине, Аллах - Ненуждающийся от миров!» (Сура «Áли Имран», аят 97).

Этим аятом поклонение хадж стало фардом. Как видно из самого содержания, хадж не становится фардом для всех. Хадж является обязательным только «тем, кто в состоянии изыскать путь». Кто же они? Это те, кто практически здоров, имеет достаточные средства для поездки, свыше потребностей своей семь и домочадцев, чья дорога безопасна. Если это женщина, то она должна иметь с собой махрама – спутника из ближайших родственников, с кем нельзя вступить в брак.

Каждому мусульманину, достигшему уровня, чтобы выполнить все эти условия, становится фардом совершение хаджа один раз в жизни. Мусульманин, не совершивший хадж, имея возможности для этого, совершает большой грех. Именно поэтому в конце аята говорится:

«А кто не уверовал - то поистине, Аллах - Ненуждающийся от миров!»

Всевышний Аллах не нуждается в поклонениях Своих рабов. Если кто-либо, имея возможность, не совершит хадж, то Аллах не нуждается в его поклонении. Но не исполнение хаджа при наличии возможности приравнивается к куфру.

В одном из хадисов сказано:

«Тот, кто имея возможность, не совершит хадж, пусть умрет по своему усмотрению – хоть иудеем, хоть христианином».

Поклонение хадж является ежегодным общим собранием мусульман. Раз в году они собираются в центре, откуда на них изливается свет истины, и получают много полезного.

* * *

Передается от  Абу Хурайры радияллаху анху:

«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сделал нам проповедь и сказал:

«О люди! Поистине, Аллах объявил для вас хадж фардом. Так, совершайте же хадж!»

Тогда один человек спросил:

«Каждый ли год, о Посланник Аллаха?»

Он саллаллаху алайхи васаллам молчал, пока тот трижды не повторил этот вопрос. Затем Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:

«Если бы я сказал «да», то это стало бы обязательным (ваджиб) и вы бы не были способны к этому. Оставьте меня в покое от того, в чем я оставил вас. Погибли те, кто был до вас, из-за обилия  вопросов и разногласий со своими пророками. Когда я велю вам чему-либо, берите это, насколько сможете. Когда же запрещаю вам что-либо, оставьте его».

Передали Муслим, Насаи и Термизи.

Пояснение: В этом хадисе речь идет о том, что правоверному мусульманину, изыскавшему для этого возможности и выполнившему все условия, является фардом совершение хаджа один раз в жизни.

Вместе с тем, еще раз подчеркивается, что Ислам – религия облегчения. Если бы Всевышний Аллах захотел, Он бы мог сделать фардом совершение хаджа ежегодно. Однако Милостивый к своим рабам Господь сделал это поклонение для человека фардом только один раз в жизни.

Также из этого хадиса становится известно, что нехорошо поднимать в качестве вопроса предмет, не описанный в шариате. Раз уж шариат не включил в себя какой-либо вопрос, не стоит его дознаваться этого вопросами «а что будет, если..». Иначе человек может навлечь трудности на свою голову.

«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сделал нам проповедь и сказал:

«О люди! Поистине, Аллах объявил для вас хадж фардом. Так, совершайте же хадж!»

Тогда один человек спросил:

«Каждый ли год, о Посланник Аллаха?»

Он саллаллаху алайхи васаллам молчал, пока тот трижды не повторил этот вопрос. Затем Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:

«Если бы я сказал «да», то это стало бы обязательным (ваджиб) и вы бы не были способны к этому. Оставьте меня в покое от того, в чем я оставил вас».

Да, всего одним словом можно было возложить на мусульманскую умму огромное затруднение до самого Судного дня. Но Аллах проявил милость и Пророк саллаллаху алайхи васаллам не ответил утвердительно. Наоборот, он дал общее наставление, как поступать в таких случаях, и известил, чем подобное дело может закончиться:

«Погибли те, кто был до вас, из-за обилия  вопросов и разногласий со своими пророками».

Поэтому мусульманская умма, беря пример с живших прежде народов, не должна задавать Пророку саллаллаху алайхи васаллам много вопросов и не допускать разногласий. И после Пророка саллаллаху алайхи васаллам также не следует задавать много вопросов улемам – наследникам Пророка саллаллаху алайхи васаллам и не вступать в разлад с ними.

«Когда я велю вам чему-либо, берите это, насколько сможете. Когда же запрещаю вам что-либо, оставьте его».

Значит, повеление следует исполнять по мере сил. Однако никто не вправе злоупотреблять этим положением. Например, есть повеление совершать намаз. Никто не может заявить, что способен совершать только утренний намаз и отказаться от других намазов. Для него является фардом совершение всех обязательных намазов. Но будет неправильным спрашивать для него, есть ли другие обязательные намазы, кроме известных пяти.

Следует избегать все, что запрещено. И в этом деле никто не вправе сказать, что не будет исполнять непосильное для него, и совершать все остальное.

Полезные выводы, извлекаемые из этого хадиса:

1. Хадж является фардом.

2. Не является фардом ежегодное исполнение хаджа.

3. Обилие вопросов и разногласия ведут к погибели.

4. Шариатские повеления следует исполнять по мере сил.

5. Следует полностью отказаться от запрещенных деяний.

* * *

Передается от Ибн Аббаса радияллаху анху:

Акраъ ибн Хабис спросил:

«О Посланник Аллаха! Хадж каждый год или один раз?»

(Пророк саллаллаху алайхи васаллам) сказал: «Нет. Только один раз. Кто совершит больше, будет хадж нафл (добровольный, дополнительный)».

Передали Абу Давуд, Насаи, Ахмад ва Хаким.

Пояснение: Хадж является фардом не каждый год, а один раз в жизни. Кто же совершит хадж после обязательного, это будет для него нафл.

* * *

Передается от него же:

«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:

«Кто вознамерился на хадж, пусть поспешит».

Передали Абу Давуд и Ахмад. Имам Ахмад добавил:

«Потому что его может сразить недуг, он может потерять средство передвижения  или может возникнуть уважительная причина».

Пояснение: Исходя из этого хадиса, многие улемы считали, что хадж становится фардом для человека, как только у него появляется на то возможность. Также улемы говорили, что нельзя его отсрочить.

Однако Имам Абу Юсуф, Имам Мухаммад и другие говорили, что дозволено и отсрочить на некоторый срок, так как Пророк саллаллаху алайхи васаллам совершил хадж на десятом году хиджры, хотя хадж был объявлен фардом с пятого или шестого года хиджры.

 

Передается от  Али радияллаху анху:

«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:

«Тому, кто не совершит хадж, имея зод и рахилу, что доведет его до дома Аллаха (Байтуллаха) – без разницы, умрет он иудеем или христианином. Это - согласно слову Аллаха в Своей книге: «И перед Аллахом на людях – обязательство совершить хадж к Дому, тем, кто в состоянии изыскать путь».

Пояснение: Как видим из этого хадиса, большим грехом считается не совершение хаджа, имея на это возможность. Итак, человек, изыскавший возможности и выполнивший условия хаджа, должен поспешить скорее совершить это великое поклонение – хадж. Если же, упаси Аллах, он умрет, не успев совершить хадж в силу разных возникших различных причин, то уйдет из жизни лишенным огромного блага и счастья. Если мы обратим внимание на толкование священного хадиса, увидим, что человек, не совершивший хадж без уважительных причин, имея возможность, не только лишается благ и счастья, но и оказывается в крайне тяжелом положении, потому что становится ослушником, не исполнившим повеление Аллаха. Слова «зод» и «рахила» будут разъяснены в пояснении следующего хадиса.

 

Передается от Ибн Умара  радияллаху анху:

«Один человек пришел к Посланнику саллаллаху алайхи васаллам и спросил:

«Посланник Аллаха! Что делает хадж обязательным (ваджиб)?

(Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам) сказал: «Зод и рахила».

Эти два хадиса передали Тирмизи и Ахмад.

Пояснение:

«Зод» - средства, достаточные для пропитания и быта на поездку в хадж и обратно.

«Рахила» – дорожные расходы, достаточные для поездки в хадж и обратно.

Совершение хаджа становится обязательным только тем, кто располагает всем необходимым. В первую очередь это средства на пропитание и средства передвижения. Разумеется, должны быть выполнены и все другие условий.

 

Передается от Ибн Аббаса радияллаху анху:

«Люди Йемена приезжали в хадж без провизии и говорили, что они - уповающие (на Аллаха). А достигнув Мекки, начинали попрошайничать у людей. Тогда Всевышний Аллах ниспослал аят: «И запасайтесь. И поистине, лучший запас – таква (богобоязненность)».

Передали Имам Бухари и Абу Давуд.

Пояснение: Согласно другому преданию, йеменцы говорили: «Мы же совершаем хадж в Дом Аллаха, неужели Он оставит нас голодными?». Эти слова противоречат исламскому учению. К тому же, это можно понять так, как будто хадж совершается как одолжение Аллаху. Именно поэтому Всевышний Аллах призывает Своих рабов запасаться, чтобы совершить хадж, но напоминает, что нужно питаться как материальной, так и духовной пищей и быть богобоязненными.

Руководствуясь этим священным хадисом, каждый человек, совершающий хадж или умру, должен взять с собой в достаточном количестве как духовной, так и материальной провизии.

Из «Книги о хадже и умре»

Виды и обряды хаджа. Ифрод

Поклонения, касающиеся хаджа и умры, в шариате называют «нусук».

Эти поклонения подразделяются на три вида – ифрод, таматтуъъ и киран. В них совершаются следующие деяния: ихрам, таваф, саъй, стояние в Арафате, ночевка в Муздалифе, пребывание в Мино, бросание камней.

ИФРОД

Ифрод – первый вид хаджа, в котором совершается только сам хадж.

* * *

Передаётся от Аиши радияллаху анха:

«Посланник Аллаха саллалаху алайхи васаллам совершил хадж муфрад».

Передали пятеро, кроме Бухари. Слова Муслима:

«(Он алайхиссалам) произнес талбию на хадж муфрад».

* * *

Передаётся от неё же:

«В год прощального хаджа мы вышли в путь вместе с Пророком саллалаху алайхи васаллам. Одни из нас намеревались совершить умру, другие – хадж и умру, а третьи – (только) хадж. Посланник Аллаха саллалаху алайхи васаллам намерился совершить хадж. Но те, кто вознамерился на хадж или совместил хадж и умру, не вышли из ихрама, пока не наступил день жертвоприношения».

Передали пятеро, кроме Тирмизи.

Пояснение: Значит, среди тех, кто в год прощального хаджа вышли вместе с Пророком саллалаху алайхи васаллам, были вознамерившиеся совершить все три вида поклонения хадж. Одни вознамерились на хадж ифрод, другие – на киран, а третьи – на таматтуъ. Те, кто вознамерлся на ифрод и киран, не снимали ихрам. А вознамерившиеся на таматтуъ вышли из ихрама после совершения умры и снова завязали ихрам по наступлении сезона хаджа. Эти положения действуют и по сей день.

* * *

В предании Джабира:

«Посланник Аллаха саллалаху алайхи васаллам и его сподвижники вознамерились совершить хадж муфрад».

Пояснение: Джабир радияллаху анху передал то, что он увидел или услышал. Ничего удивительного в этом нет.

Человек, вознамерившийся совершить хадж муфрад, прибывает в Мекку и совершает таваф и саъй, а затем дожидается наступления дней хаджа, не снимая ихрама. Он снимает ихрам после исполнения всех обрядов хаджа. Для него не обязательно закалывать жертвенное животное. Поэтому те, кто не имеет возможности заколоть живность, намереваются совершить хадж ифрод.

(продолжение следует...)

Из "Книги о хадже и умре"

Виды и обряды хаджа. Таматтуъ

Следующий вид совершения хаджа - это таматтуъ.

Передаётся от Ибн Аббаса радияллаху ‎анху:‎

‎«У него спросили о хадже таматтуъ. Тогда он ‎сказал:‎

‎«Мухаджиры, ансары и пречистые супруги ‎Пророка саллалаху алайхи васаллам ‎вознамерились в прощальном хадже и ‎произнесли талбию. Когда мы прибыли в ‎Мекку, Посланник Аллаха саллалаху алайхи ‎васаллам сказал:‎

‎«Сделайте свою талбию, произнесенную вами ‎на хадж, умрой, кроме тех, кто повесил ‎отметину (на живность, предназначенную для ‎пожертвования)». ‎

Затем мы совершили таваф байта, совершили ‎саъй между Сафой и Марвой, сошлись с ‎женщинами и надели одежды. Он (Посланник ‎саллалаху алайхи васаллам) сказал:‎

‎«Кто повесил отметины (на предназначенную ‎для закалывания живность), поистине, не ‎дозволены ему «…пока не достигнут ‎жертвенные животные места заклания» (Сура Бакара, аят 196).

Затем велел нам в вечером (дня) Тарвии ‎‎(Посланник саллалаху алайхи васаллам) ‎произносить талбию с намерением на хадж. ‎Когда мы придем, освободившись от своих ‎манасиков и совершим таваф Байта и (саъй ‎между) Сафой и Марвой, потом завершится ‎наш хадж. И (останется) на нас живность (для ‎жертвоприношения), как сказал Всевышний  ‎Аллах:‎

‎“...То, что доступно из жертвенных ‎животных. ‎Кто же не нашел, то пост три дня в хадже и ‎семь, когда вы возвратились...” в свои города.‎

Достаточно (одной) овцы. Совместили два ‎нусука (поклонения) в году: хадж и умру. ‎Поистине, Аллах ниспослал это в Своей книге, ‎а Его Пророк сделал это сунной и сделал ‎мубахом (разрешенным) для нежителей Мекки. ‎Всевышний Аллах сказал: «‎Это для тех, чья ‎семья не была постоянно ‎проживающими в ‎Заповедной мечети».‎

Передали трое.‎

Пояснение: Из этого предания вытекает, что ‎человек, вознамерившийся совершить хадж, в ‎случае, если он не пригнал жертвенную живность, ‎может обратить свое намерение из хаджа в умру, ‎выйти из ихрама и совершить таматтуъ. Теперь ‎при наступлени дня тарвия он сделает новое ‎намерение на хадж и завязывает ихрам.‎

Таматтуъ – это совершение в период хаджа ‎сначала умру, а затем хаджа. Люди джахилии ‎‎(времен невежества) считали совершение умры в ‎дни хаджа самым порочнейшим делом. Вопреки ‎им в Исламе это было поощрено и рекомендовано. ‎Всевышний Аллах ниспослал об этом такой аят: ‎

‎“А тот, кто насладился умрой до хаджа - то, что ‎доступно из жертвенных ‎животных”. ‎

Это означает, что если нет к этому препятствий, ‎если враг не преграждает ваш путь, а поклонение ‎исполняется сполна в мире и спокойствии, если ‎вы после умры, выйдя из ихрама, наслаждаетесь ‎всеми мирскими благами как в обычное время, то ‎вам следует совершить жертвоприношение из ‎животных, доступных вам. Это обстоятельство ‎называется в шариате «таматтуъ», что в переводе ‎означает «воспользование», «наслаждение», ‎‎«блаженство». В таком случае человек, ‎намерившийся совершить хадж, при завязывании ‎ихрама намеревается сначала на умру. ‎

По прибытии в Благословенную Мекку, после ‎тавафа Байтуллаха и совершения саъйа между ‎Сафой и Марвой, он выходит их ихрама. До ‎наступления времени хаджа он может ‎наслаждаться всеми благами, запретными для ‎ихрама. ‎

В восьмой день месяца Зул-хиджжа, при ‎наступлении времени хаджа, этот человек ‎намеревается на хадж, завязывает ихрам и ‎начинает совершать поклонения хаджа. В ‎благодарность того, что за одно паломничество ‎совершил два поклонения, а в период между ‎умрой и хаджем наслаждался запретными для ‎ихрама удовольствиями, он совершает ‎жертвоприношение, которое он может себе ‎позволить. ‎

‎“...Кто же не нашел, то пост три дня в хадже и ‎‎семь, когда вы возвратились - те десять ‎полных‎”‎

Итак, если у человека, кто совершает таматтуъ, ‎нет живности для пожертвования, если он беден, ‎то он может поститься в течение трех дней в ‎период хаджа – в срок с момента завязывания ‎ихрама для умры до дня Ийдул Адха. ‎

Улемы говорили, что этот пост лучше держать в ‎течение трех дней до дня арафа. После ‎возвращения из хаджа человек постится еще семь ‎дней у себя на родине, что составляет всего десять ‎дней.‎

‎«‎Это для тех, чья семья не была постоянно ‎‎‎проживающими в Заповедной мечети».‎

Значит, совершение таматтуъ и связанных с ним ‎деяний велено не всем. Например, нельзя ‎совершать таматтуъ живущим на территории ‎Заповедной мечети. ‎

* * *

‎Передаётся от Абу Джамры аз-Зубаъи ‎радияллаху анху:‎

‎«Я совершил таматтуъ. Люди запретили меня ‎от этого. Я спросил у Ибн Аббаса. Тот повелел ‎мне совершить это (таматтуъ). Затем я пошел к ‎Байту и заснул. Во сне ко мне подошел кто-то и ‎сказал: «Принятая умра, хадж мабрур!». ‎

Я пошел к Ибн Аббасу и сообщил ему о том, ‎что я увидел. Он сказал: «Аллах велик! Аллах ‎велик! (Это) сунна Абулкасыма саллалаху ‎алайхи васаллам!».‎

Передали Муслим и Бухари. Последний добавил:‎

‎«Ибн Аббас сказал мне:‎ ‎«Побудь при мне. Сделаю тебе долю из моего ‎имущества».‎ Я сказал: «Почему?»‎ Он сказал: «За сон, который ты увидел».‎

Пояснение: Здесь говорится о том, что ко сну ‎правоверного раба божьего подтвердила фетву ‎Ибн Аббаса радияллаху анху.‎

Этот случай, который передал Абу Джамра аз-‎Зубаъи радияллаху анху, произошел, когда ‎Абдуллах ибн Зубайр радияллаху анху правил ‎Благословенной Меккой. В те времена некоторые ‎люди распространили весть о том, что будто бы ‎нельзя вознамериться на таматтуъ. Сторонники ‎этого мнения призывали всех, кто вознамерился ‎на таматтуъ, не совершать его. Они предостерегли ‎и Абу Джамру аз-Зубаъи радияллаху анху от ‎таматтуъ. Тогда он спросил об этом у Абдуллаха ‎ибн Аббаса радияллаху анху, который лучше всех ‎разбирался в этих вопросах. Абдуллах ибн Аббас ‎радияллаху анху велел ему совершить таматтуъ.‎

Затем это подтвердилось и во сне. Абдуллах ибн ‎Аббас радияллаху анху очень обрадовался этому ‎сновидению, ибо это было опровержением ‎распространителям неверных слухов. Поэтому ‎Абдуллах ибн Аббас радияллаху анху даже хотел ‎вознаградить Абу Джамру аз-Зубаъи радияллаху ‎анху, которому приснился такой благой сон.‎

* * *

‎Передаётся от Имрана ибн Хусойна ‎радияллаху анху:‎

‎«Аят о таматтуъ ниспослан в Книге Аллаха. ‎Мы последовали ему вместе с Посланником ‎Аллаха саллалаху алайхи васаллам. Не ‎запретил его Куръан, не запретил его и он ‎‎(саллалаху алайхи васаллам) до кончины».‎

Передали два шейха.‎

Пояснение: В этих хадисах и аятах отдельно ‎подчеркивается, что в шариате дозволено ‎совершать таматтуъ. В то же время даётся ‎жесткий отпор тем, кто утверждает, что нельзя ‎совершать таматтуъ.‎

Слава Аллаху, и по сей день любой мусульманин ‎при желании совершает хадж с намерением ‎таматтуъ.‎

Из "Книги хаджа и умры"

Виды и обряды хаджа. Киран

Киран – третий вид хаджа, при котором в месяцы хаджа ‎завязывается ихрам с намерением совершить хадж и умру ‎вместе.‎

Передаётся от Анаса радияллаху анху:‎

‎«Посланник Аллаха саллалаху алайхи васаллам ‎совершил в Медине полуденный намаз в четыре ракъата ‎и совершил послеполуденный намаз в Зулхулайфе в два ‎ракъата. Затем заночевал там же. На рассвете сел (на ‎верблюдицу). Когда (верблюдица) поднялась с ним на ‎Байду, (он саллалаху алайхи васаллам) восхвалил Аллаха и ‎пречистил и возвеличил. Затем произнес талбию с ‎намерением хаджа и умры. Люди также произнесли ‎талбию с намерением на них. Когда мы прибыли, (он ‎саллалаху алайхи васаллам) приказал людям и те вышли ‎из ихрама. Наконец, наступил день тарвии произнесли ‎талбию с намерением хаджа. ‎

Пророк саллалаху алайхи васаллам стоя заколол своего (жертвенного) верблюда, а в Медине заколол двух рогатых ‎баранов».‎

Передали Бухари, Абу Давуд и Ахмад.‎

Пояснение: Байда – название пустынной местности, ‎расположенной между Меккой и Мединой ближе к Мекке.‎

События, описанные в этом хадисе, мы встречаем и во ‎многих других преданиях. Однако в этом предании особо ‎указывается, что Пророк саллалаху алайхи васаллам и ‎некоторые сподвижники вознамерились совершить хадж ‎киран, объединив хадж и умру.‎

О том, что Пророк саллалаху алайхи васаллам ‎собственноручно заколол шестьдесят три верблюда из тех, ‎которые были пригнаны для жертвоприношения. Но о том, ‎что по возвращении из хаджа в Лучезарную Медину он ‎саллалаху алайхи васаллам заколол двух рогатых баранов и ‎устроил угощение, упоминается лишь в этом предании. Из ‎этого хадиса мы узнаем, что в шариате не запрещается ‎устраивать торжества в связи с возвращением из хаджа.‎

* * *

Передаётся от него же:‎

‎«Я слышал, как Посланник Аллаха саллалаху алайхи ‎васаллам произносил талбию, объединив хадж и умру. ‎‎(Он саллалаху алайхи васаллам) говорил «Лаббайка ‎умротан ва хаджжан».‎

Передали четверо.‎

* * *

Передаётся от Умара радияллаху анху:‎

‎«Я слышал, как Посланник Аллаха саллалаху алайхи ‎васаллам сказал в долине Акийк: «Этой ночью ко мне ‎явился (гонец) от моего Господа и сказал: «Соверши в ‎этой благословенной долине намаз и скажи: «Умротан ‎фии хаджжатин».‎

Передали Бухари, Абу Давуд и Ахмад.‎

Пояснение: Акийк – название долины в четырех милях от ‎Лучезарной Медины. ‎

‎«Гонец» – Джабраил алайхиссалам.‎

‎«Умротан фии хажжатин» (умра в хадже) – указание на ‎совершение кирана. ‎

Как мқ видим из этого хадиса, по велению Аллаха Пророк ‎саллалаху алайхи васаллам в своем прощальном хадже ‎сменил свое прежнее намерение на хадж киран.‎

* * *

Передаётся от Аиши радияллаху анха:‎

‎«Пророк саллалаху алайхи васаллам сказал:‎ «У кого с собой жертвенное животное, пусть ‎вознамерится на хадж и умру. Затем не выходит (из ‎ихрама), пока не выйдет их них (обоих) вместе». ‎

Передали трое.‎

Пояснение: Это означает, что он сразу выйдет из ихрама, ‎совершив и умру, и хадж.‎

* * *

Передаётся от Мутаррифа радияллаху анху:‎

‎«Имран ибн Хусойн сказал мне: «Раскажу тебе хадис. ‎Может, Аллах сделает его тебе полезным. Поистине, ‎Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам ‎совместил хадж и умру, потом не запрещал это до самой ‎кончины. Не был ниспослан и Куръан (аят), ‎запрещающий его. Действительно, я приветствовался ‎‎(ангелами), пока я не лечился прижиганием. Тогда я был ‎покинут. Затем я прекратил прижигание, и (приветствие) ‎возобновилось».‎

Передал Муслим.‎

Пояснение: И в этом предании упоминается хадж киран и ‎указывается на отсутствие запрета на него.‎

Имран ибн Хусойн радияллаху анху страдал геморроем и ‎применял различные способы для избавления от него. Так, он ‎попробовал лечиться и прижиганием, но это ему не помогло. ‎Его слова, приведенные в этом предании, сказаны на основе ‎этих опытов.‎

Абу Давуд радияллаху анху говорил:‎

‎«Этот Имран слышал приветствия ангелов. После лечения ‎прижиганием это прекратилось. Когда же он оставил ‎прижигание, приветствия возобновились».‎

Все это касается лично Имрану ибн Хусойну радияллаху ‎анху. Ангелы действительно приветствовали его. Когда же он ‎начал прижигать (геморрой) мишкасом (инструмент для ‎прижигания), чтобы исцелиться от своего недуга, ‎приветствия ангелов прекратились. Забеспокоившись, он ‎сообщил об этом Пророку саллалаху алайхи васаллам. Он ‎саллалаху алайхи васаллам предложил выбрать одно из двух: ‎либо приветствия ангелов, либо избавление от недуга. Тот ‎выбрал приветствия ангелов. Когда он прекратил ‎прижигание, ангелы снова стали приветствовать его.‎

* * *

Передаётся от Джабира радияллаху анху:‎

‎«Поистине, Посланник Аллаха саллалаху алайхи ‎васаллам совершил киран, совместив хадж и умру, ‎совершил ради них (хаджа и умрe) один таваф».‎

Передал Термизи.‎

Из "Книги хаджа и умры"

Включение хаджа в умру

Передаётся от Аиши радияллаху анха:

«Мы вышли вместе с Пророком саллалаху алайхи васаллам в прощальном хадже. Он (саллалаху алайхи васаллам) сказал: «Кто вознамерился совершить хадж и умру, пусть сделает это. Кто вознамерился совершить хадж, пусть сделает это. Кто вознамерился совершить умру, пусть сделает это».

Посланник Аллаха саллалаху алайхи васаллам произнес талбию с намерением на хадж. (Некоторые) люди произнесли талбию вместе с ним. (Другие) люди произнесли талбию с намерением на обоих. (Другие) люди произнесли талбию с намерением на умру. Я была из тех, кто произнес талбию для умры. Затем Пророк саллалаху алайхи васаллам сказал:

«Те, у кого с собой жертвенное животное, пусть произнесет талбию с намерением на хадж вместе с умрой. Потом они не выйдут из ихрама, пока выйдут из них обеих».

Я прибыла в Мекку. У меня былт месячные. Я не совершила ни таваф Байта, ни саъй между Сафой и Марвой. Я пожаловалась об этом Пророку саллалаху алайхи васаллам. Он (саллалаху алайхи васаллам) сказал:

«Распусти волосы и причешись. Вознамерись на хадж. Оставь умру».

Я сделала так. Когда мы закончили хадж, Пророк саллалаху алайхи васаллам отправил меня вместе с Абдуррахманом ибн Абу Бакром в Танъийм и я совершила умру. Он (саллалаху алайхи васаллам) сказал:

«Это – место твоей умры».

Передали пятеро, кроме Тирмизи.

Пояснение: Мать правоверных Аиша радияллаху анха вышла в путь с намерением совершить умру. Однако ей стало невозможно исполнить это поклонение из-за начала месячных. Тогда Посланник Аллаха саллалаху алайхи васаллам велел отменить ей намерение умры и вознамериться на хадж. Это называется включением хаджа в умру.

В этом хадисе говорится, что Посланник Аллаха саллалаху алайхи васаллам произнес талбию с намерением на хадж. В предыдущих преданиях было сказано: «…Посланник Аллаха саллалаху алайхи ‎васаллам совершил киран, совместив хадж и умру…».

Как же это понять?

Какое из этих двух преданий верное?

Если совершена ошибка, то кем и когда?

В таких случаях хадисоведы стараются согласовать смысл противоречивых преданий. Каким же образом можно согласовать два различных смысла этих преданий?

Это очень просто. Для этого достаточно лишь внимательно прочесть оба предания. Пророк саллалаху алайхи васаллам, отправляясь в путь, намеревался совершить только хадж. Свидетели этого его намерения передают именно это. После, в долине Акийк, Посланник Аллаха соединил хадж и умру и произнес намерение совершить киран. Свидетели же данного случая передали ставшие известные им сведения.

Из данного предания становится ясно, что люди, вышедшие в путь вместе с Посланником Аллаха саллалаху алайхи васаллам, в зависимости от своих возможностей и пожеланий, вознамерились по-разному.

Сама Аиша радияллаху, которая передает этот хадис, вознамерилась сначала на умру. Давайте послушаем об этом от самой почтенной Аиши радияллаху анха:

Я была из тех, кто произнес талбию для умры. Затем Пророк саллалаху алайхи васаллам сказал:

«Те, у кого с собой жертвенное животное, пусть произнесет талбию с намерением на хадж вместе с умрой. Потом они не выйдут из ихрама, пока выйдут из них обеих».

Я прибыла в Мекку. У меня былт месячные. Я не совершила ни таваф Байта, ни саъй между Сафой и Марвой. Я пожаловалась об этом Пророку саллалаху алайхи васаллам. Он (саллалаху алайхи васаллам) сказал:

«Распусти волосы и причешись. Вознамерись на хадж. Оставь умру».

Я сделала так. Когда мы закончили хадж, Пророк саллалаху алайхи васаллам отправил меня вместе с Абдуррахманом ибн Абу Бакром в Танъийм и я совершила умру. Он (саллалаху алайхи васаллам) сказал:

«Это – место твоей умры».

Эта цитата дает нам знать, каким образом паломник должен совершать уиру после прибытия в Мекку.

Значит, каждый паломник, который вознамерился совершить умру, сначала должен отправиться в Танъийм, чтобы выйти из заповедной территории. Потому что если человек, намеревающийся совершить умру, должен выйти за её пределы. Без этого нет умры. Ибо «умра» означает «паломничество», а паломничество не совершается по месту нахождения, для этого нужно прийти со стороны. Танъийм же является ближайшей границой заповедной территории. Это место сейчас называется «Мечетью Саййиды Аиши» в честь того, что мать правоверных Аиша по велению Пророка саллалаху алайхи васаллам отправилась на Танъийм вместе со своим братом Абдуррахманом ибн Абу Бакром и завязала здесь ихрам для умры.

Никто и никогда не говорил, что можно совершать умру, завязав ихрам, находясь в Мекке. Никто не вправе так говорить.

Продолжение следует...

Из "Книги хаджа и умры"

Ночевка в Зу Туво и вступление в Мекку

Следующий пункт в пути в Мекку - это местечко Зу Туво.

Передается от Нафиъ радияллаху анху:

«Ибн Умар не входил в Мекку, не поночевав в Зу Туво до рассвета и не совершив гусл. Затем вступал в Мекку утром».

В другом предании:

«Когда возвращался из Мекки, проходил через Зу Туво, ночевал там до рассвета и вспоминал, что так поступал Пророк саллалаху алайхи васаллам».

В одном предании добавлено:

«Место намаза Посланника Аллаха саллалаху алайхи васаллам – на неровном холме ниже мечети, возведенной там».

Передали пятеро, кроме Тирмизи.

Пояснение: В этом предании речь идет о том, как поступал Пророк саллалаху алайхи васаллам при приближении в Мекку с намерением совершить хадж или умру. Он делал следующее:

1. Ночевал в Зу Туво. Зу Туво – название колодца на древнем пути в Медину, который находится в заповедной территории. Пророк саллалаху алайхи васаллам останавливался здесь и проводил ночь.

2. Встречал расcвет.

3. Совершал гусл.

4. Утром входил в Мекку.

5. И при возвращении из Благодатной Мекки Пророк саллалаху алайхи васаллам ночевал в Зу Туво.

Имам Шафиъи назвал совершение этих деяний мустахабом.

* * *

Передаётся от Ибн Умара радияллаху анху:

«Пророк саллалаху алайхи васаллам вступил через Кадо, верхнего перевала, который в Батхо, и вышел через нижнего перевала».

Передали пятеро.

Пояснение: Пророк саллалаху алайхи васаллам обычно вступал в Благодатную Мекку с ее восточной стороны, где расположены гробницы на пути к Мино. При выходе уходил с нижнего перевала по дороге в Джидду.

 

Из "Книги хаджа и умры"

Таваф Байта

Теперь ознакомимся с одним из самых трогательных моментов хаджа - обходом Каъбы.

Всевышний Аллах сказал:‎

‎«И Мы ‎заповедали Ибрахиму и Исмаилу: ‎‎«Очистите Мой ‎дом для совершающих обход, и ‎‎постоянно ‎предающихся, и совершающих ‎рукуъ, и ‎падающих ниц!‎»(Бакара, 125).‎

Всевышний Аллах говорит, что Он велел ‎очистить Байтуллах (Дом Аллаха) для ‎прибывающих с окрестностей и совершающих ‎таваф, проживающих здесь постоянно, ‎совершающих рукуъ и сажду. Это примечание ‎показывает, насколько дурным делом было ‎осквернение арабскими мушриками этой ‎священной обители духовной поганью - более ‎чем тремястами шестьюдесятью идолами, ‎догмами многобожия.‎

Всевышний Аллах сказал в суре «Хаджа»:‎

‎«И вот Мы определили для Ибрахима место ‎Дома: ‎‎«Не придавай в сотоварищи Мне ничего ‎и ‎очисти Мой дом для совершающих таваф, и ‎‎выстаивающих (ночи в поклонении), и ‎‎преклоняющихся, поклоняющихся ниц‎» (аят ‎‎26).‎

В этом аяте речь идет о возведении и тавафе ‎Байтуллаха:‎

‎«И вот Мы определили для Ибрахима место ‎‎Дома‎...»‎

Сам Всевышний Аллах определил место для ‎возведения Величественной Каъбы. И определил ‎это Своему пророку – Ибрахиму алайхиссалам. ‎После того, как по велению Аллаха Ибрахим ‎алайхиссалам вместе со своим сыном Исмаилом ‎алайхиссалам окончили возведение Байтуллаха, ‎был ниспослан аят:‎

‎«Не придавай в сотоварищи Мне ничего...»‎

Всевышний Аллах велит: «Не придавай Мне в ‎сотоварищи никого и ничего в мире». Нельзя ‎придавать никого в сотоварищи Владельцу Байта. ‎Нет у Него товарищей, помощников. Однако ‎нечестивые из курейшитов, проживая в ‎окрестностях Байта, признавали бесчисленных ‎идолов сотоварищами Аллаху и поклонялись им. ‎При этом, установив внутри Байтуллаха триста ‎шестьдесят идолов, выступая хозяевами ‎Заповедной Мечети, преграждали мусульманам ‎вход в него. ‎

‎«...‎очисти Мой дом для совершающих таваф, и ‎‎‎выстаивающих (ночи в поклонении), и ‎‎‎преклоняющихся, поклоняющихся ниц‎».‎

Эти качества, провозглашаемые Владельцем ‎Байтуллаха – Всевышним Аллахом его строителю ‎‎– Ибрахиму алайхиссалам, относятся ‎мусульманам. Именно они вправе претендовать ‎на Байтуллах, Заповедную Мечеть, а не ‎многобожники из курейшитов.‎

* * *

Передаётся от Аиши радияллаху анха:‎

‎«Первое, с чего начал Пророк саллалаху ‎алайхи васаллам по прибытии в Мекку – ‎совершил омовение и таваф Байта».‎

Передал Бухари.‎

Пояснение: Это называется тавафул-кудум – ‎обход прибытия. Совершение этого тавафа ‎является сунной.‎

* * *

Передаётся от Ибн Умара радияллаху ‎анху:‎

‎«Когда Посланник Аллаха саллаллаху алайхи ‎васаллам совершал таваф в хадже или умре, ‎сперва совершал три тавафа Байта ускоренно. ‎Затем (совершал) четыре (тавафа) ходьбой. ‎Затем совершал две саджды (ракъата). Потом ‎совершал саъй между Сафой и Марвой».‎

Передали пятеро.‎

Пояснение: Ускоренное совершение первых трех ‎тавафов называется «рамл». При этом таваф ‎совершается богатырскими шагами. А остальные ‎четыре тавафа совершаются обычной, ‎неторопливой ходьбой. После семикратного ‎тавафа совершаются два ракъата намаза на ‎Макаме Ибрахима. Потом совершается ‎семикратный саъй между Сафой ва Марвой.‎

* * *

Слова Тирмизи:‎

‎«По прибытии в Мекку Пророк саллаллаху ‎алайхи васаллам вошел в Мечеть, почтил ‎хаджар (истилам). Затем пошел вправо от него, ‎совершил три рамла и четыре ходьбы. Затем ‎пришел к макаму (Ибрахима) и сказал: «И ‎берите место стояния Ибрахима местом ‎‎намаза», совершил два ракъата (намаза). ‎Место (Ибрахима при этом было) между ним и ‎байтом. Затем подошел к хаджару и почтил его ‎‎(истилам). Потом вышел к Сафе. Думаю, (он  ‎саллаллаху алайхи васаллам) сказал: «Поистине, ‎Сафа и Марва – из примет ‎‎(религии) Аллаха‎». ‎

В другом предании:‎

‎«Когда Посланник Аллаха саллалаху алайхи ‎васаллам совершал таваф, совершал его ‎сперва три раза трусцой и четыре раза –‎ходьбой».‎

Пояснение: В этом предании речь идет о порядке ‎первоначальных действий, совершаемых ‎Пророком саллалаху алайхи васаллам по ‎вступлении в Мекку. Пророк саллалаху алайхи ‎васаллам по прибытии в Мекку:‎

‎1. Вначале входил в Заповедную Мечеть.‎

‎2. Почтил Хаджарул-Асвад – черный камень ‎‎(совершил истилам).  ‎

‎3. Направлялся в правую сторону, чтобы ‎совершить таваф. ‎

‎4. Три тавафа совершал неторопливым бегом – ‎рамл. ‎

‎5. Остальные четыре совершал простой ходьбой. ‎

‎6. Затем, придя к макаму (месту Ибрахима), ‎говорил: «И берите место стояния Ибрахима ‎местом ‎‎намаза» и совершал два ракъата намаза. ‎

‎7. Затем еще раз совершал истилам Хаджарул-‎Асвада. ‎

‎8. После этого, взойдя на Сафо, говорил: ‎‎«Поистине, Сафа и Марва – из примет ‎‎(религии) ‎‎Аллаха», и начинал саъй. ‎

Каждый паломник, совершающий хадж или умру, ‎стремится совершать эти действия именно в этом ‎порядке, следуя Пророку саллалаху алайхи ‎васаллам.  ‎

* * *

Передаётся от Ибн Аббаса радияллаху ‎анху:‎

‎«Прибыли Пророк саллалаху алайхи васаллам ‎и его сподвижники. Тогда мушрики сказали: ‎‎«Поистине, прибывает к вам группа тех, кого ‎изморила лихорадка Ясриба».‎ Пророк саллалаху алайхи васаллам велел им ‎‎(сподвижникам) совершить три обхода рамлом ‎и ходить между двумя рукнами. Лишь жалость ‎к ним удержала (его саллалаху алайхи ‎васаллам) велеть им (сподвижникам) ‎совершить все тавафы рамлом». 

В другом предании добавлено:‎

‎«Тогда мушрики сказали: «И это те, о которых ‎вы думали, что их изморила лихорадка?! Да ‎они крепче того-то и того-то!».‎

Передали пятеро.‎

Пояснение: Здесь речь идет о том, как ‎сподвижники во главе с Пророком саллалаху ‎алайхи васаллам прибыли совершить умру, ‎пропущенную в прошлом году, когда было ‎заключено худайбинское соглашение.‎

‎«Тогда мушрики сказали: «Поистине, ‎‎прибывает к вам группа тех, кого изморила ‎‎лихорадка Ясриба»‎

Чтобы посмеяться на мусульманами, они вошли в ‎Заповедную Мечеть поглядеть на них. Посланник ‎Аллаха узнал об этих разговорах мушриков и ‎принял меры против них. ‎

«Пророк саллалаху алайхи васаллам велел им ‎‎(сподвижникам) совершить три тавафа рамл и ‎ходить между двумя пределами».‎

В первых трех тавафах велел сподвижникам ‎расправить плечи и ходить богатырским шагом, ‎чтобы мушрики увидели, что перед ними ‎совершают таваф Байтуллаха не изморенные, ‎слабые люди, а мусульмане, сильные духом и ‎телом. Вместе с тем он саллаллаху алайхи ‎васаллам разрешил им идти не рамлом, а ‎простыми шагами между двумя рукнами - ‎йеменским пределом и пределом ‎Хаджарул Асвада, так как в этой стороне не было ‎разглядывающих их мушриков.‎

‎«Лишь жалость к ним удержала (его саллалаху ‎‎алайхи васаллам) велеть им (сподвижникам) ‎‎совершить все тавафы рамлом‎».‎

Почтенные сподвижники проделали долгий и ‎трудный путь в Благодатную Мекку. Любящий их ‎Пророк саллаллаху алайхи васаллам не смог ‎велеть им совершать все тавафы рамлом. Но им ‎было достаточно совершить первые три тавафа ‎рамл, чтобы повергнуть врагов в уныние. ‎Почтенные сподвижники великолепно исполнили ‎это повеление Пророка саллалаху алайхи ‎васаллам. ‎

‎«Тогда мушрики сказали: «И это те, о которых ‎вы думали, что их изморила лихорадка?! Да ‎они крепче того-то и того-то!».‎

Поэтому до сего дня это стало сунной для ‎мусульман.‎

* * *

Передается от Умму Саламы радияллаху ‎анха:‎

‎«Я пожаловалась Пророку саллалаху алайхи ‎васаллам на свой недуг. (Он саллалаху алайхи ‎васаллам) сказал:‎

‎«Совершай таваф за людьми, верхом».‎

Я совершила таваф. А Посланник Аллаха ‎саллалаху алайхи васаллам совершал намаз ‎возле Байта, читая «Ват-Тури ва китабим ‎мастури».‎

Передали пятеро, кроме Тирмизи.‎

Пояснение: Этот хадис является доказательством ‎того, что больным, слабым людям и тем, кто не ‎имеет возможность передвигаться, так же ‎дозволено совершать хадж. Когда мать ‎правоверных Умму Салама радияллаху анха не ‎смогла из-за болезни совершать таваф на своих ‎ногах, Пророк саллалаху алайхи васаллам велел ‎ей исполнить таваф, сидя верхом. Поэтому до сих ‎пор людям, не имеющим возможности совершать ‎таваф и другие обряды хаджа на ногах, помогают ‎исполнить таваф, саъй и другие деяния, перенося ‎их на носилках.‎

Продолжение следует...

 

Из "Книги хаджа и умры"

Условия тавафа

Приступаем к изучению условий ‎совершения тавафа Каъбы.‎

Передается от Аиши радияллаху анха:‎

‎«Я прибыла в Мекку. У меня шли месячные и ‎я не совершила ни таваф Байта, ни (саъй) ‎между Сафой и Марвой. Я пожаловалась об ‎этом Пророку саллалаху алайхи васаллам. (Он ‎саллалаху алайхи васаллам) сказал:‎ ‎«Поступай, как поступает хаджи (паломник),  ‎только не совершай таваф Байта, пока не ‎очистишься».‎

Передали четверо.‎

Пояснение: Значит, женщине, у которой ‎случились месячные, нельзя совершить таваф ‎Байтуллаха, пока она не очистится. Одним из ‎условий тавафа является полная чистота ‎человека, совершающего таваф.‎

* * *

Передаётся от Абу Хурайры радияллаху ‎анху:‎

Абу Бакр послал меня в хадже, в котором ‎Посланник Аллаха саллаллаху алайхи ‎васаллам назначил его руководителем, перед ‎прощальным хаджем, в день ‎жертвоприношения среди группы людей, ‎чтобы объявить людям, что не совершит хадж ‎после этого года мушрик, и не совершит таваф ‎Байта нагишом.‎

Передали два шейха и Тирмизи.‎

Пояснение: Посланник Аллаха саллалаху алайхи ‎васаллам назначил Абу Бакра Сыддика ‎радияллаху анху руководителем хаджа в год, ‎предыдущий прощальному хаджу. До того года ‎мушрики совершали хадж вместе с ‎мусульманами. В этом году, после того как ‎паломники во главе с Абу Бакром Сыддиком ‎радияллаху анху отправились в Мекку, ‎Всевышний Аллах ниспослал следующий аят:‎

‎«О вы, которые уверовали! Поистине, ‎‎многобожники ничто иное, как скверна. Пусть ‎‎же не приближаются к Заповедной мечети ‎после ‎этого их года! А если вы побоялись ‎бедности, то ‎вскоре обогатит вас Аллах от ‎Своего ‎благоволения, если пожелает. ‎Поистине, Аллах - ‎Всезнающий, Премудрый!‎»‎

‎(Сура «Тавба», аят 28)‎

Мушрики с их порочными догмами считаются ‎духовной скверной. Согласно положениям этого ‎аята, они впредь не могут приближаться к ‎Заповедной мечети. Фраза в аяте «этого их года» ‎означает девятый год хиджры. В этом году ‎руководителем хаджа был назначен почтенный ‎Абу Бакр Сыддик радияллаху анху. Почтенный ‎Али, Абу Хурайра и другие сподвижники ‎радияллаху анхум зачитывали этот аят всем ‎паломникам и разъясняли его положения. С этого ‎момента был запрещен приезд мушриков к ‎Заповедной мечети. ‎

‎«О вы, которые уверовали! Поистине, ‎‎многобожники ничто иное, как скверна. Пусть ‎‎же не приближаются к Заповедной мечети ‎после ‎этого их года!».‎

Для этого были установлены границы харама – ‎заповедной территории. Людям, не ‎исповедующим Ислам, не разрешается ‎переходить границы в окрестностях Благодатной ‎Мекки. В аяте дается ответ и вопросам, которые ‎могут возникнуть после объявления этого ‎повеления:‎

‎«А если вы побоялись бедности, то ‎вскоре ‎обогатит вас Аллах от Своего ‎благоволения, ‎‎если пожелает‎».‎

Известно, что жители Мекки жили в основном за ‎счет средств, поступавших от паломников ‎Заповедной мечети. Они получали доход от услуг, ‎представляемых паломникам, а также от ‎торговли. Если мушрики перестанут приезжать, ‎доходы мекканцев могли бы резко уменьшиться. ‎Однако Всевышний Аллах, успокаивая жителей ‎Мекки, сообщает, что своим фазлом – ‎благоволением обогатит их с другой стороны. ‎

‎«Поистине, Аллах - ‎Всезнающий, ‎Премудрый!‎».‎

Каждое Его веление исполнено бесконечной ‎мудростью, Его необъятным знанием.‎

К тому времени люди совершали обход ‎Величественной Каабы в голом виде. Таков был ‎обычай джахилии. Людям не разрешалось ‎совершать таваф в собственной одежде. Они ‎должны были брать на время одежду у ‎курайшитов либо совершать таваф нагишом. В ‎литературе времен невежества сохранилось ‎двустишие со слов женщины, совершившей это:‎

Сегодня видно все или немногое.‎Увиденное в нем нельзя признать дозволенным.‎

Наряду со многими невежественными обычаями, ‎Ислам объявил несостоятельным и этот мерзкий ‎обычай, установил для каждого человека, ‎совершающего таваф байтуллаха, прикрывать ‎аврат. Но главным условием тавафа Байтуллаха ‎является мусульманство паломника.‎

* * *

Передается от Ибн Аббаса радияллаху ‎анху:‎

‎«Пророк саллалаху алайхи васаллам сказал:‎

‎«Таваф вокруг Байта подобен намазу, разве ‎что вы разговариваете в нем. Кто же ‎разговаривает при этом, путь говорит только ‎добро». ‎

Передали Тирмизи и Хаким.‎

Пояснение: Поскольку таваф является таким же ‎поклонением, как и намаз, омовение и прикрытие ‎аврата, являющиеся обязательными для намаза, ‎также являются обязательными и для тавафа.‎

Различием этих двух основных поклонений ‎Ислама является лишь то, что во время тавафа ‎можно разговаривать. Но при этом следует ‎говорить только благие слова.‎

Продолжение следует...

Из "Книги хаджа и умры"

Достоинства первых десяти дней Зулхиджжи

Всевышней Аллах в суре «Фаджр» смилостивился сказать:

 «Клянусь рассветом! И десятью ночами! И четом и нечетом!».


Под словом «чет»» во фразе аята «И четом и нечетом!» подразумевается десятый день месяца Зулхиджжа, а под словом «нечет» — девятый день.

В «Дуррул мансур» приведен хадис с несколькими сандами (цепями передачи хадиса), где Пророк саллаллаху алайхи васаллам говорит, что под клятвой «десятью ночами» подразумевается первые десять дней Зулжиджжи, «нечет» — девятый день, а «чет» — десятый день этого месяца.

Передается от Абу Хурайры радияллаху анху: «Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:


— Ни один из дней поклонения не любим для Аллаха так, как (первые) десять дней Зулхиджжи . Каждый день соблюденного поста в нем равен соблюдению поста в течение года. Бодрствование каждую ночь в нем равна бодрствованию в ночь Лайлатул Кадр».

Передается от Ибн Аббаса радияллаху анху: «Посланник Аллаха сказал:


— Перед Аллахам нет такого дня (и совершенных в нем поклонений), который был бы лучше, чем первые десять дней этого месяца (и совершенных в них поклонений), и так любимы для Аллаха азза ва джалла. Так чаще произносите в эти дни тахлил и такбир. Потому что это — дни, в которые произносятся такбиры, тахлилы и зикры Аллаха, и день соблюденного поста в эти дни равен посту, соблюденному в течении года. Деяния, совершенные в эти дни приумножаются в семьсот раз» (Дуррул мансур, Хитобатул ахкам).


Польза: О достоинстве этих десяти дней передано множество хадисов, но мы ограничились рассмотрением нескольких из них. Из хадисов? приведенных выше? можно сделать вывод, что с первого дня по девятый день Зулхиджжи следует стремиться посвящать себя ибадатам, поститься в дневное время, а в ночное — бодрствовать. Пост, соблюденный в девятый день, считается самым значимым и достойным среди всех из этих дней.