Еще в прошлом столетии многие аналитики предрекали, что 21-век станет веком информационных войн. Наблюдая за складывающейся ситуацией на информационной арене мира, можно смело утверждать, что такие «войны» ведутся целенаправленно, широкомасштабно, на нескольких фронтах.
Однако сложность заключается в том, что в таких противостояниях не всегда ясны цели, к которым стремятся противоборствующие стороны, скрываются их истинные намерения. Зачастую используются грязные методы, которые носят подстрекательский характер и провоцируют одну из сторон на такие действия, которые их выставили бы в неприглядном для них, но выгодном для других свете. Обострения в информационном противостоянии, возникшие в связи с появлением в сети Интернет злосчастного и оскорбительного для мусульман фильма «Невиновность мусульман», выявили еще ряд возможных замыслов. Как известно, в этой связи наибольшего накала протесты достигли в Египте, Ливии и Йемене, выступления отмечены также в Иране, Судане, Тунисе, Ливане, Индии, Бангладеш, Афганистане и Пакистане. Были акции протеста в Австралии и в ряде европейских стран. Кто-то оправдывает и открыто огораживает создателей фильма оговорками «свободы слова и демократии», тогда как другие стороны называют это деяние «преступлением и следствием злоупотребления свободой слова», как, например, о том заявил президент Ирана М. Ахмадинежад.
В действиях западных стран, в частности США, теперь многие оскорбившиеся мусульмане и не мусульмане стали усматривать множество целей: начиная от дискредитации мусульманского сообщества в глазах остального мира с целью насаждения на Ближнем Востоке «западных демократических принципов и ценностей», до инициирования провокационной ситуации в этом регионе с целью развязать себе руки для активных военных действий против Сирии с последующим переключением на Иран и т.д. Другие видят в этих делах «руки» Израиля, пытающегося завлечь в большие козни в регионе против арабов и Ирана своего старшего покровителя… В заявлениях же грузинской актрисы Анны Гурджи (Гиоргобиани), сыгравшей в фильме «Невиновность мусульман» за 75 долларов в день, некоторые узрели целенаправленное умышленное создание провокационного фильма. Актриса рассказала в интервью британской газете Daily Mail, что она «понятия не имела, что Джордж будет изменен на Мухаммад...».
В любом случае этот подстрекательский акт уже послужил причиной, унесшей жизни четырех дипломатов и нескольких десятков мусульман. Последней потере Запад, как одна из сторон, вовсе не придает значения, тогда как на фоне неоправданной потери своих дипломатов ей не подобало бы заявлять бесцеремонно о своих жестких намерениях «защищать свою демократию за пределами своей страны». Так, подготавливая мировое сообщество к предстоящей речи президента США Барака Обамы перед Генассамблеей ООН, официальный представитель Белого дома Дж.Карни на пресс-брифинге сообщал, что президент, будет говорить о «недавних беспорядках» в мусульманском мире и «более широком контексте демократических перемен в арабском мире». Также он «даст понять, что США никогда не отступят», будут добиваться «свершения правосудия в отношении тех, кто причиняет вред американским гражданам и США, и будут защищать демократические ценности за рубежом». Но ни слова о том, что будет с теми, кто, находясь в США, станет выходить за человеческие рамки и оскорблять ценности миллионов людей как за пределами этой страны, так и части самих американцев.
Другой важной темой выступления американского лидера будет, как ожидался, Иран. Эта тема также представляет собой широкий фронт в нынешней информационной войне. США, ряд других стран Запада и Израиль подозревают Иран в разработке ядерного оружия под прикрытием программы мирного атома. Следовало бы отметить, что подобные «подозрения» относительно наличия в Ираке химического оружия не подтвердились. Мировое сообщество однажды уже было вскормлено такой информацией и «вкус ее горечи» еще не совсем отошла. Хотя в свое время это обстоятельство и выставило Белый дом в качестве агрессора без оправдательной маски, все же, надо полагать, были защищены «демократические ценности за рубежом». Было бы полезно знать и остальной части мирового сообщества об этих ценностях поподробнее. Тогда, возможно, не было бы недоразумений по поводу принимаемых решений и осуществляемых действий со стороны супердержавы. Здесь вспоминаются заявления Тегерана о том, что его атомная программа направлена исключительно на удовлетворение потребностей страны в электроэнергии. Иран, с его специфической политикой, к которой западные страны не питают особого доверия, требует равноправия в возможности обладания атомной энергией. Обладатели таким правом не хотят с ним делиться.
Тем не менее, Белый дом рассчитывает, что на этом информационном поле боя трибуна Генассамблеи служит возможностью подчеркнуть, что «хотя приоритетным для США остается дипломатический подход к проблеме, Америка не исключает никаких вариантов действий, включая военный, чтобы не допустить попадания ядерного оружия в руки Ирана». И при этом ясно дает понять, что в этом вопросе ближайшим соратником США является Израиль. На что указывает и отдельная встреча госсекретаря США Хиллари Клинтон с израильским премьером Биньямином Нетаньяху, в ходе которой «проблема Ирана станет важной темой переговоров».
Информационное противостояние в виде обвинений и оправданий на этом не исчерпывается. Подстрекательские инспирации, направленные против религиозных символов и ценностей, но рассчитанные на последующие политические и экономические дивиденды, вынудили многих стран предпринять меры противодействия. Те же иранские власти, в качестве ответного шага на информационном поле боя, заявляют о своей готовности отразить любой военный удар. И в то же время пытаются нейтрализовать сверхмощные информационные средства противостояния своих противников — ИРИ блокирует нечестивые на ее взгляд западные информационные каналы. К таковым власти Исламской республики отнесли поисковик Google и сервис электронной почты Gmail, которых они заблокировали для пользователей в своей стране. Помимо этого, в стране на постоянной основе ограничен доступ пользователей к сайтам медиакомпаний ВВС, Guardian, CNN, социальным сетям Facebook и Twitter и другим западным ресурсам. Принадлежащий Google видеохостинг YouTube, где размещены отрывки из «Невиновности мусульман», заблокирован в Иране еще с 2009 года.
Попытка защитится от оскорбительных информационных нападок и подстрекательств просматривается и в некоторых мусульманских странах и регионах. И там западные средства информационного воздействия подвергаются ограничению. Следует отметить, что из-за злосчастного фильма YouTube был заблокирован и в Судане, Бангладеш и Пакистане. Кроме того, доступ к видеопорталу ограничили несколько интернет-провайдеров Чечни и Дагестана в РФ.
Некоторые опасения заставили Google самостоятельно ограничить доступ к видеоролику в Индии и Индонезии, а до этого компания заблокировала его для пользователей в Египте и Ливии. В то же время, власти Саудовской Аравии пригрозили закрыть доступ к YouTube, если компания откажется заблокировать ссылки на антиисламский фильм.
Между тем протесты в связи созданным в США фильмом «Невиновность мусульман» охватывают все больше сфер деятельности. Отмечается, как в знак протеста против этого оскорбительного фильма иранские киномотографисты, возможно, не будут выдвигать свой фильм на соискание кинопремии «Оскар». По мнению ответственных за эту отрасль иранских чиновников, участие ИРИ в конкурсе «станет возможным только после того, как организаторы кинопремии публично осудят скандальный фильм».
В воскресенье глава регулятора в области телерадиокоммуникаций Бангладеш направил письмо в корпорацию Google с требованием удалить видео, вызывающее столько недовольства в некоторых кругах общества. Аналогичное письмо направил интернет-гиганту и премьер-министр страны.
Ранее доступ к видеопорталу был закрыт властями Пакистана. Власти Афганистана стали блокировать доступ не только к самому злосчастному видео-порталу, а заблокировали все ресурсы, предоставляемые компанией Google, в том числе и почтовый сервис Gmail.
Таким образом, информационная война, для которой полем боя служат сознания миллионов людей, постепенно набирает обороты. Однако стороны должны понимать, что при открытом вовлечении в эти геополитические противостояния религиозных сообществ путем инициирования конфликтов между ними, само противостояние обретет совсем иной окрас, оно разделит на фронты всё мировое сообщество. Игры на чувствах, убеждениях и ценностях миллионов людей могут дорого обойтись тем, кто затеял такие игры. Ибо следует помнить, что границы между религиозными сообществами проходят не совсем там, где прочерчиваются линии геополитических интересов.
Абу Шокир