Суждения факихов о браке могут разниться в зависимости от конкретных обстоятельств. Так, например, когда кого-либо охватывает сильное желание удовлетворить свою страсть, вступление в брак считается обязательным (ваджиб), поскольку в противном случае мужчина может совершить прелюбодеяние. Обязательным брак считается и тогда, когда человек не может удерживать себя от взоров на нечто запретное или от рукоблудия. В подобных случаях он обязан жениться, даже если возможность совершения прелюбодеяния исключена.
В том случае, когда мужчина уверен, что совершит прелюбодеяние, если не женится, ему предписывается заключить брак при том условии, что он может сделать свадебный подарок и располагает необходимыми средствами для содержания семьи. Объясняется это тем, что использование единственного средства, позволяющего избежать совершения запретного, относится к категории предписанных (фард) действий. Тот, кто боится совершить прелюбодеяние, но не может сделать брачный подарок, обязан взять деньги в долг, а Аллах Всевышний поможет ему вернуть его. Сообщается, что Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал: «Аллах обязательно поможет троим: рабу, заключившему со свои хозяином договор о самовыкупе и желающему рассчитаться, мужчине, который хочет вступить в брак и сохранить целомудрие, и тому, кто сражается на пути Аллаха Всевышнего» (Тирмизи, Насаи, Ибн Маджа).
Таким образом, вступление в брак относится к действиям категории «сунна муаккада», которые нормальному человеку следует совершать по примеру Пророка саллаллаху алайхи васаллам.
Однако в таких случаях, когда можно опасаться, что, женившись, мужчина станет проявлять несправедливость (зулм) по отношению к своей жене и притеснять ее, вступление в брак рассматривается как крайне порицаемое действие (макрух тахрима). Не следует жениться и тому, кто опасается как совершения прелюбодеяния в случае отказа от брака, так и проявления несправедливости в семейных отношениях. Объясняется это тем, что проявление несправедливости является грехом, связанным с поклонением, а запрет на совершение прелюбодеяния относится к числу прав Аллаха Всевышнего. Однако в случае возникновения подобных противоречий праву раба отдается предпочтение перед правом Аллаха, так как раб относится к числу нуждающихся, а Аллах Всевышний, слава Ему, не нуждается ни в чем.
Если в семейной жизни определенно будут иметь место несправедливость и притеснения, вступление в брак рассматривается как запретное (харам) действие, поскольку брак был узаконен для обеспечения защиты души и снискания награды, в то время как любая несправедливость греховна и запретна. Это значит, что пагубного в таком браке будет больше, чем полезного.
В обычных условиях вступление в брак лучше, чем полное посвящение себя дополнительным молитвам (нафиля) и прочим видам поклонения. Имам Ахмад сказал: «Удаление (от мира) не имеет с Исламом ничего общего, а тот, кто призывает к отказу от вступления в брак, призывает не к Исламу».
Наши праведные предшественники считали отказ от брака достойным порицания и побуждали неженатых к вступлению в брак. Так, например, Ибрахим бин Майсара сказал Таусу: «Ты непременно должен жениться, а не то я скажу тебе то же, что Умар сказал Абуз-Заваиду: невступление в брак тебе дает либо немощь, либо распутство». Сообщается также, что Ибн Аббас сказал Саиду бин Джубайру: «Женись, ибо лучшим в этой общине является тот, у кого больше всех жен».
Однако некоторые факихи считали, что полное посвящение себя поклонению Аллаху лучше, чем вступление в брак и забота о жене и детях. Люди, придерживавшиеся такого мнения, приводили в качестве довода тот айат, в котором Аллах Всевышний воздал хвалу Йахйе, мир ему. В этом айате сказано: «...ангелы воззвали к нему: "Поистине, Аллах возвещает тебе благую весть о Йахйе, который будет господином, (мужем) целомудренным и Пророком из числа праведников и подтвердит (истинность) слова от Аллаха"». Из этого можно сделать вывод о том, что если бы вступление в брак было лучше, то Йахйа не удостоился бы похвалы за отказ от брака. Тем не менее наиболее предпочтительным следует считать первое мнение, поскольку в Куръане и сунне есть множество указаний на достоинство брака, и некоторые из этих указаний были приведены нами выше. Что же касается упоминания в Куръане о Йахйе, мир ему, то у него был свой религиозный закон, от которого отличается наш шариат.
..