Один человек позвал к себе своего раба и приказал ему в определенном месте посадить пшеницу. Однако раб посадил ячмень. Когда пришло время собирать урожай, хозяин, выйдя в поле, увидел, что оно засеяно ячменем. Он позвал к себе раба и а гневе закричал: «Что случилось, разве я не приказал тебе посеять пшеницу?». Раб ответил: «Я посеял ячмень в надежде, что вырастет пшеница». Хозяин, еще больше разозлившись, сказал: «Глупец! Ты хоть раз видел того, кто, посеяв ячмень, собрал пшеницу?» В ответ на это раб ответил: «Хорошо, а как же ты, проявляя непокорность Аллаху, надеешься на Его милость? Разве ты не знаешь, что земная жизнь – это поле ахира?».
Слова раба очень сильно подействовали на этого человека, он понял свои ошибки, раскаялся и освободил своего раба.
(Рухуль-Байан 5/244)
Назидание
Что посеет человек в этой жизни, то он и пожнет в ахира, что ни сделает – за все получить воздаяние. Земная жизнь – это поле жизни вечной.
«Будешь рассчитывать на спасение, но не пойдешь по пути спасения; тогда как корабль не способен плыть по земле (Разве ты не знаешь этого?)»
Аллах Всевышний бесконечно милостив, однако Он суров в наказании. В Коране говориться:
«Воистину, твой Господь прощает людей, несмотря на их несправедливость. Воистину, твой Господь суров в наказании» (Рад, 6-аят).
Али Хайдар Эфенди (куддуси сирруху) сказал: «Завтра в ахира перед тобой откроют книгу деяний, и скажут: «Читай свою книгу». Все, что ты совершил в этой жизни, ты прочтешь в той книге. На одну сторону будет положена книга твоих деяний, а на другую – Коран. Затем их сравнят и скажут тебе: «Где в Коране ты видел те ошибочные действия, которые совершил? В Коране не дается на это разрешение, зачем ты сделал это?».
Тот, кто не хочет завтра в ахира столкнуться с тем, чего он не ожидает, должен совершать каждое свое действие в соответствии с книгой Аллаха и сунной Его Посланника (салаллаху алайхи васаллам). В противном случае не будет никакой разницы между ним и тем, кто, посеяв ячмень, ждет урожая пшеницы.
«Но откроется им от Аллаха то, о чем они даже не предполагали» (Зумар, 47-аят).
В тафсире (толковании) к этому аяту говорится: «Они совершили в земной жизни дела, которые считали хорошими, однако в судный день эти деяния будут положены на чашу весов в виде грехов».
Из тафсира
«Рухуль-Байан»