Я глубоко задумалась, глядя на братьев, раскрывших друг другу объятия. Перед глазами возникли приятные воспоминания. Душа наполнилась необыкновенными чувствами.
Сыновья двух великих людей. Несмотря на то, что они разные личности, принадлежат разным национальностям, имеют разные полномочия, родина каждого далека от родины другого, их души близки, у них одинаковая боль. Хотя они не так часто видятся, между ними существуют, духовные узы, взаимопонимание. Когда встречаются их взгляды, они тут же читают и понимают все недосказанное, а когда соприкасаются сердца, они чувствуют поддержку и утешение. Такое бывает только у потомков великих людей.
Рамазан Кадыров в качестве дорогого гостя начал свой визит в нашу страну с посещения могилы нашего Хазрата, шейха Мухаммад Садыка Мухаммад Юсуфа рахимахуллах, и естественно, это напомнило мне некоторые минувшие события…
Это было во времена, когда мы жили в Ливии. Наш отец и наша мать вместе с младшей сестрой часто путешествовали. Видимо из-за малого возраста, хотя нам и было интересно, в какую страну они съездили, но мы не очень-то обращали внимания на то, с кем они встречались и о чем они говорили.
Возвратившись из очередного такого путешествия, я помню, как мама показывала очень изящную и красивую обувь, гордилась, называя имя того, кто подарил ей это. Подарок действительно был красивым. Позже, помню, как мои родители очень сильно переживали, услышав, как тот человек пал мученической смертью. Пройдя некоторое время, я узнала, что это был Президент Чечни, муфтий Ахмад Кадыров, и я начала все больше узнавать об этом человеке.
После визита в Узбекистан Рамазана Кадырова, вспоминая про ту обувь, мы начали расспрашивать маму об Ахмаде Кадырове. Мы буквально забросали ее такими вопросами, как «Вы видели его?», «Каким он был?». Наша милосердная мама рассказала следующее:
«Покойный Ахмад Кадыров пригласил нас в Москву. Мы приняли его приглашение и оправились в путь. Жили мы в одном частном доме. Это было накануне избрания Ахмада-хаджи президентом Чечни. А так как Хазрат был его наставником, он нуждался в советах нашего Хазрата и поэтому-то и пригласил. Оба вели очень долгие беседы. Между тем приходили и уходили какие-то люди. Народ Чечни находился на краю пропасти, и обстановка была чрезвычайно щепетильной. Решение стать президентом для Ахмада-хаджи далось очень нелегко, ведь тем самым он ставил свою жизнь под угрозу. В такие опасные времена, Хазрат был для Ахмада Кадырова и наставником, и другом, и единомышленником, и доверенным лицом. Когда Ахмад-хаджи рассказал о деталях даваемых Хазратом советов президенту России Путину, тот сказал: «Ваш Учитель чрезвычайно умный человек, передайте ему от меня привет».
Учитель и ученик во время президентских выборов были всегда вместе и все вопросы решали вместе. А я, в это время готовила для них наши национальные блюда, такие как плов, самса и шурпа. Ахмад-хаджи очень любил наши блюда. Однажды даже я погладила для него одежду, перед очередной встречей.
По воле Аллаха, Ахмад-хаджи был избран президентом Чечни. Помню, как тогда народ запротестовал из-за того, что на один из собраний Ахмад-хаджи не надел национальный головной убор.
Ахмад-хаджи был истинным мусульманином, был великодушен и мягкосердечен. Когда наша семья вместе с ним осматривали достопримечательности Москвы, я стала покупать какие-то вещи, а он, покойный купил мне много подарков. Он купил ту самую обувь, про которую вы вспомнили, национальный сувенир русских «матрешку», деревянные ложки и игрушку для Оминахон. Когда мне стало неловко, он сказал: «Бери. Это от меня вам на память. Буду ли жив я завтра или нет, неизвестно».
Да проявит Аллах к нему милосердие, он прекрасно понимал, за какое дело взялся. Не прошло много времени, как он погиб после устроенного покушения на него».
Этот великий человек, подвергая опасности свою жизнь, принял такое решение ради мира для своего народа и действовал очень смело. Сколько бы мы ни говорили о таком человеке, который пал жертвой ради благосостояния своего народа, все равно мало.
Помню, как шейх Хазрат рассказывал нам: «После того, как Ахмад Кадыров стал президентом, мы приехали в Грозный, чтобы провести конференцию, и увидели, что не уцелело ни одно здание. Построили шатер прямо посередине развалин и провели там конференцию. Когда же я приехал туда в другой раз спустя некоторое время, то увидел, как город заметно стал благоустраиваться. На этот раз мы провели конференцию в очень хорошем здании».
Как говорил Рамазан Кадыров во время своего визита в Узбекистан, наш Хазрат ради мира чеченского народа, поддерживая Ахмада-хаджи, не обращал внимания на пули, пролетавшие рядом, на серьезные опасности для жизни. Даже имея разные направления деятельности в жизни, эти два человека имели одинаковые цели и взгляды.
Если Ахмад Кадыров в очень непростой период рискнул своей жизнью ради своего народа, то наш Хазрат вооружился пером и с его помощью вывел свой народ от религиозного невежества к духовному просвещению, положил конец разногласиям и различным течениям, и всю свою жизнь посвятил этому великому делу. Возможно поэтому перо ученого-богослова сравнивают с мечом усердствующего воина, а их чернила сравнивают с кровью мучеников.
Благодаря тому, что Ахмад Кадыров и подобные ему самоотверженные люди пожертвовали своей жизнью, в Чечне установился мир. После того, как Ахмад Кадыров пожертвовал собой ради установления истины, его дело продолжил его сын Рамазан. Когда он занял место отца, он был совсем молод. Несмотря на это, он смог установить и обеспечить мир, он боролся против разногласий и самоволия.
Исмаилджан тоже продолжает дело своего отца, прилага все свои возможности.
Никак не забуду слова Исмаилджана домуллы. Когда он прекратил свою деятельность в посольстве Кувейта, его отговаривали от этого и советовали продолжить свою карьеру на том поприще. Тогда он ответил: «Я посвящаю свою жизнь Хазрату и его делу». Исмаилджан и по сей день сдерживает свое слово.
Из всего этого можем заключить, что эти двое мужчин росли, поднимая весьма тяжкие ноши своих отцов, несли это бремя вместе со своими отцами, их свобода была ограничена служением своим отцам, на их плечи взвалились тяжесть общего горя потери отцов и с этим и огромная ответственность, чем они очень схожи.
Еще их схожесть состоит в том, что народ хочет видеть, чтобы они были похожи на своих отцов, или требуют таких действий, которых сами нарисовали в своих представлениях. Никто не может себе представить, как тяжко быть сыновьями таких великих людей, как тяжка разлука с такими отцами, какова тяжесть ответственности после них, что сгибает их, наполняет болью их сердца.
Как советуют специалисты, лучше всего, когда дети таких великих людей воспитываются и обучаются в отдаленности. Потому что есть вероятность, что ноша великих и известных людей может раздавить их отпрысков.
Когда мы пошли проведать одного из наших учителей, один из наших собратьев предложил: «Было бы хорошо, если Исмаилджан читал проповеди, обучал нас». Тогда учитель ответил: «Ты не видел того, чего видел Исмаилджан, ты не пережил то, чего пережил он. Оставь его в покое. Придет время и он сделает все, что нужно».
Из уважения к великим людям, мы должны беречь их детей. Но неблагодарные люди, забыв о величии таких великих людей, обсуждают их детей так, как им заблагорассудится. А эти мужчины каждый раз, получая удар, боль, сразу вспоминают отцов, опасаются за их авторитет. В такие моменты, вспоминая то, как причинялись страдания их отцам, чувствуют себ крайне неловко.
Мы вспоминали события нескольких дней с большими эмоциями. Но эти мужчины были свидетелями таких событий множество раз. Можно сказать, что вся их жизнь состоит из таких эмоций. В этом отношении, мы, мусульмане, не должны распространять всякую молву по собственному видению и пониманию, а должны действовать, следуя Куръану.
В Куръане, в суре «Кахф», в части истории о Хизре и Мусе, указывается именно на это. Там говорится о том, как Всевышний Аллах сохранил для двух малолетних сирот их богатства под стеной их дома, чтобы те могли извлечь их по достижению совершеннолетия. Аллах сделал это благодаря тому, что их отец был праведным, благочестивым человеком. Это милосердие Всевышнего Аллаха проявилось к этим сиротам благодаря праведности их отца. Если Всевышний Аллах относится таким образом к своим созданиям, то почему же мы, немощные создания относимся неуважительно к благочестивым, самоотверженным героям? Разве так ценят достоинства великих людей? Разве не следует оказывать почтение к их потомкам? Пусть же те, кто сознательно или несознательно обсуждает потомков великих людей, попробуют вникнуть в суть этих аятов Священного Куръана.
Когда не стало нашего Хазрата, Рамазан Кадыров поступил как истинный верующий мусульманин — он объявил траур в своей стране. Отправил нашей семье письмо-соболезнование, мы услышали от него слова сочувствия, поддержку и молитвы. И теперь, он исполнил сунну, отдавая дань уважения Учителю.
Передается от Ибн Умара:
«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Лучшее из благодеяний, это поддерживание человеком силатур рахма (отношений) с теми людьми, кого любил его отец».
Возможно, посещая могилу Шейха, в душе Рамазан Кадыров испытывал именно такие чувства…
И в конце, я возношу молитвы за наших героев, которые пожертвовали свои жизни в первую очередь ради религии, ради родины, ради народа. Прошу Всевышнего, чтобы в соответствии с вышеупомянутыми аятами Куръана, в честь почитания двух благочестивых великих людей, Он наградил их потомков самыми высшими степенями в обоих мирах.
Желаю, чтобы наша почтенная мать всегда пребывала в афийе, чтобы Аллах удостаивал ее доводить до народа такие прекрасные воспоминания.
Еще одно соображение: узбекский народ любит Рамазана Кадырова за его действия ради религии, за его храбрость и мужественность. Великий сын чеченского народа, ин шаа Аллах, еще больше заслужил любовь и уважение нашего народа, посетив могилу великого учителя, который завоевал сердца миллионов мусульман.
Одинахон Мухаммад Садык. Перев. Мадина