Ислам предписывает каждому мусульманину востребование знаний от колыбели до могилы. Это фард. Попытаемся глубже понять это. Фард – это строгое веление Аллаха, выполнение которого является обязательным религиозным долгом для каждого верующего. Человек, не выполнивший фард, совершает тягчайший грех и будет осужден в мире последнем.
Фард разделяется на два вида:
Первый – фардул-айн.
Второй – фардул-кифая.
Фардул айн – религиозный долг, обязательное и безусловное выполнение которого категорично требуется от каждого мусульманина. Его выполнение одним человеком вместо другого не освобождает второго от обязательства его выполнения. Примером этому может служить намаз. Для каждого достигшего зрелости верующего совершение предписанного намаза пять раз в день является фардул айн, в противнов случае он станет величайшим грешником.
Фардул кифая – религиозный долг, выполнение которого частью мусульман (частью общины, уммы) будет достаточным для остальных мусульман и освободит их от его выполнения. Примером этому служит джаназа-намаз. Когда умирает мусульманин, то для всех мусульман становится фардом – обязательством, омыть его, совершить по нему джаназу-намаз и похоронить его. Но поскольку это деяние является фардул кифая, то будет достаточным, если по нему совершат джаназу некоторые из мусульман. Тем самым с остальных обязательство фарда снимается. Если же никто не исполнит это, то ответственными становятся все мусульмане, извещенные об этом.
В части востребования знаний задействованы оба вида фардов. Каждый мусульманин обязан получить минимум знаний, необходимых для ведения правильного образа жизни: о своей религии, нормах шариата, о халалном и харамном. Это фардул-айн. Это должен делать каждый мусульманин, иначе совершит тягчайший грех.
Освоение навыков, умения, профессии и приобретение знаний, необходимых для всей уммы – это фардул-кифая. Для каждого члена мусульманского общества является фардом под-готовка достаточного количества специалистов во всех сферах жизни. После подготовки специалистов, удовлетворяющих потребности общества, как численностью, так и квалификацией, этот фард снимается с членов общества.
Теперь эта обязанность будет возложена на этих специалистов. Если в обществе возникнут недостатки, касающиеся их сферы, отвечать будут они сами.
Исламское общество должно обеспечить себя всеми специалистами, необходимыми для его достойного существования. Если в ряде важнейших отраслей науки и промышленности недостает квалифицированных кадров, вина ложится целиком на всю мусульманскую общину, в частности на ее предводителей.