Некоторые суфии, обращая внимание на то, какое значение придает тасаввуф чистоте сердца, давали ему соответствующее этому определение. Вот некоторые из этих определений:
Бишр Хафи (ум. 227/841): “Суфи – это тот, кто очистил свое сердце ради Аллаха”.
Абу Саид Харраз (ум. 277/890): “Суфи – это тот, чье сердце Аллах очистил и наполнил светом. Человек, чье сердце наполнилось подобным светом, получает наслаждение от поминания Аллаха”.
Джунайд Багдади (ум. 297/909): “Тасаввуф – это когда Аллах наделяет тебя чистотой. Истинный суфи тот, кто очистил свое сердце от всего, кроме Аллаха”.
Те, кто в определении тасаввуфа выдвигают на первый план очищение сердца, по численности находятся в большинстве. В Коране упоминаются два состояния сердца: чистое сердце (здоровое) и черствое (жестокое), первое из них одобряется, а второе порицается. Одобряемое сердце – “здоровое сердце”, обретшее чистоту, в котором нет места для чего-либо, кроме Аллаха. Например: “В тот день, когда не пригодятся ни богатство, ни сыновья. Кроме как тем, которые предстанут перед Аллахом с чистым сердцем” (аш-Шуара, 88-89).
Жесткое сердце запятнано грехами, запачкано, зачерствело и ожесточилось. “Горе сердцам, далеким от поминания Аллаха и зачерствевшим” (аз-Зумар, 22). Всевышний Аллах уподобляет жесткие сердца скалам: “Потом ожесточились ваши сердца и стали как камень и даже еще жестче. И, воистину, есть камни, из которых бьют родники…” (ал-Бакара, 74).
В Коране и Сунне есть много высказываний, свидетельствующих о том, что деяния души человека более важны, чем те, что совершаются посредством его тела:
“Аллах смотрит не на ваши лица и имущество, а на вашу нравственность, на ваши души и на ваши дела” (Муслим). “Знайте, что в человеческом теле есть кусок мяса. Если он хороший и здоровый, то и все тело хорошее и здоровое. Если же он плохой, то и все тело плохое и негодное. Вы знаете, что этот кусок мяса – сердце?”. Значит, чистота и здоровье сердца влияют на результаты соввершаемых дел. Поэтому во время одного из походов Посланник Аллаха (саллалаху алейхи ва саллям) сказал, указывая на свое сердце: “Таква – здесь” (Муслим), и повторил это трижды.
Чистота сердца ведет к таква, чистоту сердца сохраняет удовлетворенность, удовлетворенность достигается дополнительными поклонениями и поминанием Аллаха. Ведь сердце черствеет, покрываясь пятнами греха, и очищается покаянием, поминанием Аллаха и дополнительными поклонениями (нафиля). К тому же, в Коране есть аяты, указывающие на то, что сердца достигают удовлетворения через поминание Аллаха и веру: “А разве не в поминнании Аллаха находят утешение сердца?” (ар-Раъд, 28).
Очищение сердца – это воспитание таква через дополнительные поклонения и поминание Аллаха. Когда сердце очищено, оно приходит в такое состояние, что всегда повелевает добро, и после этого хорошие качества наполняют человека, и он начинает делать добрые дела рефлексивно, без всякого принуждения себя. Основой нравственности является достижение такого состояния. Так обеспечивается чистота духа и полное очищение. На вопрос Муаза бин Джабаля: “Какое дело самое праведное?” Посланник Аллаха ответил: “Единение с Аллахом, в то время как твой язык влажен от поминания Господа” (Тирмизи), имея в виду свойство зикра очищать сердце и значение зикра для духовного совершенствования.
Доктор Хасан Камиль Йылмаз,
из книги «Тасаввуф и Тарикаты»