Многие суфии давали определение тасаввуфу, принимая во внимание методы, которые в нем используются для воспитания нафса.
Джунайд Багдади словами “тасаввуф – это война без примирения” выразил ту мысль, что тасаввуф ставит своей целью непреррывную и непримиримую борьбу с собственным нафсом.
Всевышний Господь, перечисляя обязанности Досточтимого Пророка (саллалаху алейхи ва саллям), указывает на то, что одной из них является очищение: “Он – тот, кто направил к неграмотным посланника из их числа. Он возвещает им Его аяты, очищает их, учит их Писанию и мудрости…” (ал-Джумъа, 2). В этом аяте под очищением понимается духовное очищение. Очищение людей от злонравия и дурных поступков, украшение их добрыми и прекрасными качествами. Очищение, вмененное в обязанность Пророку (саллаллаху алайхи васаллам) как составляющая пророческой миссии, на самом деле, относится ко всем мусульманам. Об этом говорится в аяте: “Клянусь душой [человеческой] и Тем, кто ее сотворил и придал ей соразмерность, кто внушил ей и ее грехи, и ее благочестие. Преуспел тот, кто очистился душой. Понес урон тот, кто сокрыл [злое] в душе” (аш-Шамс, 7-10).
Тасаввуф является очищением, но не всякое очищение является тасаввуфом. Так как тасаввуф повелевает очищение, соответствующее положениям шариата. Оно возможно также, если брать пример и следовать только Посланнику Аллаха (саллалаху алайхи васаллам). Следование – это проявление любви и привязанности. Всевышний Аллах говорит об этом: “Скажи [Мухаммад]: “Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, [и тогда] Аллах возлюбит вас и простит ваши грехи” (Али Имрон, 31). Очищение в тасаввуфе – это далекое от всякого постороннего влияния и философских изъянов очищщение, присущее нашему Пророку (саллалаху алайхи васаллам). Такое очищение, без сомнения, усилит ослабевшую связь сердец с Аллахом, тела – с духом, нафса – с поклонением, общества – с нравственностью, ученых – со служением Господу, защитит от приверженности к благам этого мира, стремления к накоплению имущества, от желаний плоти. То, что называется очищением нафса – это избавление нафса от дурных качеств путем риязата, борьбы с ним. Это спасение от нафса, предстающего в виде врага: “Твой самый большой враг – твой нафс, находящийся между двумя твоиими боками” (Байхаки). Эта тема будет раскрыта в части, посвященной поннятиям тасаввуфа, в подразделе “борьба с нафсом и риязат”.
Доктор Хасан Камиль Йылмаз,
из книги «Тасаввуф и Тарикаты»