Ислам стал второй по величине религией в Китае. Его богатое наследие прослеживается со времен путешествия мусульманских дипломатов и купцов из Персии, которые распространили религию в Китае в период с 639-м по 751-м гг.в период правления династии Тан. В 651 году император династии Тан Ли Шимин принял посланника от халифа Усмана, за которым последовало еще 16 официальных визитов делегаций халифата Омейядов.
Торговля между мусульманскими и китайскими торговцами стала настолько регулярной, что суд династии Сун назначил генеральным директором судоходства мусульманина и пригласил 5300 мужчин из Бухарской области Узбекистана поселиться в Китае.
Религия продолжала процветать во время правления династий Юань и Мин. В администрации ключевые должности занимали мусульмане. Однако после прихода к власти династии Цин, под руководством маньчжуров, Ислам начали притеснять.
На протяжении последних 1400 лет китайские мусульмане являются представителями преимущественно 10 этнических групп-меньшинств, таких как хуэй, уйгуры, казахи, донсиянь, киргизы, салары, таджики, узбеки, бонанцы и татары, которые сохранили свою веру и убеждения, а также культуру, образовав одну из крупнейших мусульманских общин в Азии.
Согласно исследованиям, в Китае насчитывается 21 млн. мусульман. Многие из них живут на северо-западе страны, в провинциях Синьцзян, Ганьсу и Нинся.
"Я и моя жена, китайцы из рода Хуэй. Мы мусульмане, как и наши предки. Мы заботимся о своих детях и практикуем религию Единобожия, воспитываем наших внучек в духе Ислама. Это очень важно в нашей семье ", - заявил один из жителей Пекина Шан Чонгшан. Шан и его жена живут в историческом мусульманском поселке Ниужие (Оксен-стрит) в Пекине.
Хан Яохуа, студент, ходит в мечеть каждый день в обязательном порядке. Он приносит в мечеть еду из дома, чтобы разговляться с другими мусульманами во время Рамадана. Шан говорит, что Ид аль-Адха, более известный как праздник жертвоприношения, является очень важным событием в китайском мусульманском календаре.
"Я очень хотел бы совершить хадж в Мекку с женой, однако расходы слишком высоки. Но, я действительно надеюсь, что смогу совершить паломничество хотя бы раз в жизни", - сказал он.
Китайцы Хуэй в большинстве своем являются прямыми потомками купцов Шелкового пути. Их предки состояли в смешанных браках (выходцы из стран Центральной Азии, арабы, персы, китайцы и монголы).
Многие из тех, кто принял Ислам считаются хуэйцами. Хуэйцы бегло говорят на китайском, как на своем родном языке, в отличие от мусульман из других девяти этнических групп, у которых свой язык.
Вице-президент «Китайской исламской ассоциации» Ма Зонгжи говорит, что, несмотря на их различные родовые и культурные традиции, мусульмане из всех 10 этнических групп одинаково следуют исламским законам.
На мусульманскую общину приходится лишь менее 2% от общей численности населения Китая, однако оно продолжает расти и большая часть мусульман с северо-запада переселились на юг и восток, построили там мечети.
За последнее десятилетие увеличилось количество китайских мусульман, отправляющихся на ежегодное паломничество в Мекку. В прошлом году около 13100 паломников из Китая посетили Саудовскую Аравию. Исторически сложилось так, что китайским мусульманам было запрещено выполнения хадж во время династии Цин. Их религиозный статус был восстановлен после падения последней императорской династии Китая.
В неспокойные времена в Китае очень небольшому количеству мусульман было разрешено совершать паломничество, но в 1978 году правительство начало ослаблять политику в отношении мусульман. Поскольку организованное паломничество было возобновлено в 1985 году, за последние 20 лет количество паломников значительно увеличилось. В 2007 году их число превысило 10000, а в прошлом году достигло 12700.
В Китае насчитывается более 40.000 имамов, имеющих религиозное образование (религиозных учителей), которые выполняют свои обязанности в более чем 30.000 мечетей. Большинство из них получили исламское образование в Китайском исламском институте, а также в девяти других колледжах в Синьцзяне, Ланьчжоу, Иньчуани, Куньмине и Хэбэйе.
Однако, молодое поколение мусульман сталкивается с серьезными проблемами. Многие родители мусульман не получают надлежащего исламского образования и не посещают регулярно мечети, они создают трудности для своих детей в исповедовании религии.
Кроме того, семейное воспитание часто не учитывает духовного фактора, поэтому дети постепенно теряют связь со своей религией и многие в конечном счете не выполняют религиозные предписания.
Религиозные лидеры должны способствовать этнической интеграции между мусульманами и немусульманами. «Китайская исламская ассоциация» и другие исламские ассоциации обязаны воспитывать имамов, которые будут распространять знания и способствовать исламскому образованию в мечетях.
Iviews
..