Согласно шариату, «закáт – выплата определенной части определенных средств или имущества определенным лицам, совершаемая с намерением заслужить довольство Аллаха».
Говоря же современным языком, закáт – это возложенная на мусульман обязанность. Всем известно о возложении подобной обязанности на человека и в других религиях и в государственных системах. Не секрет, что имеются и противники таких финансовых обязанностей.
Васатыя в области закáта выражается в том, что он возлагается только на обеспеченных людей, имущество которых отвечает определенным критериям.
В связи с тем, что толкования условий закáта несколько расходятся, представляется целесообразным дать развернутую картину этих условий.
I. Условия, предъявляемые к имуществу, при которых закáт становится обязательным:
1. Имущество должно быть полным.
2. Имущество должно быть пополняющимся, увеличивающимся.
3. Оно должно достигнуть нисаба (облагаемый минимум имущества, с которого дается закáт).
4. Превышать объем основных личных потребностей.
5. Не должно быть долговым.
6. Должен быть во владении в течение одного года.
II. Условия, которым должен отвечать дающий закáт:
1. Быть мусульманином.
2. Быть совершеннолетним.
3. Быть свободным.
4. Быть в здравом уме.
Для человека, не отвечающего этим требованиям, закáт не является обязательным.
Выделяемая в качестве закáта часть равна одной сороковой части от доходного имущества. Закáт дается один раз в год.
Аллах, Пречист Он, Всевышний, в суре «Анъам» сказал:
«И дайте его должное в день его жатвы и не расточительствуйте. Поистине, Он не любит расточительствующих!» (аят 141).
В этом аяте Аллах приказывает отдавать ушр (одна десятая часть урожая зерновых культур или фруктов, которая дается в качестве закáта) в день сбора урожая земледельцами. Но и при этом запрещается расточительствовать, то есть, не излишествовать, а быть умеренными.